В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, разработанным с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной и распространена в современной школе.
На ступени начального общего образования должно осуществляться духовно – нравственное развитие обучающихся, которое предусматривает принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, любовь к своему народу, краю, Родине, осознание национальной принадлежности, уважительное отношение к культуре своего народа.
В Алтайском крае проживает 12 народностей: кумандинцы, алтайцы, немцы, русские и др.
Вопросами обучения детей малых народностей Российской Федерации занимались Ушинский К.Д., Малиновский И.В., Сухомлинский В.А. и др.
Вместе с тем следует отметить, что сегодня менее изучен вопрос об использование этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы. В этой связи обостряется противоречие между необходимостью реализации этнокультурного образования в начальной школе и недостаточной разработанности практических путей его реализации. Это обусловило актуальность, и определила проблему исследования, в выявлении этнокультурных технологий, которые могут быть реализованы в образовательном процессе начальной школы.
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования «Использование этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы».
Цельюисследования явилось конструирование модели использования этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы.
Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – процесс реализации этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы.
Гипотеза исследования заключается в том, что этнокультурные технологии будут реализованы, если:
- определены их теоретические основы;
- установлены и реализованы условия внедрения этнокультурных технологий;
- разработана и внедрена модель использования этнокультурных технологий в начальной школе.
Проблема, цель и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:
Раскрыть теоретические и практические основы реализации этнокультурных технологий в начальной школе при изучении философской и психолого-педагогической литературы.
Определить сущность и состояние реализации этнокультурных технологий в теории и практике обучения учащихся начальной школы.
Выделить педагогические условия применения этнокультурных технологий в начальной школе.
Опытным путем проверить эффективность модели использования этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школе.
Разработать и внедрить в практику методические рекомендации для педагогов начальной школы.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по данной проблеме, наблюдение за деятельностью учителей, учащихся, метода опроса (анкетирование и беседы с учителями, учащимися начальной школы), моделирование.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (поисково – теоретическом: июнь 2013 – сентябрь 2013г.) изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая литература, проводилось наблюдение за деятельностью учителей и учащихся, что позволило нам изучить современное состояние проблемы исследования и сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования.
На втором этапе (опытном: октябрь 2013 – ноябрь 2013г.)разрабатывалась модель использования этнокультурных технологий в начальной школе, осуществлялась её апробация, проводились беседы и анкеты с учителями, с родителями.
На третьем этапе (заключительно – обобщающем: декабрь 2013г.)проводилась систематизация данных, полученных в ходе опытной работы, формулировались основные выводы, осуществлялось литературное оформление научно-исследовательской работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, доведены до конкретных методических рекомендаций, внедрение которых в практику способствует реализации этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы. Опытной базой исследования стали Никольская, Колбановская, средние общеобразовательные школы Советского района Алтайского края. Всего в реализации этнокультурного исследования участвовали 20 человек.
Структура отражает логику, содержание и результаты исследования, и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы «Использование этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы», степень её разработанности, выявлено противоречие, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы и этапы исследования, определена практическая значимость.
В первой главе «Теоретические и практические основы использования этнокультурных технологий в школе» раскрыта сущность этнокультурных технологий, определено состояние проблемы исследования в теории и практике, сконструирована модель реализации этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы.
Во второй главе «Опытная работа по проверке эффективности использования этнокультурных технологий в начальной школе» описаны организация и методика опытной работы, процесс внедрения этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы, проведен анализ результатов исследования.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения темы.
В приложении содержатся материалы опытной работы.
В последнее десятилетие в Российской Федерации, и Алтайском крае в частности, в области и культуры большое внимание уделяется возрождение обычаю и традиции малых народов. В системе образования встает вопрос об использование этнокультурных технологий: в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования этнокультурные технологии должны быть реализованы на уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения, музыки и др. Данные учебные предметы относятся к учебному блоку.
Под «культурой» понимаются «нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции» [2]. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура» и т.п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Может относиться к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура и т.д.
В изучении культуры существует несколько подходов: философский, антропологический,социологический.
Философский подход дает самое широкое понимание культуры, предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. Задача этого подхода – не просто дать описание или перечисление явлений культуры, но проникнуть в их суть. Как правило, сущность культуры видится в сознательной человеческой деятельности по преобразованию окружающего мира и самих людей.
В рамках философского подхода выделяются несколько позиций, выражающих различные оттенки и смысловые значения понятия «культура». Во-первых, подчеркивается, что культура — это «вторая природа», искусственный мир, сознательно и целенаправленно созданный человеком, причем посредником между этими двумя мирами выступает человеческая деятельность, которая рассматривается предельно широко как технология и производство культуры, как производство не только материального окружения, но и всего социального бытия человека. Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного.
Сутьантропологического подхода в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Иными словами, культура — это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры. Этот предельно широкий подход ставит знак равенства между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры. «Антропология, — подчеркивает К.М.Клахкон, — держит перед человеком большое зеркало и дает возможность посмотреть на себя во всем его безграничном разнообразии» [9, с. 32].
Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим. Одним из первых разработчиков предметного подхода в социологии можно считать П.А.Сорокина.
Так как этнокультура является содержательной основой этнокультурного образования, автором выработано следующее рабочее определение термина. «Этнокультура – это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом» [10, с. 13].
Этнокультура является совокупностью тех культурных элементов и структур, которые обладают этнической спецификой.
Этнокультурное образование – это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры [11, с. 70]. Этнокультурное образование в начальной школе может быть реализовано через множество этнокультурных технологий.
Понятия «Этнокультурные технологии» определяется через понятия
«этнокультуры» и «технологии». Под технологией в широком смысле понимается «совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой – либо отрасли деятельности» [14]. Исходя из этого, этнокультурные технологии – основа возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел [3].
Основополагающим признаком этнокультурных образовательных технологий является их содержательный, дидактический потенциал, в котором наиболее полно представлены все богатство национальной культуры, уклад жизни населения региона, его традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности. Вместе с тем, образовательные технологии способны обеспечить условия для участия специалистов в равноправном диалоге или полилоге с представителями других культур. Этнокультурные образовательные технологии подлежат классификации в зависимости от их предметно без содержательного наполнения, вида образовательной деятельности, конкретных их носителей и пользователей. Каждая из технологических ступеней имеет свое целевое назначение и педагогический инструментарий.
Рассмотрим классификацию В.И. Патрушева [13, с. 44]. Он предлагает различать базовые и частные технологии. К технологиям относятся:
технологии оперативного и стратегического планирования социального развития общества;
стимулирование труда и духовного возвышения личности;
развитие творческой активности людей;
индивидуальная работа с людьми;
повышение культуры труда и производства.
Этнокультурные технологии очень разнообразны. Они основаны на народной (фольклорной) культуре, культурных традициях, промыслах, декоративно-прикладных формах творчества.
Рассмотрение этнокультуры как взаимодействующего канала позволяет определить этнокультурные функции, реализующиеся в процессе взаимодействия. К таким функциям относятся инструментальная (создание и преобразование окружающей среды), инкультурации (создание и преобразование самого человека), нормативная (создание системы средств организации коллективной жизни), сигнификативная (знаковая), познавательная, коммуникативная.
Из этого можем сделать вывод, что сущность этнокультурных технологий очень разнообразна. Под понятием этнокультуры скрываются понятия, такие как культура, этнокультура, технологии. Этнокультурные технологии основаны на культурных традициях, промыслах декоративно – прикладных формах творчества. Из этого можем сделать вывод, что сущность этнокультурных технологий очень большая.
Для реализации этнокультурных технологий в образовательном процессе необходимо создание определенных условий.
В философии категория «условие» трактуется как «выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются» [15].
В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как «видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы». Педагогическая трактовка данной категории представлена в работах В.И. Андреева, который рассматривает условие как целенаправленный отбор, консультирование и применение элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических целей [4, с. 56].
Под педагогическими условиями понимается « среда, обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы», – отмечает М.Е. Дуранов [5, с.315]. Педагогические условия составляют ту среду, в которой формируется, существует и развивается определенное явление, в нашем случае, этнокультурные технологии.
Анализ педагогической литературы позволил выявить следующие педагогические условия:
- систематическое использование этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы;
- личностное ориентирование педагогических взаимодействий педагога с учащимися и их родителями; на возрождение национальных обычаев, традиций, промыслов, ремесел и т.п.;
- направленность педагогического процесса в школе на этнокультурное образование;
- развитие толерантности у участников образовательного процесса;
- методическое сопровождение, внедрения этнокультурных технологий в школу;
- создание среды, предполагающей реализацию этнокультурных технологий;
- забота общества о реализации этнокультурного образования, источников ориентация внеурочной деятельности на этнокультурное образование (кружки, конференции, встречи с представителями малых народов и т.п.);
- компетентность педагога в вопросах этнокультурного образования;
- учащиеся с высоким уровнем мотивации;
- возможность повышения квалификации учителей начальных классов по вопросам этнокультурного образования;
Итак, реализация педагогических условий способствует эффективному решению поставленных задач на ступенях начального школьного образования, содействует установлению преемственности названных учреждений при сохранении единой линии развития ребенка и сотрудничества школы и семьи.
Для более наглядного представления педагогам была разработана модель реализации этнокультурных технологий в образовательный процесс начальной школы (Рисунок 1).
Модель в широком смысле – «любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя» [1].
Термин «модель» в данном исследование понимается как теоретическая модель, воплощающая этнокультурное образование в начальной школе и как разработанный на основе теории варианта практической деятельности.
В.Г. Афанасьев [6, с. 196-197] выделил, что обязательное требование модели – это целенаправленность, увязка её параметров с поставленной перед системой целью, с ожидаемым результатом. Иными словами, модель должна быть достаточно жесткой. В модели исследователь стремится отразить, воспроизвести возможно большее число параметров системы – объекта моделирования, точнее, полнее выразить этот объект.
Моделирование – «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения» [7, с. 267].
В Российской педагогической энциклопедии указывается, что «моделирование»: 1) метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природы или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов» [8, с. 580].
Главной целью модели является обеспечение этнокультурного образования учащимися начальной школы.
В соответствии с этой целью были сформулированы задачи:
1) Выявить этнокультурные технологии, которые могут быть реализованы в начальной школе.
Организовать знакомство учащихся с традициями и обычаями, ремёслами своего села.
Принципы: патриотизм; толерантность; деятельностный подход; интеграция искусств; культуросообразность, диалог культур; взаимодействие с семьей как механизмом передачи этнокультуры;
Содержание: Внедрение этнокультурных технологий в уроке литературного чтения, изо, музыки, технологии и т.д., т.е в урочной и внеурочной деятельности, осуществляется через систему дополнительных услуг, в том числе учреждениях дополнительного образования.
В реализации этнокультурных технологий огромную роль играет установление субъект – субъектных отношений учащихся и педагогов.
Результатом внедрения модели является повышение интереса учащихся к изучению: обычаев, традиций, ремёсел и др. разных народов.
Если рассматривать этнокультуру подробнее то можно увидеть, что учителя часто применяют на своих уроках фрагменты с использованием этнокультурных технологий.
Целью этнокультурного образования является формирование ценностных ориентаций у учащихся на основе этнокультурных представлений, способствующих самоидентификации и толерантности к другим культурам. Следовательно, содержание этнокультурного образования – это система знаний национально-культурных и социально-исторических ценностей, отражающих характер и психологические особенности, самобытность данного народа и его культуры, а также знания и этнокультурные достижения других народов, умения и навыки их использования в процессе жизнедеятельности.
От результативности обучения, воспитания, развития подрастающего поколения, от его интеллектуальных, духовных, нравственных качеств зависит будущее любой страны, и цивилизации в целом. Педагоги воспитывают граждан России, и от того какую гражданскую позицию им привьют, какие моральные качества заложат, зависит, кто будет строить новое российское общество.
В рамках этнокультурного образования учащиеся получают возможность не только узнать о декоративно-прикладном искусстве русского народа, но и освоить технологию некоторых промыслов (русская резьба по дереву, кружевоплетение, вышивание, лоскутное мастерство).
Многие школы уже сейчас включают в свою программу этнокультурный компонент. Культура русского народа формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции русского народа, нельзя упускать из виду и связи ее с культурами других народов, забывать о существовании в России других, кроме русских, народов.
Этнокультурный аспект обучения преследует цель – через приобщение детей к культуре родного народа, пробудить интерес к изучению культуры народов ближайшего национального окружения с последующим ознакомлением с культурой народов мира.
Так же, следует отметить, что эффективность реализации модели внедрения этнокультурных технологий в образовательный процесс начальной школы зависит от степени воплощения принципов, условий, от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этнокультурного образования при осуществлении субъект – субъектных взаимодействий педагогов с детьми и их родителями.
Выводы по первой главе.
Этнокультурные технологии – основа возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел[3]. Они основаны на народной (фольклорной) культуре, культурных традициях, промыслах, декоративно-прикладных формах творчества.
Содержание этнокультурного образования – это система знаний национально-культурных и социально-исторических ценностей, отражающих характер и психологические особенности, самобытность данного народа и его культуры, а также знания и этнокультурные достижения других народов, умения и навыки их использования в процессе жизни.
В рамках этнокультурного образования учащиеся получают возможность не только узнать о декоративно-прикладном искусстве русского народа, но и освоить технологию некоторых промыслов (русская резьба по дереву, кружеву).
Под педагогическими условиями понимается среда, обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы. Реализация педагогических условий способствует эффективной задаче на ступенях начального школьного образования.
Модель реализации этнокультурных технологий в начальной школе представляет собой совокупность целей, задач, принципов, условий, технологии и результата.
Апробации этнокультурных технологий в начальной школе на основе разработанной модели.
Опытная работа проводилась в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Никольская и Колбановская средние общеобразовательные школы Алтайского края, Советского район, в 3 классе, учащиеся, обучающиеся по программе «Перспективная начальная школа».
Классный руководитель 3 класса Ненашева Вера Николаевна. В классе учится 11 учеников. Было выявлено, что класс многонациональный: 2 киргиза, 1 азербайджанка, 8 русских.
Для проведения опытной работы, была проведена беседа – интервью с учителями начальных классов по изучению актуальности использования этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы, мероприятие по внеурочной деятельности на тему «Этнокультурные технологии» с использованием ТСО.
Цель беседы – интервью явилось выяснить, как учителя относятся к использованию этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы.
Приведем ответы, полученные в ходе проведения беседы.
Педагогический стаж учителей составляет от 2 до 27 лет. Выпустили классов 7 классов. На взгляд учителей этнокультурные технологии в развитии личности ребёнка занимают не самое основное место. Некоторые учителя используют этнокультурные технологии в учебном процессе не часто, так как они не занимают основного места в учебном процессе по сравнению с основными предметами.
На вопрос «Как вы относитесь к использованию этнокультурных технологий на уроках?», Большинство учителей ответило: «К использованию этнокультурных технологий на уроках искусства, музыки, технологии отношусь положительно, считаю, что необходимо проводить на уроках, они способствуют активизации учащихся, они им более интересны.
К трудностям, которые учительницы испытывают при проведении уроков с использованием этнокультурных технологий, отнесены: «много времени тратится на подготовку, не всегда детей удается заинтересовать темой. И все-таки, использование этнокультурных технологий является значимым, и что постепенно набирает актуальность использования.
На протяжении всего опыта работы в школе учителя пришли к выводу, что пробудить интерес к своим традициям, праздникам, знать свои национальности можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Результат беседы показывает, что, несмотря на актуальность рассматриваемой темы, есть затруднения с пониманием сущность этнокультурных технологий.
Исследование проводилось в три этапа. В нём принимало участие 19 учащихся начальных классов 9 – 10 лет, среди которых 13 мальчиков и 6 девочек.
В исследование представлено две группы испытуемых: экспериментальная (N=11 на начало эксперимента и N=11 на конец эксперимента) и контрольная группа (N=8 на начало эксперимента и N=8 на конец эксперимента), где N – это количество детей в группе. Возраст испытуемых 9 – 10.
Выделенные группы считались сопоставимыми, так как уровень двух групп практически одинаковый на начало эксперимента. Различность условий проявлялась в ходе практической работы. Когда в экспериментальной группе вводился новый фактор, не предусмотренный в контрольной группе.
Во время диагностики использовалась методика: тест (представленный в приложение 2). При выборе методики обследования задача состояла в том, чтобы за относительно короткий интервал времени получить максимум информации.
Материалами в исследование так же служили беседы с учителями начальных классов, наблюдения за детьми. Одним из методов исследования было наблюдение, т.е. планомерное и целенаправленное фиксирование фактов в естественных условиях повседневной жизни. При наблюдении были соблюдены следующие условия: перед наблюдением формулировалась цель; в зависимости от цели выбирался объект и ситуации, в которых осуществлялось наблюдение.
Таким образом, методика опытно – экспериментальной работы включала изучение детей контрольной и экспериментальной групп, анкеты для учителей начальных классов.
На первом этапе выявлялся уровень основных этнокультурных знаний при помощи анкетирования и анализа полученных результатов опроса. На втором этапе были проведены ряд внеурочных мероприятий с использованием ТСО. На третьем этапе было проведено повторное анкетирование учащихся с последующим анализом полученных результатов.
Экспериментальная группа 3 класса учится в МБОУ «Никольская СОШ». Контрольная группа 3 класса в МБОУ «Колбановская СОШ».
На первом этапе учащимся была предложена анкета (Приложение 2).
Экспериментальная группа 3 класса составила 11 учеников. Контрольная группа 3 класса 8 учеников. После прохождения анкетирования нами были получены результаты, которые ниже представлены в таблице 1.
Таблица 1
Группы |
Недопустимый уровень |
Критический уровень |
Допустимый уровень |
Оптимальный уровень |
Всего человек в классе |
К/Г до |
0 |
5 |
3 |
0 |
8 |
Э/Г до |
2 |
7 |
2 |
0 |
11 |
После проведения анкетирования результат показал, что знания по интересующей нас теме равные у двух групп.
На основе разработанной модели было осуществлено внедрение этнокультурных технологий в образовательный процесс начальной школы.
На втором этапе исследования с учениками 3 класса экспериментальной группы проводилась работа по внедрению этнокультурных технологий в образовательный процесс. Проводились внеурочные мероприятия на тему «Этнокультурные технологии» с целью знакомства учащихся с традициями своего народа, фольклора, культуры.
С учащимися велась работа, проводились уроки по изобразительному искусству, музыки, литературному чтению и технологии. На уроках велась беседа с учениками о традициях их народа.
Учащиеся экспериментальной группы создали проект «Национальные костюмы». Целью создания проекта была знакомство с костюмами разных национальностей. В работе над проектом принимали участие и родители учащихся. Ученики вели беседу с родителями, о том, как выглядит костюм, какой он по цвету. Так как некоторые ученики у себя на Родине не были, они родились сразу в России. Но по национальности они киргизы.
Полное представление проекта представлено в (приложение 3).
Ученикам представилась возможность самим создать свою модель национального костюма. Ребята выступили в роли дизайнеров, прежде чем приступить к созданию своей модели, учащиеся провели беседу со своими родителями. Узнали историю своего народа, после разговоров с родителями ученики имели представление, как выглядит национальный костюм.
По завершению проекта каждый учащийся 3 класса представил свою модель национального костюма.
В данном параграфе представлен анализ результатов, полученных в ходе опытно – экспериментальной работы и доказана эффективность сконструированной модели.
На заключительном 3 этапе проводим повторное анкетирование с экспериментальной и контрольной группами.
Результаты исследования после внедрения модели использования этнокультурных технологий в образовательный процесс начальной школы представлен ниже в таблице 2.
Таблица 2.
Группа |
Недопустимый уровень |
Критический уровень |
Допустимый уровень |
Оптимальный уровень |
Всего человек в классе |
К/Г после опытно работы |
0 |
2 |
5 |
1 |
8 |
Э/Г после опытно работы |
0 |
2 |
7 |
2 |
11 |
Знание учащихся по этнокультурным технологиям после проведенных исследований
Результат повторного анкетирования в экспериментальной группе оказался выше результата контрольной группы (гистограмма 2).
Можно утверждать, что интерес к этнокультурным технологиям у учащихся вырос, т.к. была использована модель внедрения этнокультурных технологий в образовательный процесс начальной школы. По данным гистограммы мы видим, что отличный уровень знания имеется у экспериментальной группы после повторного тестирования.
Выводы по второй главе
Во второй главе описывается внедрение модели использования этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы через беседу с учителем, анкетирование, внеурочное мероприятие.
Обоснована актуальность внедрения в образовательный процесс начальной школы модели использования этнокультурных технологий.
Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опытной работы по внедрению этнокультурных технологий в образовательный процесс начальной школы позволяет сделать вывод об актуальности проведенного исследования и оценить перспективы дальнейшей разработки темы.
В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования и решены поставленные задачи.
Результаты проведенного теоретического исследования и опытной работы, в целом, доказали выдвинутые в гипотезе предположения и позволили сформировать следующие выводы:
1) Педагогические условия внедрения этнокультурных технологий включают направленность педагогического процесса в школе на этнокультурное образование; развитие толерантности у участников образовательного процесса; методическое сопровождение, внедрения этнокультурных технологий в школу и др.
2) Внедрена модель реализации этнокультурных технологий в начальной школе, представляющая собой совокупность целей, задач, принципов, условий, технологии и результатов.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод об эффективности разработанной модели.
Дальнейшие планы на будущие связаны с продолжением изучение использования этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы, создание методических рекомендаций для учителей начальных классов.
Модель [Текст] // Советский энциклопедический словарь /Гл.ред. А. М. Прохорова. – 3-e изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1984. – С.817.
Ожегов, Н.П. Словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-13718.htm.
http://kultura-socio.ru/shpargalki-po-sotsialno-kulturnoj-deyatelnosti/268-etnokulturnoe-obrazovanie-sushhnost-funkcii.html.
Андреев, В. И. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. И. Андреев. - М., 1989.
Дуранов, М. Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. [Текст] / М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер. – Челябинск. : ЧГПИ, 1996. – 315с.
Афанасьева, В.Г. Общество: системность, познание и управление [ Текст]/ В.Г. Афанасьева. – М.: Политиздат, 1981.- 432 с.
Моделирование [Текст] // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – С.267.
Моделирование [Текст] // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т.1. – 1993. – С. 580-581.
Клахкон, К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию [Текст] / К. М. Клакхон. СПб., 1998. С. 32.
Краевский, В.В. Общие основы педагогики [Текст] / В. В. Краевский. М.: Академия. 2003. С.13.
11. Рождественская, С.Б. Этническое самосознание и современный быт // Дизайн – социалистическому обществу; Материалы Международного симпозиума. М., 1986, С 70.
12. Патрушев, В.И. Информатизация и технологизация социального пространства [Текст] / В. И. Патрушев. М., 1995. С. 44.
13. Большая советская литература – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/139536
14. Условие [Текст] // Философский энциклопедический словарь. – М.: ИН-ФРА-М, 1999. – С. 469.
15. Условие [Текст] // Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. – 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – С. 474.
Приложение 1
Анкета для учителей по актуальности использования этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы
Уважаемые учителя!
В настоящее время кафедра теории и методики профессионального педагогического образования Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина проводит исследование по использованию этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы.
Там, где необходимо, можно дописать ответы. Результаты ответов будут использованы в обобщённом виде, поэтому фамилию указывать не нужно.
Ваше образование?
Каков Ваш педагогический стаж?
Что вы понимаете под этнокультурными технологиями?
Как вы считаете, использование этнокультурных технологий актуально в образовательном процессе начальной школы?
Какое место занимает этнокультурные технологии в развитии личности ребёнка?
Используете ли Вы этнокультурные технологии в педагогическом процессе?
Как вы относитесь к использованию этнокультурных игр на уроках в начальной школе?
Какую цель Вы чаще всего преследуете, используя этнокультурные технологии?
Благодарим Вас за помощь.
Приложение 2
Анкета для учащихся по актуальности использования этнокультурных технологий в образовательном процессе начальной школы
Нужно напротив вопросов, ответ обвести кружочком. Там, где необходимо, можно дописать ответы.
Доводилось, ли тебе знакомится с этнокультурными технологиями?
Да Нет
Знаете ли вы значение устаревших слов кафтан, зипун, поддёвка?
Да Нет
Видели ли вы русский народный сарафан? Да Нет
Ты знаешь значение таких слов гжель, квасник, свистулька, дымковская игрушка? Да Нет Подчеркни.
Какие ты знаешь национальные костюмы? Перечисли.
Приложение 3
ПРОЕКТ"Национальный костюм"
Цель: Изучить историю национальных костюмов. Познакомить учащихся с национальными костюмами и заинтересовать созданием собственной модели.
Задачи:
1.Изучить литературу, связанную с историей русской культуры (особенности русского народного костюма).
2.Создать модель народного костюма своей национальности (с помощью родителей).
3.Реализовать свои способности.
4.Подготовить речь для презентации проекта.
Этапы работы над проектом
С учащимися 3 класса познакомились с историей каждой национальности.
Каждый ученик представил свой костюм.
Выполнение работы.
Представление проектов
Киргизские костюмы
Азербайджанский костюм
Русские костюмы