СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба, как на национальных, так и на мировых рынках обусловила разработку программ повышения качества.

Современный этап развития методологии качества охватывает не только проблемы качества продукции и услуг, но и качество самого управления, которое непосредственно отвечает за процесс формирования соответствующего уровня качества продукции. Следствием этого являются получившие широкое распространение системы менеджмента качества (СМК), которые, как правило, становятся управляющей подсистемой любого производства, охватывая все стадии деятельности предприятия. Вместе с осознание данного факта пришла необходимость анализа результативности СМК. Лишь результативно функционирующая система менеджмента качества способна грамотно осуществлять деятельность организации в целом. Таким образом, в настоящее время, вопросы, связанные с проблемой адекватной и объективной оценки, а также последующего анализа результативности СМК, приобретают вид задачи как теоретической, так и практической значимости.

Система менеджмента качества (далее СМК) - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству [1]. Такая система менеджмента качества должна исключать или существенно снижать вероятность дефектной продукции. Итак, прежде всего СМК — это система. А любая система, как правило, характеризуется целью, функциями и задачами.

Под целью Системы менеджмента качества необходимо понимать создание условий для обеспечения конкурентоспособности организации на рынке. Для достижения поставленной цели, СМК решает следующий ряд задач:

-повышения эффективности административного управления предприятием;

-повышения производительности, прибыли и уменьшения риска, связанного с последствиями от выпуска некачественной продукции;

-реализации Политики в области качества и достижения целей, определенных в ней;

-достижения качественного выполнения всех видов деятельности (процессов) при выполнении заказов;

-повышения результативности и эффективности всех процессов;

-гарантированного обеспечения соответствия выпускаемой продукции установленным требованиям заказчика, законодательным актам, нормативным документам;

-обеспечения конкурентоспособности предприятия на мировом рынке.

Основными функциями СМК являются прогнозирование, планирование, регулирование (операционную деятельность), координацию, контроль, анализ и учет вероятности появления дефектов и снижения качества продукции. Реализация этих функций обеспечивает качество продукции или услуг предприятия и "настраивает" это качество на ожидания потребителей (заказчиков). Реализация функций позволяет не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).

В свою очередь, функционирование системы качества опирается на ряд общих принципов, позволяющих реализовывать продукцию или оказывать услуги заданного уровня качества. В ГОСТ Р ИСО 9000:2001 раскрыты основные принципы системы менеджмента качества[1]:

Принцип первый – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Принцип второй – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Принцип четвертый – процессный подход. Процесс – это деятельность, направленная на достижение установленной цели, которая имеет количественное выражение – результат. Поэтому для реализации процессного подхода организационная система должна переориентироваться с функционального управления на управление результатами, совокупность которых должна обеспечить повышение эффективности системы и конкурентоспособности предприятия.

Пятый принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей» к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура.

Принцип шестой – постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

Принцип седьмой – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе.

Принцип восьмой – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Данные принципы применимы как на стадии построения, так и на стадии функционирования СМК.

Первый шаг в создании системы качества – принятие руководством официального решения об её создании. Приступая к работе по внедрению системы менеджмента качества, необходимо определить требования к организации, в которой система будет внедряться. Следует обратить внимание на саму организационную структуру, которая должна соответствовать назначению (миссии). Управление качеством должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционироватьсистема управления качеством, представляющая собой организационную структуру, чётко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

СМК разрабатывается организацией (предприятием) применительно к производству конкретной продукции или конкретному виду деятельности. В рамках создания Системы менеджмента качества в современной организации необходимо реализовать следующие мероприятия:

  1. Назначить руководителя проекта построения СМК (после разработки СМК сотрудник будет выполнять функции представителя руководства по СМК). При назначении лиц, ответственных за организацию и проведение работ по созданию СМК, следует исходить из того, что такими лицами должны быть сотрудники с управленческим уклоном, лучше - обладающие квалификацией менеджеров по качеству [4].

Для проведения работ по разработке, внедрению и сертификации системы качества руководство организации должно выделять соответствующие ресурсы в необходимом объёме.Такие ресурсы могут включать: людские ресурсы и специализированный персонал; оборудование, необходимое для проектно-конструкторских работ и разработок; производственное оборудование; контрольно-измерительную аппаратуру, компьютеры и программное обеспечение.

Для своевременного выделения ресурсов руководство должно определять показатели качества, влияющие на положение на рынке, и цели, связанные с обеспечением качества продукции, процессов или сопутствующих услуг.

  1. Создание рабочей группы проекта построения СМК. В ходе осуществления этой работы, необходимо предпринимать следующий ряд действий:

  • определение задач;

  • подбор состава группы;

  • определение ответственности и полномочий членов группы;

  • обучение членов группы.

Обучать необходимо всю управленческую пирамиду, то есть руководителей всех уровней управления, а также разработчиков системы качества.

Обучение руководителей высшего звена должно занимать приоритетное место в плане проведения работ по разработке и внедрению системы качества и должно предшествовать обучению руководителей других уровней управления и всего остального персонала.

Обучение целесообразно поручить высококвалифицированным специалистам в области качества продукции и, как правило, лучше приглашённым со стороны. Обучение руководителей среднего уровня, по возможности, должны проводить руководители высшего звена.

  1. Составление требований к СМК, выделение процессов в деятельности предприятия. Целью данной работы является определение структуры СМК и состава процессов, которые обеспечивают достижение поставленных целей в области качества.

Система качества реализуется через процессы, которые протекают в рамках каждой функциональной деятельности (производство, маркетинг, финансы, кадры, информация) и пересекают их. Процесс является преобразованием, добавляющим стоимость. В каждый процесс вовлекаются люди и другие ресурсы (оборудование, материалы, сооружения). Входные и выходные потоки подразделяют на два типа: связанные с продукцией (сырьё, материалы, энергия, промежуточное изделие, готовое изделие, образец) и связанные с информацией (требования к продукции, информация о рабочих характеристиках продукции, спросе на продукцию и т.п.). Чтобы система качества была эффективной, эти процессы и связанные с ними обязанности, полномочия, процедуры и ресурсы должны быть определены и применены в определённой последовательности.

В ходе выполнения этой работы производится разработка процессов, необходимых для результативного функционирования СМК (процессной схемы компании); определение взаимосвязей процессов.

4. Анализ существующей в организации СМК. Применяемый для анализа среды метод SWOT-анализа помогает в установлении линии связи между сильными и слабыми сторонами, которые присущи организации, и внешним угрозам и возможностям.

Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются перечни её слабых и сильных сторон, а так же угроз и возможностей. Далее наступает этап установления связей между ними. Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в верхней части матрицы также выделяют два раздела (возможности и угрозы). На пересечении разделов образуются четыре поля: №1 (сила и возможности), №2 (сила и угрозы), №3 (слабость и возможности), №4 (слабость и угрозы). Рассмотренные комбинации учитываются в ходе разработки СМК, политики и целей в области качества.

5. Разработка документации СМК. Система менеджмента качества имеет два вида документального представления: документация по качеству, документация по подтверждению качества. Документация по управлению и обеспечению качества включает в себя политику в области качества, руководство по качеству, документированные процедуры управления, стандарты предприятия, нормы, правила и т.д., в свою очередь, документацией по подтверждению качества представлена оперативными отчетными данными (записями) о качестве.

Политика понимается как набор дополнительных ориентиров для правильного направления деятельности по реализации принятой стратегии. Иначе говоря, политика качества – это ориентир для общего направления деятельности предприятия в области качества. Оформляется она в виде краткого заявления руководителя предприятия и, как правило, включается в «Руководство по качеству», которое служит описанием системы качества и представляется заказчикам при заключении контрактов.

Главными целями организации являются удовлетворение непрерывно возрастающих и изменяющихся требований потребителей ее продуктов (услуг), стремление превзойти их ожидания. Только успешная деятельность в этом направлении создает основу для стабильного развития и роста организации, повышения благосостояния и удовлетворения ее работников.

Руководство по качеству является центральным документом СМК и должно содержать:

  • область применения СМК;

  • документированные процедуры, разработанные для СМК или ссылки на них;

  • описание взаимодействия процессов СМК.

В дополнение к руководству по качеству используются документированные процедуры по системе качества (например, рабочие инструкции по проектированию, материально-техническому снабжению и т.д.). Данная документация используется не только для достижения требуемого качества продукции, но и для оценки системы качества, повышения качества, сохранения повышенного уровня качества.

Управление документацией предполагает соблюдение следующих требований:

  • обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;

  • анализ и актуализация по мере необходимости переутверждения документов;

  • проверка документов на адекватность их до выпуска.

Соответствие документации стандартам устанавливается путем проведения внутреннего и внешнего аудитов. Необходимо вести и поддерживать записи в рабочем состоянии для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности СМК.

6. Составление детального плана проекта построения СМК. Данная работа включает в себя: описание выделенных на предприятии процессов, необходимых для результативного функционирования СМК и достижения поставленных целей в соответствии с политикой предприятия в области качества, обучение основам менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9000 сотрудников предприятия, причем, процесс обучения может осуществляться сторонними специалистами, так и работниками предприятия, прошедшими процесс обучения.

7. Обеспечение качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления соответствия определенным ранее требованиям к качеству.

Обеспечение качества происходит исходя из ранее утвержденного плана качества, технологических карт, проверочных листов и иной документации по качеству, а также данных о качестве, полученных в результате контроля и испытаний. Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций и иных контрольных и испытательных мероприятий с последующей оценкой качества и идентификацией статуса контроля и испытаний. Статус контроля и испытаний является основой решения об улучшении качества проекта или его продукции.

8. Контроль качества. Создание системы качества в организации не является заключительным этапом на пути развития предприятия. Более важным является постоянной контроль существующей системы и поддержание ее деятельности на заданном уровне.

Организует и координирует эту работу отдел управления качеством. При этом надо иметь в виду, что факт проведения этой работы легко проверяется по частоте внесения изменений в документы системы качества.

Совершенствование системы качества по результатам внутренних проверок и самооценки предприятия – непременное условие эффективного функционирования системы в изменяющихся условиях. Система контроля качества должна предупреждать появление брака и выявлять дефекты сразу же после их возникновения. Для того чтобы своевременно обнаружить брак и предупредить его появление, необходим комплексный, непрерывный контроль на всех операциях и этапах изготовления продукции. Начинать нужно с входного контроля поступающих на предприятие материалов, сырья, изделий, контролировать их хранение и транспортировку в период инженерной подготовки производства, процесс выполнения каждой операции, этапа работ и заканчивать контроль сдачей в эксплуатацию готовой, отвечающей всем требованиям и нормам продукции.

Проверка качества – это всего лишь часть всей работы по контролю качества. Основной задачей контроля качества является профилактическая деятельность инженеров и мастеров технического контроля по предупреждению появления брака путём надзора за ходом технологического процесса и его соответствием требованиям технической документации, за своевременным выявлением условий, при которых возможно возникновение брака, ликвидация его в начале появления.

Контроль качества – это одна из основных функций в процессе управления качеством. Это также наиболее объёмная функция по применяемым методам. Значение контроля заключается в том, что он позволяет вовремя выявить ошибки, чтобы затем оперативно исправить их с минимальными потерями. Контроль – это деятельность, включающая проведение измерения, экспертизы, испытания и оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения того, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

Для анализа результатов контроля качества широкое распространение получили методы статистического контроля качества (Statistical Quality Control – SQC). Наиболее известными среди них стали «семь инструментов контроля качества», которые сначала широко применялись в кружках качества в Японии, а затем и в других странах, благодаря своей эффективности и доступности для рядовых работников предприятий. К «семи инструментом» качества относятся: метод расслоения, контрольные листки, диаграмма разброса, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, контрольные карты, гистограммы.

9. Проведение первого внутреннего аудита осуществляется по средствам выполнения следующего ряда мероприятий:

  • подготовка программы проверки;

  • назначение аудиторов;

  • проведение проверки;

  • подготовка отчета о проверке руководству компании;

  • разработка и выполнение корректирующих действий по выявленным несоответствиям.

Функционирование системы качества – это выполнение руководством и всеми подразделениями своих функций и задач с целью обеспечения качества продукции. В этом состоит содержательная сторона деятельности системы, то есть то, для чего она предназначена.

При этом в реализации функций системы качества в той или иной мере участвуют практически все подразделения предприятия, каждое из которых решает свои задачи. В связи с этим возникает необходимость выполнения вспомогательных задач для «обслуживания» самой системы качества. К таким задачам относятся: проведение внутренних проверок и совершенствование системы, координация и методическое обеспечение работ подразделений в системе качества, организация деятельности кружков качества, а также сертификация продукции и системы качества.

Литература

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Введ. 2001-08-31. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001.

  2. Канивец, А.Н. Экономический анализ системы менеджмента качества промышленного предприятия [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.Н.Канивец, Б.И. Герасимов, Л.В Пархоменко. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.

  3. Миронов М.Г. Управление качеством [Текст]: уч. пособие для вузов / М.Г. Миронов.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

  4. Свиткин М. Практические аспекты внедрения стандартов ИСО серии 9000:2000 / М. Свиткин. - (http://www.management.com.ua).

  5. Ульянова М., Балмасова С.Н, Адуцкевича, Д.А. О возможностях Органов по сертификации систем качества по улучшению систем менеджмента качества организаций (www.souzser.ru/htm1).

Просмотров работы: 13909