В настоящее время существуют различные стратегии конкуренции, в основе каждой из которых лежат конкурентные преимущества.
Конкурентное преимущество организации - это превосходство и высокая компетентность в какой—либо области деятельности или в выпуске товаров по сравнению с конкурентами [1, с.26].Конкурентное преимущество - это положение организации на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.Конкурентное преимущество — это те характеристики и свойства товара или марки, которые создают для организации определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару (услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, а также к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для предприятия или товара.
Сравнительные преимущества, лежащие в основе конкурентоспособности фирмы, определялись наличием и использованием находящихся в изобилии факторов производства, таких, как трудовые и сырьевые ресурсы, капитал, инфраструктура. Но, по мере развития технологических инноваций и глобализации бизнеса постепенно изменяется структура международной конкуренции и на смену сравнительным преимуществам приходит новая парадигма - конкурентные преимущества [1, с.28]. Это означает следующее:
- преимущества перестали быть статическими, они изменяются под воздействием инновационного процесса, поэтому для удержания конкурентных преимуществ требуется постоянное внедрение нововведений;
- глобализация бизнеса вынуждает организации учитывать национальные и международные интересы;
- государство и территория рассматриваются как фундамент стратегии любой организации, а не только как место, где она осуществляет свою деятельность.
При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые.
Добиться конкурентных преимуществ можно в области повышения качества и потребительских свойств товара; в области снижения издержек и сохранения максимально приемлемого уровня цен; в области ориентации своей продукции на целевые сегменты рынка, где конкуренция в силу высокой степени неоднородности рынка ослаблена.
Любая организация должна иметь несколько конкурентных преимуществ, которые необходимо защищать. Отсюда, средствами защиты преимуществ могут быть монополия, патенты, ноу-хау, секретность, доступ к источникам сырья или коммуникациям.
Кроме всего прочего, в практике управления существует такое понятие, как фактор конкурентного преимущества, под которым понимается конкретный компонент внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит своих конкурентов [2, с.235]. Такие факторы могут быть:
- тактическими, когда организация превосходит конкурентов в ближайший перспективе, а именно на срок не более одного года;
- стратегическими, когда организация превосходит конкурентов в течение болеедлительного периода времени, чем один год.
Далее необходимо рассмотреть источники конкурентных преимуществ.
Предприятия получают конкурентные преимущества, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства, они выходят с ними на рынок и тогда это нововведения [3, с.65].
Нововведения ведут к изменению лидерства в конкуренции, если прочие конкуренты либо не распознали пока нового способа ведения дел, либо не могут или не желают изменить свой подход к данной проблеме. Типичные причины новаций, дающие конкурентные преимущества:
- новые технологии;
- новые или изменившиеся запросы покупателей;
- появление нового сегмента в отрасли;
- изменение стоимости или наличия компонентов производства;
- изменения правительственного регулирования.
Конкурентные преимущества не являются вечными, они завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что является трудоемким и, как правило, дорогостоящим процессом [1, с.20].
Возможности сохранения конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов, таких, как:
- источники конкурентных преимуществ. При этом преимущества подразделяются на два вида:
а) преимущества высокого ранга, то есть связанные с наличием у фирмы высокой репутации, квалифицированного персонала, патентов, ведением долговременных научно-исследовательских работ, развитым маркетингом, основанным на использовании новейших технологий, современным менеджментом, долговременными связями с покупателями. Они дольше сохраняются и позволяют достигать более высокой прибыльности;
б) преимущества низкого ранга, то есть связанные с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья. Они не столь устойчивы, так как могут быть скопированы конкурентами.
- очевидность источников конкурентных преимуществ. При наличии явных источников преимуществ возрастает вероятность того, что конкуренты постараются лишить фирму этих выгод;
- инновации. Для удержания лидирующего положения сроки внедрения инноваций должны равняться срокам их возможного повторения конкурентами или превосходить их [1, с.21]. Инновационный процесс позволяет компаниям переходить к реализации конкурентных преимуществ более высокого ранга и увеличивать число их источников;
- отказ от имеющегося конкурентного преимущества для приобретения нового. Такое решение является важным при реализации стратегии, так как создает барьеры для имитаторов.
Конкурентные преимущества в зависимости от различных факторов могут быть:
- внутренние, то есть, когда они базируются на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает ценность для изготовителя, позволяющее добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента [1, с.22]. В свою очередь они подразделяются на:
а) структурные преимущества, образуемые при проектировании организации;
б) ресурсные преимущества, образуемые не только при проектировании, но и при функционировании и развитии организации;
в) технические преимущества, образуемые, как и ресурсные, при проектировании, функционировании и развитии организации;
г) управленческие преимущества;
д) рыночные преимущества;
е) преимущества эффективности.
- внешние, если они основаны на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности [4, с.650].
Эти два типа конкурентных преимуществ часто являются несовместимыми, так как имеют разное происхождение и различную природу и при этом требуют различных навыков и подходов.
Важным значением обладает устойчивость конкурентных преимуществ. Она зависит от некоторых факторов, таких как:
- источники конкурентных преимуществ фирмы;
- количество имеющихся источников;
- постоянная модернизация производства и других видов деятельности. Кроме того, фирмы должны уметь определять ключевые факторы успеха своей деятельности в определенной отрасли, которые рассматриваются:
- в области технологий. Это способность к производственным инновациям, опыт научных разработок, опыт использования технологий;
- в области производства. Это низкие издержки производства, высокое качество производства, удобное месторасположение фирмы;
- в области распределения. Это сильная сеть оптовых дилеров, быстрая доставка;
- в области маркетинга. Это широта продуктовой линии, хорошо обученный персонал;
- в области организации. Это хорошая информационная система, способность фирмы быстро реагировать на изменения окружающей среды [5, с.82].
При формулировке заключения об общей привлекательности фирмы в отрасли важно отметить:
- потенциал фирмы для роста отрасли и рынка;
- стабильность или нестабильность фирмы в отрасли;
- оценку степени риска отрасли в будущем.
Тем не менее, если отрасль оценена как непривлекательная, фирма все же может быть благоприятно позиционирована [6, с.55]. Формирование любой позиции компании определяется как раз за счет имеющихся у нее преимуществ.
Все вышеуказанные факторы могут дать организациям конкурентные преимущества, позволят выбрать наиболее оптимальный ход дальнейших действий и эффективнуюстратегиюстратегию.
Список литературы
Вачугов Д.Д., Беризкина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2010. 376 с.
Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность предприятия // Бизнес и банки № 1 2008 г.
Виханский, О.С, Наумов, А.И. Менеджмент: учебник. М.: Экономистъ, 2008. 670 с.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. 501 с.
Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебник для вузов. М.: КноРус, 2009. 416 с.
Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: Учебное пособие. М: ЮНИТИ, 2007. 175 с.