Постоянно растущий уровень жизни жителей столицы приводит к увеличению численности автотранспортных средств (АТС), парк которых насчитывает сегодня свыше 4,0 млн. единиц только легковых автомобилей. По данным ГИБДД ГУВД г. Москвы доля выбракованных автомобилей составляет 1,5 % в год, т.е. более 67000 единиц (данные 2013 г.). Эти АТС, как правило, и становятся затем БРТС, т.е. вышедшими из эксплуатации автотранспортными средствами, которые не подлежат дальнейшей эксплуатации, считаются отходом и размещены на общественной территории (во дворах, дорогах, на почве или газонах). Из-за наличия в конструкции транспортного средства различных веществ и материалов, которые становятся отходами разных классов опасности, транспортировать их вместе с другими отходами потребления и размещать на полигонах ТБО нельзя. Кроме того, БРТС обладают высоким материально ресурсным потенциалом для автомобильной промышленности и других отраслей народного хозяйства. Они должны собираться и утилизироваться на специализированных предприятиях, образующих городскую систему авторециклинга. Но в настоящее время перерабатывается экологически безопасными способами с получением вторичных материальных ресурсов не более 30% БРТС, образующихся на территории города Москвы (по оценкам МАДИ). Увеличение их численности на городских территориях может привести к росту негативного воздействия на окружающую природную среду (ОПС). В качестве критерия экологической безопасности принимается уровень вреда окружающей среде при обращении с отходами эксплуатации автомобильного транспорта региона и БРТС [1].
Основными составляющими негативного воздействия на ОПС являются:
1) вред от химического загрязнения почв отработанными моторными маслами (ОММ) в результате нарушения герметизации БРТС;
2) вред от несанкционированного размещения отходов на почве;
3) вред при порче почв в результате незаконного перекрытия поверхности земли кузовами БРТС.
Для расчета основных показателей использовались данные по содержанию материалов в среднестатистическом легковом автомобиле, подходы, изложенные в методике [2], а так же ряд допущений, основные из которых представлены ниже:
- доля БРТС, расположенных на почве, газонах, парках – 5%;
- площадь земли, занимаемая одним БРТС – 7,74 м2;
- доля ОММ, попадающего на почву – 20% по массе;
- при несанкционированном размещении кузовов БРТС на почве класс опасности принимается равным 4.
В данной работе не были учтены другие опасные вещества и материалы, входящие в состав БРТС (аккумуляторы, антифриз и т.д.), не учитывался вред другим элементам природной среды (воде, воздуху), а так же деятельность предприятий городской системы авторециклинга. Но даже без учета этих факторов уровень вреда для земельных ресурсов Москвы составляет более 35,8 млн. руб в год (таблица 1).
Таблица 1
Оценка уровня вреда (по состоянию на 2013 г.)
Вред от химического загрязнения почв ОММ, тыс.руб |
Вред от несанкционированного размещения отходов на почве, тыс.руб |
Ущерб при порче почв в результате незаконного перекрытия поверхности почв, тыс.руб |
184,0 |
22101,1 |
13544,1 |
Проведенная оценка позволила так же выявить линейную зависимость между уровнем сбора БРТС и вредом для ОПС (при повышении уровня сбора и переработки вред линейно снижается).
Список литературы:
Трофименко, Ю.В. Снижение вреда окружающей среде при обращении с отходами эксплуатации автомобильного транспорта региона / Ю.В. Трофименко, В.И. Комков // Автотранспортное предприятие, – 2010. – № 5. – С. 33 – 36.
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 июля 2010 года N 238).