К концу ХХ века человечество пришло к наивысшим техногенным опасностям, связанным с производством и использованием техники и технологий. Появление ядерных объектов, рост производства химических веществ, строительство крупномасштабных технических сооружений сделали человека способным инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы (таблица).
Таблица – Сведения о ЧС, происшедших на территории РФ в 2010…2012 гг. [1]
Год |
Число ЧС / число погибших, чел. (по типам ЧС) |
||||
Техногенные |
Крупные теракты |
Природные |
Биолого-социальные |
Всего |
|
2010 |
178 / 537 |
21 / 108 |
118 / 37 |
43 / 1 |
360 / 683 |
2011 |
185 / 751 |
5 / 38 |
65 / 2 |
42 / 0 |
297 / 791 |
2012 |
228 / 600 |
5 / 33 |
148 / 185 |
56 / 11 |
437 / 719 |
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности Стратегией национальной безопасности РФ [2] предусмотрено укрепление режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения.
Для определения состояния защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах (далее – ОПО) и последствий указанных аварий Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ-116) [3] предусмотрено проведение экспертизы промышленной безопасности. Действовавшие до недавнего времени Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (далее – Правила) ПБ 03-246-98 [4] были утверждены более 15 лет назад и содержали много неточностей, неясностей и несоответствий. В связи с чем задача усовершенствования Правил являлась актуальной на протяжении нескольких лет, а с 01.01.2014 г. со вступлением в силу последних изменений в ФЗ-116, приобрела бы особую остроту. Для разрешения противоречий между ПБ 03-246-98 и изменениями, внесёнными в ФЗ-116 за последние 3…4 года, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) своим приказом от 14.11.2013 № 538 утвердила новые Правила проведения экспертизы промышленной безопасности [5]. Вступившие в силу с января 2014 г. новые Правила отменяют многие постановления Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) и приказы Ростехнадзора1. Остановимся на основных моментах новых Правил.
Общие положения. Новые Правила, так же как и утратившие силу ПБ 03-246-98, применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 3 ФЗ-116:
документация на консервацию, ликвидацию ОПО;
документация на техническое перевооружение ОПО в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
технические устройства, применяемые на ОПО;
здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий (далее – здания и сооружения на ОПО);
декларация промышленной безопасности (далее – ПБ), разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО, или вновь разрабатываемая декларация ПБ;
обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в указанное обоснование.
Согласно новым Правилам, техническое устройство (далее – ТУ), применяемое на ОПО, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия ТУ обязательным требованиям):
до начала применения на ОПО;
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки ТУ, установленных его производителем;
при отсутствии в технической документации данных о сроке службы ТУ, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов ТУ, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых ТУ было повреждено.
Здания и сооружения на ОПО подлежат экспертизе (при наличии соответствующих требований ПБ к таким зданиям и сооружениям):
в случае истечения срока их эксплуатации, установленного проектной документацией;
в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.
Экспертиза ТУ, зданий и сооружений на ОПО, используемых в интересах обороны и безопасности государства, производится с учётом требований законодательства РФ об обороне и о защите государственной тайны.
Требования к экспертам. Если согласно ПБ 03-246-98, «эксперт – специалист, осуществляющий проведение экспертизы промышленной безопасности», то по новым Правилам эксперт должен обладать специальными познаниями в области промышленной безопасности (далее – ПБ) и соответствовать следующим требованиям:
наличие высшего образования;
аттестация в области ПБ по области аттестации, соответствующей объекту экспертизы;
стаж работы не менее 5 лет в соответствующей области аттестации требований ПБ;
знание законодательных актов, нормативных правовых актов РФ, технических документов по вопросам экспертизы, ПБ ОПО, связанных с объектами экспертизы, используемых средствах измерений, испытательного оборудования, методов технического диагностирования технических устройств и обследований зданий и сооружений.
Новые Правила запрещают эксперту участвовать в проведении экспертизы в отношении ОПО, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.
Сроки проведения экспертизы. Максимальный срок проведения экспертизы остался прежним – не более 3-х месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы.
Проведение экспертизы. В новых Правилах предусмотрено при проведении экспертизы не только устанавливать полноту и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком; но и – в обязательном порядке – оценивать фактическое состояние ТУ, зданий и сооружений на ОПО путём их обследования. В отдельных случаях предусмотрено проведение технического диагностирования, неразрушающего или разрушающего контроля технических устройств.
По результатам экспертизы ТУ, зданий и сооружений ОПО дополнительно приводятся расчётные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы), срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, условий дальнейшей безопасной эксплуатации.
По результатам проведения экспертизы декларации ПБ устанавливается обоснованность применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчёта последствий аварии и показателей риска; полнота учёта факторов, влияющих на конечные результаты; вероятность реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу ОПО, а также последствия воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду; достаточность мер предотвращения проникновения на ОПО посторонних лиц.
Список литературы
Чрезвычайные ситуации [Электронный ресурс] // МЧС России: офиц. сайт. URL : http://www.mchs.gov.ru/Stats/CHrezvichajnie_situacii (дата обращения: 07.01.2014).
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.: утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009. № 537 [Электронный ресурс] // Российская газета : интернет-портал. URL: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (дата обращения: 07.01.2014).
О промышленной безопасности опасных производственных объектов : федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013) [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс»: офиц. сайт. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144721 (дата обращения: 07.01.2014).
ПБ 03-246-98. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности: утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.11.1998 № 64 (ред. от 15.05.2008) [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс»: офиц. сайт. URL : http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=38449 (дата обращения: 07.01.2014).
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»: утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс»: офиц. сайт. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156718 (дата обращения: 07.01.2014).
1 Справка. В рамках административной реформы федеральных органов исполнительной власти 2004 года Госгортехнадзор России преобразован в Ростехнадзор с приданием ему дополнительных функций надзора и контроля.