Эффективность работы системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» (как впрочем, и любой другой эргатической системы) во многом зависит от надёжности водителя (оператора) – его способности безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. Профессиональная деятельность водителей автотранспортных средств (далее – АТС) характеризуется воздействием комплекса неблагоприятных факторов производственной среды (повышенные уровни шума и вибрации, повышенные/ пониженные параметры микроклимата, недостаточная освещённость, повышенное содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны и пр.) и трудового процесса (психофизиологические факторы) [1, 2].
Оценка условий труда водителей городских пассажирских автобусов позволила установить, что наиболее значимым вредным фактором является высокая напряжённость труда, определяемая воздействием стрессоров [3]. Водители в процессе работы на маршруте испытывают постоянные психоэмоциональные нагрузки, связанные с воздействием критических дорожных ситуаций, требующих немедленной оценки поступающей информации, принятия адекватных решений и их реализации в условиях жёсткого дефицита времени.
Одним из перспективных направлений деятельности автотранспортных предприятий (далее – АТП) по обеспечению безопасности дорожного движения следует признать профотбор водителей с использованием автомобильного тренажёра, моделирующего системы АТС и возможные дорожные ситуации на основе современных вычислительных средств и технологий, при одновременной фиксации изменений физиологических параметров водителя (пульса, артериального давления и пр.). Подобный исследовательский стенд – автобусный тренажёр с высоким уровнем адекватности воспроизведения реального окружения водителя автобуса, виртуальной дорожной среды, с оценкой опасности создаваемых критических ситуаций и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий разработан в МАДИ [4]. Во время имитации движения по маршруту авторами [5] предложена непрерывная фиксация следующих показателей, характеризующих психофизиологическое состояние испытуемого, – частоты возникновения кожно-гальванической реакции и пульса.
Основным критерием профотбора должна служить базовая надёжность претендента, проявляющаяся в критических ситуациях. В настоящее время психофизиологический отбор водителей АТС осуществляется почти во всех странах с высоким уровнем автомобилизации. В нашей стране профотбор проводится только для небольшой группы водителей, работающих в системах Министерства обороны, МВД, ФСБ и на отдельных АТП, осуществляющих наём водителей на контрактной основе.
Внедрение психофизиологического отбора водителя с использованием современных автомобильных тренажёров и систем психофизиологического контроля сдерживается, прежде всего, экономическими причинами.
Список литературы
Трофименко Ю.В., Евстигнеева Н.А., Григорьева Т.Ю. Гуревич К.Г. Влияние условий труда на состояние здоровья водителей городского пассажирского транспорта и безопасность движения// Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: сб. докл. седьмой междунар. науч.-практ. конф. (СПбГАСУ, 21-22 сент. 2006 г.). СПб, 2006. С. 416-421.
Трофименко Ю.В., Евстигнеева Н.А. Контроль психофизиологического состояния водителя как фактор безопасности дорожного движения// 3-и Луканинские чтения. Решение проблем в автотранспортном комплексе: тезисы док. науч.-техн. конф. (МАДИ (ГТУ), 30-31 янв. 2007 г.). М., 2007. С. 96-98.
Хомуло Д.П., Мозжухина Н.А., Никонов В.А., Фигуровский А.П. Особенности труда водителей автобусов городских линий и нервно-эмоциональное напряжение// Инновации в науке. 2012. № 12-2. C. 93-99.
Автобусный тренажёр : пат. 2467400 Рос. Федерация : МПК: G 09 B 9 04,G 09 B 9 052/ Трофименко Ю.В., Григорьева Т.Ю., Шашина Е.В., Додонов Б.М., Бадалян А.М., Галевко В.В., Крючков Д.В., Цесарь А.А., Ишков М.В.; заявитель и патентообладатель МАДИ. № 2011116902/11; заявл. 28.04.2011.
Трофименко Ю.В., Григорьева Т.Ю., Шашина Е.В. Методика обоснования мер по снижению аварий в системе «водитель – автомобиль – дорога – среда»// Безопасность в техносфере. 2012. № 3. С. 30-37.