После выпускного бала большинство вчерашних школьников становятся абитуриентами. Для образовательных учреждений немаловажно знать, чем руководствуются поступающие, есть ли у них устойчивая мотивация к обучению именно в выбранном учреждении, и как она меняется в процессе освоения образовательных программ.
Вступивший в силу с 01.09.2013 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] позволяет образовательным организациям высшего образования (далее – ВО) иметь подразделения, реализующие основные и дополнительные общеобразовательные программы. Это даёт возможность вузам создать ядро профессионально ориентированных студентов. В некоторых образовательных учреждения ВО таковые подразделения уже созданы.
В частности, в Высшей школе экономики появился лицей – «это профильные 10…11-е классы, в которых предпрофессиональные курсы читают учёные разных факультетов» [2]. Заметим, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования [3], учебный план профиля обучения (естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического или технологического) «должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углублённом уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области».
При МАДИ действует Московский центр автомобильно-дорожного образования (далее – МЦАДО), созданный ещё на основании совместного приказа Государственного комитета СССР по народному образованию и Министерства автомобильных дорог РСФСР № 902/164 орг от 12.12.1989 г. В настоящее время МАДИ заключены договоры о сотрудничестве с 57 школами, лицеями, гимназиями и колледжами Москвы и Московской области.
На основании заключённого договора в среднем общеобразовательном учреждении на конкурсной основе формируется профильный класс для подготовки к поступлению в МАДИ. Обучение в нём начинается с 10-го класса. МАДИ оказывает методическую помощь, проводит факультативные занятия для старшеклассников как по предметам предстоящих экзаменов, так и по профилю вуза.
Колледжи, входящие в МЦАДО, получают методическую помощь от выпускающих кафедр МАДИ. Для студентов выпускных курсов колледжей организована система дополнительных занятий, успешное завершение которой даёт им возможность обучаться в МАДИ (на родственной специальности) по индивидуальной программе в сокращённые сроки.
Задаче привлечения абитуриентов в инженерно-транспортные вузы служит и регулярно проводимая МАДИ в весенние школьные каникулы научно-практическая конференция1, в которой ежегодно принимают участие более 100 обучающихся образовательных учреждений, входящих в МЦАДО. Отдельной брошюрой издаются тезисы выступлений на конференции. По итогам конференции жюри определяют победителей по секциям. Победителям вручаются дипломы, а также могут быть предоставлены льготы при поступлении в вузы, в рамках действующих правил приёма, по представлению оргкомитета конференции [4].
В МАДИ создан Центр технологической поддержки образования, который проводит экскурсии, лекции, практические и лабораторные занятия на базе вуза (в рамках сотрудничества с Департаментом Образования г. Москвы) – «Университетские субботы в МАДИ». Для всех желающих (учащихся, их родителей, педагогов среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального образования) проводятся бесплатные познавательные тематические семинары по профилю вуза с экскурсиями по лабораториям, проведением лабораторных испытаний (по заранее утверждённому расписанию)2 [5].
В рамках дней открытых дверей проводятся экскурсии по лабораториям, встречи с заведующими кафедрами, ведущими преподавателями, а также студентами, аспирантами и выпускниками МАДИ.
Таким образом, приведённые примеры демонстрируют деятельную активность вузов, направленную на формирование профессионально ориентированных личностей, на сведение к минимуму «случайных» (профессионально не определившихся) абитуриентов.
Цель настоящей работы – выявить основные мотивы3 выбора МАДИ обучающимися здесь студентами. Для достижения поставленной цели авторами была разработана анкета, состоящая из нескольких блоков. Вопросы первого блока служат для идентификации факультета, специальности/ направления подготовки и курса (года обучения). Второй блок позволяет выявить мотивы выбора МАДИ для получения высшего образования, а также дальнейшие планы трудоустройства по получаемой специальности/ профилю подготовки. Исследования начаты в мае 2012 г. и на настоящий момент ещё не завершены. В данной статье представлены только основные предварительные результаты. Состав респондентов – студентов 1…4 курсов МАДИ приведён в таблице.
Таблица – Состав участников исследовательского опроса, чел.
Факультет |
Специальность/направление подготовки |
Код |
Курс (год обучения) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Логистики и общетранспортных проблем |
Менеджмент (профили: Логистика и управление цепями поставок, Менеджмент организации, Управление человеческими ресурсами, Управление проектом) |
М |
57 |
|||
Логистика и управление цепями поставок (специалитет) |
Л |
32 |
||||
Управления |
Управление персоналом |
УП |
32 |
24 |
||
Организация перевозок и управление на транспорте |
АП |
31 |
||||
Автоматизированные системы обработки информации и управления |
АСУ |
26 |
||||
Экономический |
Экономика и управление на предприятии (в строительстве) |
ЭДС |
9 |
|||
Дорожных и технологических машин |
Средства аэродромно-технического обеспечения полётов авиации Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (строительные, дорожные и коммунальные машины) Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов |
ДМ |
44 |
|||
Итого по курсу: |
57 |
32 |
55 |
111 |
||
Всего: |
255 |
На основе информации, полученной в ходе исследования, с помощью программы Microsoft Excel были составлены компьютерные базы данных для дальнейшего анализа. Выполненные исследования позволили получить следующие результаты.
Основными причинами поступления в МАДИ студенты указали:
самостоятельный выбор будущей специальности (48 %);
совет родителей или родственников (26 %),
совет друзей (7 %).
Наиболее высока доля самостоятельно выбравших будущую специальность у студентов факультетов Дорожных и технологических машин (55 %) и Логистики (53 %), минимальна – у студентов специальности АСУ (31 %). Мнение родителей (или родственников) оказалось наиболее значимым для студентов специальности АСУ (35 %), менее – для УП (20 %).
Доля респондентов, волею случая оказавшихся студентами МАДИ, составила 14 %. Она максимальна для УП (21 %), минимальна для ДМ (5 %).
Многие из участников опроса планируют работать только по специальности (36 %), другие (56 %) не столь категоричны – они планируют «приобрести опыт работы по специальности после окончания вуза». Не планируют работать по специальности – 7 % участников опроса. Несколько человек от ответа уклонились.
Таким образом, можно констатировать, что в данной выборке респондентов в процессе обучения в МАДИ число «случайных» студентов сократилось в два раза (с 14 % до 7 %).
В заключение ещё раз подчеркнём, что исследования не завершены. Представленные основные результаты нельзя считать окончательными, поскольку выборка участников предпринятого опроса не является репрезентативной. Однако уже сейчас можно заключить, что профориентация рассматривается МАДИ как основополагающий этап профессионально направленной подготовки специалиста, способствующий повышению эффективности деятельности вуза в целом. И масштабная профориентационная работа вуза даёт положительные результаты.
Список литературы
Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ : действующая редакция по состоянию на 25.11.2013 [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс»: офиц. сайт. URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=148547 (дата обращения: 10.01.2014).
Попова А. Неприятные рейтинги нам полезны (Интервью с ректором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым) [Электронный ресурс] // lenta.ru. URL : http://lenta.ru/articles/2013/12/27/kuzminov (дата обращения: 10.01.2014).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования : утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс] // Российская газета : Интернет-портал. URL : http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html. (дата обращения: 10.01.2014).
Московский центр автомобильно-дорожного образования [Электронный ресурс] // МЦАДО/ МАДИ. URL : http://mcado.madi.ru/ (дата обращения: 10.01.2014).
Центр технологической поддержки образования МАДИ [Электронный ресурс] : // МАДИ: офиц. сайт. URL : http://www.madi.ru/1054-o-centre-tehnologicheskoy-podderzhki-obrazovaniya-madi.html (дата обращения: 10.01.2014).
1 20-я научно-практическая конференция пройдёт 26 марта 2014 г.
2 По согласованию с представителями образовательных учреждений (при формировании группы от 15 чел.) возможно расширение тематики семинаров.
3 Мотив – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.