ВЛИЯНИЕ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА И БИТУМА НА РЕПРОДУКТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕРВЕЙ: EISENIAFETIDA, EISENIA ANDREI И DENDROBENAVENETA. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА И БИТУМА НА РЕПРОДУКТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕРВЕЙ: EISENIAFETIDA, EISENIA ANDREI И DENDROBENAVENETA.

Макаров Ю.А. 1, Чачина С.Б. 1
1Омский Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Опыты Козлова (Козлов К.С., 2003)на сплошное загрязнение почвенного профиля дизельным топливом различной концентрации (2.5, 5, 7.5, 10, 20 г/кг почвы), При концентрации 2,5 гр/кг на седьмые сутки смертность составляла 0 – 2,4 экз. При концентрации дизельного топлива в почве 5 гр./кг – 4,2. При концентрации дизельного топлива 7,5 гр/кг – 7,4 экз. При концентрации дизельного топлива 10 гр/кг– 9,8 экз. При концентрации дизельного топлива 20 гр/кг – 9,8 экз[1]. Чачиной С.Б. и Головановой Е.В. установлено, что нефть в небольших концентрациях не является веществом токсичным для дождевых червей. При внесении нефти увеличивается откладка коконов до 1,3 кокона/червя, возрастает численность люмбрицид. Совместное использование нефти и препарата «Байкал» приводит к увеличению доли половозрелых в 1,7 раза.[2]

Цель работы: Изучение выживаемости и репродуктивного потенциала навозного червя (Е. foetida), калифорнийского червя (E.andrei) и дендробена (Dendrobenaveneta) в условиях загрязнения субстрата дизельным топливом и битумом без внесения и при внесении микробиологического препарата «Байкал-ЭМ-1».

Научная новизна работы. Впервые выявлено развитие калифорнийского червя (E.andrei), навозного червя (Е.foetida), калифорнийского червя (E.andrei) и дендробена (Dendrobena veneta) из коконов вплоть до полового созревания в условиях загрязнения дизельным топливом.

Практическое значение. В ходе исследования установлено, что вермикультуру дождевых червей (E.andrei) можно использовать для рекультивации почв, загрязнённых бензином.

Материал и методы исследования.

Опыт проводился в 5 вариантах по 3 повторности в каждом. Исследования проводились в период с ноября 2013 по январь 2014 г. В первом варианте были созданы условия: 20 гр. дизельного топлива на 1кг почвы (10 мл/л), во-втором20 гр. дизельного топлива на 1кг почвы(10 мл/л) с препаратом «Байкал-ЭМ-1». В 3 и 4 вариантах по 40 гр./кг дизельного топлива(20 мл/л), без внесения и с внесением препарата «Байкал-ЭМ-1» соответственно. В 5 варианте на 1кг почвы добавили 30г битума и раствор препарата «Байкал-ЭМ-1».

Процесс контролировали по следующим показателям: численность общая, численность половозрелых особей, численность неполовозрелых особей, продуктивность общая и индивидуальная (количество коконов на сосуд и на половозрелого червя), выход ювенильных особей из коконов, соотношение возрастных состояний и вертикальное распределение в субстрате.

Полученные результаты были обработаны средствами Excelfor Windows 2007 с выполнением операций описательной статистики и использованием рангового метода Фридмана [3].

Результаты исследований

Навозный червь E. foetida.

В экспериментах с дизельным топливом навозный червь Е. foetida показал наименьшую устойчивость к загрязнению почвы. В варианте 1 и 2 отмечен 100% летальный исход. В вариантах 3 и 4 также отмечена 100% гибель навозных червей. Внесение микробиологического препарата «Байкал-ЭМ-1» оказывает положительное влияние на выживаемость навозных червей. В варианте 2 выживаемость червей составила 60%, отмечена откладка коконов 0,33 кокона на одного червя и выход 4 неполовозрелых червя (по 2 червя из кокона).

Калифорнийский червь Eisenia andrei.

Наибольшую устойчивость к загрязнению почвы дизельным топливом показал калифорнийский червь (E. andrei). В варианте№ 1 общая численность за 2 месяца увеличилась в 3,7 раза, а в варианте № 4 общая численность увеличилась в 1,5 раза, что свидетельствует о токсичном действии больших концентраций дизельного топлива (E. andrei).Внесение микробиологического препарата «Байкал-ЭМ-1» способствует росту общей численности калифорнийских червей, что свидетельствует о снижения токсичного действия на червей.В варианте № 2 общая численность червей за 2 месяца увеличилась в 10,5 раз. На каждого половозрелого червя приходилось по 0,25 кокона и из каждого кокона выходило по 2,56 червя. Численность половозрелых червей увеличилась в 1,6 раза. В варианте№ 4 отмечено снижение численности калифорнийских червей в 2 раза. Выживаемость составляет 50%.

Дендробена Dendrobena veneta.

Червь Dendrobena veneta показал среднюю устойчивость к загрязнению почвы низкими концентрациями дизельного топлива в варианте № 1 отмечалась 100% выживаемость червей и рост численности в 1,7 раза. Черви откладывали по 0,3 кокона на одного половозрелого червя и из каждого кокона выходило по одному червю, что свидетельствует об отсутствии токсичного действия низких концентрации дизельного топлива на Dendrobena. В варианте № 2 отмечено снижение численности половозрелых червей в 3 раза. Вероятно «Байкал-ЭМ-1» способствовал усвоению дизельного топлива червями и вызвал гибель червей.

Влияние битума на численность дождевых червей.

В эксперименте было заложено по 1 варианту для каждого вида червя по 3 повторности в каждом. В каждой повторности было внесено по 10 половозрелых червей и 30 граммов битума. Во всех вариантах опыта отмечается рост общий численности червей. Наибольшую устойчивость к битуму показал червь Е. foetida. В течение 2 месяцев общая численность увеличилась в 1,93 раза. Каждый червь откладывал по одному кокону.

Калифорнийский червь E. andrei показал среднюю устойчивость к загрязнению почвы битумом. Общая численность в течение 2 месяцев увеличилась в 1,56 раза. Каждый червь откладывал по 0,36 кокона.

Dendrobena veneta показал среднюю устойчивость к загрязнению почвы битумом. Общая численность в ходе эксперимента увеличилась в 1,4 раза. Каждый червь откладывал по 0,24 кокона.Данные опыта свидетельствуют о том, что битум не является токсичным веществом для D. vendetta, E. andrei, Е. foetida.

Заключение.

Наибольшая устойчивость к загрязнению почвы дизельным топливом и битумом отмечена у калифорнийского червя E.andrei, во всех повторениях отмечен рост численности червей.Таким образом калифорнийского червя возможно использовать для рекультивации нефтезагрязнённых почв.

вариант

 

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

вид

20 гр/кг дизельного топливо

20 гр/кг дизельного топлива +

байкал

40 гр/кг дизельного топливо

40 гр/кг дизельного топливо +

байкал

30 г битум +

байкал

Навозный

червь

коконы

0

2

1

0,5

9

неполовозр

0

4

0

2,5

0

половозр

0

6

0

0

10,34

всего

0

12

1

3

19,34

Каллифор

нийский

червь

коконы

2,5

25

2

0

5,67

неполовозр

26

64

3,5

1

0,34

половозр

9

16

9,5

4

9,67

всего

37,5

105

15

5

15,67

дендробена

коконы

1,5

0

0

0

1,67

неполовозр

2

0

0

0

0

половозр

5

1,5

0

0

5,34

всего

8,5

1,5

0

0

7

Литература

  1. Козлов, К. С. Влияние загрязнения почвы нефтепродуктами на дождевых червей: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.00.16 / К. С. Козлов; Томск, 2003. – 13 с.

  2. Чачина С.Б., Голованова Е.В. Влияние дождевых червей (Eiseniafetida) и бактериального препарата «Байкал -М» на разложение нефти в почве. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований Москва, Российская Академия естествознания, Европейская Академия Естествознания. Научный журнал.№ 10 2013 г.

Часть3 с. 463-464

Просмотров работы: 1203