В силу своего географического положения и национальных экономических интересов, Россия, Казахстан и многие их соседи прямо заинтересованы в евразийской интеграции, охватывающей важнейшие страны континента. Надежной основой региональной экономической интеграции становятся конкретные интеграционные проекты в отдельно взятых отраслях и секторах. Центральными функциональными секторами должны стать электроэнергетика и транспорт.
Развитие транзитных перевозок по международным транспортным коридорам (МТК) ЕврАзЭС в настоящее время сталкивается с определенными трудностями, которые носят как объективный, так и субъективный характер. Выделим основные проблемы, препятствующие развитию полномасштабной интеграции автомобильного и железнодорожного транспорта на территориях государств-членов ЕврАзЭС.
Существуют два вида таких проблем – нефизические и физические.
Под нефизическими барьерами подразумеваются созданные с участием «человеческого фактора» нетехнические барьеры в торговле.
Вот основные из них:
- длительное таможенное оформление на пограничных пунктах перехода, что ведет к существенным простоям транспортных средств (подвижного состава);
- внезапные досмотры в пути с нередкими случаями принудительного вскрытия опечатанных транзитных контейнеров;
- в недостаточной мере гармонизированные транзитные тарифы в странах СНГ – несмотря на подписанные международные соглашения, тарифы в разных странах по пути транзитного поезда нередко существенно различаются;
Наличие нефизических барьеров является наиболее значимым фактором, сдерживающим становление транзитных перевозок в регионе и приводящим к существен-
ным задержкам транспорта и несоответствию заявленным срокам доставки груза.
К барьерам физического характера можно отнести следующие:
- устаревание и фактическая нехватка вагонного/контейнерного и локомотивного парков;
- заметное отставание существующей инфраструктуры и технологий от международных стандартов качества (скорость прохождения пути маршрута и т.д.);
- недостаточная пропускная способность погранпереходов;
- отсутствие развитой логистической и коммуникационной сети;
- разноколейность – государствами-участниками СНГ используется исключительно колея шириной 1520 мм, тогда как в государствах Европы и Азии ширина железнодорожной колеи составляет 1435 мм. Это создает дополнительные сложности из-за нехватки необходимой инфраструктуры (перевалочных центров), а также упомянутой выше пропускной способности погранпереходов;
- недостаточное развитие мощностей по переработке, консолидации и расконсолидации грузов.
Для эффективной работы транспортной системы в плане физического функционирования необходимо решить ряд задач:
- принятие совместного соглашения (договора) о смешанных перевозках, что повысит согласованность работы речных, автомобильных и железнодорожных перевозчиков, с целью сокращения и минимизации простоя и повышения коэффициента использования подвижного состава за счет широкого внедрения современных технологий по организации и обслуживанию товаропотоков;
- развитие транспортной логистики;
- создание единой автоматизированной системы регулирования транспортного и транзитного процессов, осуществляемых по участкам МТК, проходящим по территориям государств-членов ЕврАзЭС,;
- реализация в межгосударственных стандартах единой межведомственной системы электронного документооборота с приданием электронным документам необходимого правового статуса;
- создание единого пакета сопроводительной документации.
Таким образом, можно выделить два взаимодополняющих способа ликвидации как физических, так и нефизических барьеров.
Во-первых, наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается транспортный комплекс той или иной страны, в большинстве своем, решаются путем государственного инвестирования в развитие и реформирование транспортной инфраструктуры.
Во-вторых, ряд общих проблем возможно решить, путем консолидации общих усилий, приоритезации взаимовыгодных направлений сотрудничества и других механизмов.