В статье изложены некоторые результаты анкетирования школьников, раскрывающие отдельные характеристики готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях. Приведены и проанализированы фактические данные, свидетельствующие о различиях во взглядах юношей и девушек на проблемы обеспечения безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях.
В настоящее время гендерные исследования являются неотъемлемой частью педагогики, а гендерная проблема изучается в её разных направлениях.
Термин «гендер» (англ. gender, от лат. genus «род») появился сравнительно недавно (в 1975г.), означает социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. [5].
История развития гендерных исследований отражена в трудах Платона, Аристотеля, Ж. Руссо, Дж. Локка, К. Гельвеция, Я. Коменского, И. Песталоцци; в отечественной науке - в трудах К. Ушинского, Г. Ващенко, М. Макаренко, В. Сухомлинского и других.
Проблемами гендерного образования занимаются центры гендерных исследований, организованные во многих крупных городах (Москва, Минск, Саратов). Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных [2; 5].
В последние годы гендерное воспитание все чаще становиться предметом обсуждения российских педагогов. В современной России оно получило развитие с 1990 года. Согласно мнению О. О. Белоусовой: «… в отличие от стихийных и разнонаправленных воздействий факторов среды, воспитание является специальным, направленным, систематическим и организованным взаимодействием агентов (осознанно действующих лиц) с воспитанниками. В процессе воспитания создаются условия для эффективного развития и самореализации личности ребенка как залог максимальной самореализации личности взрослого в будущем. Предметом исследования гендерной педагогики наряду с другими выступает проблема коррекции процесса социализации молодежи в зависимости от пола …» [1].
В связи с ростом количества угроз, опасностей и чрезвычайных ситуаций в окружающей действительности нас заинтересовало гендерное направление как один из психологических аспектов обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.
Очевидно, что здоровье и безопасное существование во многом зависит от самого человека: от его образа жизни, выбранной им профессиональной деятельности, взаимоотношений с другими людьми. Потребность в безопасности у каждого человека проявляется не только внешне – физически, но и внутренне, обнаруживая себя в необходимости чувства защищённости от физических, эмоциональных, моральных, нравственных и других угроз.
В теории и практике безопасности жизнедеятельности исследуется достаточно широкий круг вопросов по формированию готовности лиц разных профессий и возрастных категорий населения в области безопасности жизнедеятельности, в частности вопросы формирования готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Под готовностью подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях понимается интегрированное, специфическое и динамическое личностное состояние и качество, отражающее взаимосвязь адекватных поведенческих реакций, способность к эффективному самоуправлению физическим и психическим состоянием, обусловливающие осуществление целесообразных действий по предупреждению и преодолению угрожающих здоровью и жизни факторов окружающей среды. Структура и содержание готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях представлены в составе деятельного, когнитивного, двигательного и социально-прикладного компонентов, основной целью реализации которых является защита от опасных факторов, создание и обеспечение условий безопасности жизнедеятельности [3].
Вместе с тем до настоящего времени в педагогике практически не изучены особенности формирования готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях юношей и девушек. В этой связи в рамках производственной педагогической практики нами было проведено исследование среди учащихся 8-9х классов Ковыляевской основной общеобразовательной школы Тоцкого района Оренбургской области, которое позволило выявить некоторые отличия во взглядах юношей и девушек на вопросы обеспечения безопасности, в значительной степени определяющие готовность человека к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Для выявления отношения к вопросам безопасности применялась методика В. Н. Мошкина и Г.Б. Буяльской [4]. Заполняя анкету, учащиеся выражали свое согласие или несогласие с приведёнными утверждениями, а при затруднении с ответом на вопрос отмечали вариант ответа «Затрудняюсь ответить». На основе полученных данных были проанализированы различия во взглядах девушек и юношей, отражающих содержание и уровень сформированности готовности учащихся разного пола к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Утверждение 1: «Я читаю статьи, брошюры, книги о безопасности, самозащите, выживании».
С данным утверждением согласились 80 % учащихся. Однако девушек, согласных с этим утверждением, оказалось на 16 % больше (соответственно: 42 % юношей и 58 % девушек), что свидетельствует о большей склонности девушек к чтению специальной литературы по безопасности жизнедеятельности, чем у юношей.
Утверждение 2: «Главная причина опасностей - ошибки и слабости самого человека».
С утверждением согласились 62 % юношей и 71 % девушек. Девушки более склонны считать, что главная причина опасности заключается в ошибках, самонадеянности, а порой и безрассудства человека.
Утверждение 3: «Я могу сам позаботиться о себе: обезопасить себя, избежать травм, болезней, потерь».
С утверждением согласились 63 % респондентов. При этом юноши (77 %) по сравнению с девушками (53%) продемонстрировали большую самоуверенность.
Утверждение 4: «Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь».
На добро и помощь от окружающих людей при опасности рассчитывают 61 % юношей и 76 % девушек, что свидетельствует о признаках более высокой оценки девушками нравственной готовности окружающих людей к оказанию помощи в случае опасности, и в то же время их готовности обращения за помощью к кому-либо.
Утверждение 5: «Если в незнакомой части города на меня нападут местные хулиганы, то я буду действовать смело и решительно».
Об уверенности в ситуациях нападения хулиганов заявили 54 % юношей и 24 % девушек. Следовательно, юноши считают себя более подготовленными к защите от хулиганов.
Утверждение 6: «Если укротитель скажет, что заходить в клетку со львами безопасно, то я войду в нее вместе с ним».
О готовности зайти в клетку со львом заявили 31 % юношей и 18% девушек, что свидетельствует о большей склонности к неоправданному риску юноши, чем девушек.
Утверждение 7: « Я сам могу придумать выход в опасной ситуации».
С утверждением согласны 77 % юношей и 47 % девушек. Это означает, что юноши по сравнению с девушками более высоко оценивают собственную интеллектуальную готовность к обеспечению безопасности.
Утверждение 8: «Я ежедневно делаю утреннюю зарядку».
Анализ ответов показал, что юноши (15 %) несколько выше оценивают свою готовность к самосовершенствованию физической составляющей готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, чем девушки (6 %).
Утверждение 9: «Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании».
Исследование положительных ответов на утверждение свидетельствует о том, что девушки (24 %) более заинтересованы вопросами физического самосовершенствования, чем юноши (23 % юноши).
Утверждение 10: «Я посещаю спортивную секцию».
Юношей (54 %) занимается спортом больше, чем девушек (41 %). Результат ответов на данный вопрос подтвердился также фактически большим процентом юношей по сравнению с девушками, занимающихся в спортивных секциях детской юношеской спортивной школы Тоцкого района Оренбургской области.
Утверждение 11: «Следует избегать действий, которые могут привести к заражению сифилисом или СПИДом».
Юноши и девушки имеют представления о симптомах и способах распространения венерических заболеваний, и одинаково (100 %) опасаются заражения ими.
Утверждение 12: «В жизни следует избегать курения».
Положительно ответили 77 % юношей и 83 % девушек. Девушки в большей степени отрицательно относятся к курению. Тем не менее, разница результатов в 4 % не является существенной. Важно отметить, что полученные данные не свидетельствуют о фактическом поведении юношей и девушек (курят или нет).
Утверждение 13: «Следует избегать употребления наркотиков».
С утверждением согласны 100% юношей и девушек, одинаково и категорически отвергающих употребление наркотиков.
Утверждение 14: «В жизни следует избегать употребления крепких спиртных напитков».
Юноши (54 %) более склонны к употреблению крепких спиртных напитков, чем девушки (88 %). В то же время, почти каждая десятая девушка положительно относится к алкоголю.
Утверждение 15: «Я умею подобрать упражнения для развития силы».
Юноши (54 %) более чем девушки (41%) склонны к работе над собой в физическом плане.
Утверждение 16: «Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости».
При ответах на данное утверждение юноши (38 %) как и в предыдущем случае проявляют большую активность по сравнению с девушками (29 %).
Утверждение 17: «Я каждый день обливаюсь холодной водой».
Из всего количества респондентов (30 человек, из них 13 юношей, 17 девушек) никто не обливается холодной водой, что вполне объяснимо трудностью психологического характера восприятия данного вида закаливания в силу формирующихся адаптационных особенностей подросткового возраста.
Утверждение 18: «Я знаю о том, как развивать свои физические возможности».
С утверждением согласны 54 % юношей и 41 % девушек, что свидетельствует о достаточно значимом уровне отношения к физическому самосовершенствования среди подростков.
Утверждение 19: «Занимаясь физкультурой, я слежу за своим физическим состоянием».
С утверждением согласились 69 % юношей и 71 % девушек. Таким образом, у девушек по сравнению с юношами наблюдается более высокий уровень самоконтроля во время занятий физкультурой, что можно объяснить их более осторожным поведением в опасных ситуациях.
Утверждение 20: «Занимаясь спортом, следует избегать употребления допингов».
С утверждением согласны 92 % юношей и 94 % девушек. Процентная разница при ответах на данное утверждение юношей (92 %) и девушек (94 %) не существенна, однако свидетельствует о более сознательном отношении представительниц слабого пола к обеспечению безопасности и снижению факторов риска (например, в отношении сбережения здоровья и чистоты спортивных достижений).
Итоги результатов проведённого анкетирования свидетельствуют о том, что в формировании готовности девушек и юношей к действиям в чрезвычайных ситуациях имеются как сходства, проявляющиеся в негативном отношении к наркотикам, венерическим заболеваниям и СПИДу, так и различия в степени заинтересованности вопросами безопасности жизнедеятельности, в отношении к людям и неоправданному риску, во взглядах на курение и употребление алкоголя, в мотивациях к физкультурно-спортивному самосовершенствованию и употреблению допингов.
Таким образом, выявленные отличия в особенностях формировании готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях у юношей и девушек свидетельствуют о необходимости внедрения понятия «гендера» и «гендерного подхода» в обучение школьников навыкам безопасного поведения. Дальнейшие исследования позволят не только выявить важнейшие характеристики уровня готовности школьников разного пола к действиям в чрезвычайных ситуациях, но и наметить пути дальнейшего совершенствования образовательной теории и практики в области безопасности жизнедеятельности.
Список литературы:
Белоусова О.О. Проблема гендерной дифференциации учащихся в педагогической теории и школьной практике / О. О. Белоусова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - Челябинск : Русско-Британский Институт Управления. - № 4, 2010. – С. 53 – 58.
Горобей И. В. Исторический аспект: гендерное воспитание школьников в системе образования / И. В. Горобей // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – Изд-во: Харьковское областное отделение Национального олимпийского комитета Украины (Харьков). - № 4, 2006. – с. 85 – 89.
Денисова В. В. Формирование готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях в процессе физкультурного образования : монография / В. В. Денисова. – М. : Издательский центр «Эксмо», 2012. – 188 с.
Мошкин В.Н. Гендерные особенности культуры безопасности студентов / Мошкин В.Н., Буяльская Г.Б. - Комплекс электронных средств диагностики культуры безопасности школьников. Компьютерная программа для статистической обработки результатов анкетирования школьников. - Барнаул, 2006.
http://ru.wikipedia.org