ВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ ПРИЁМОВ САМООБОРОНЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ ПРИЁМОВ САМООБОРОНЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы необходимости владения навыками самообороны обусловлена печальной статистикой роста количества чрезвычайных ситуаций криминогенного характера. В России в среднем за год в криминальных происшествиях погибает 30 000 – 32 000 человек. В то же время анализ этих происшествий свидетельствует о том, что редко жертве нападения удаётся защитить себя, убежать, спрятаться, оказать достойное сопротивление, спастись и т.д.

Теоретический анализ источников специальной литературы позволил заключить, что самооборона в понимании «защиты себя» - рассматривается как применение любых приёмов и действий с целью сохранения жизни, здоровья, самоуважения, личных прав и имущества в опасных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.

Согласно мнению специалистов по самообороне, каждый человек индивидуален и, соответственно, имеет индивидуальные типологические особенности, поэтому должен выработать свой собственный комплекс приёмов, технико-тактических элементов. К приёмам самообороны в ситуации реальной физической угрозы относятся: знание различных приёмов защиты и нападения, болевых точек, анатомических особенностей собственного тела, функциональных возможностей организма, уровня сформированности физических (быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости) и психических качеств (силы воли, смелости, психологической устойчивости и др.).

Для благоприятного выхода из опасной ситуации эффективными могут быть только те приёмы и средства, в которых человек уверен. Очевидно, что ребёнку (подростку) трудно противостоять сильному взрослому мужчине, но знания болевых точек, хитрость, смекалка, применение не стандартных способов защиты (например, укус), регулярные тренировки непременно увеличат шансы на спасение.

Главной направленностью занятий по самообороне в эксперименте явились:

- формирование навыков физической самозащиты от нападения, в конфликтных ситуациях со сверстниками (в основном драки);

- профилактика травматизма в результате падения;

- совершенствование правил безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

Основным содержанием занятий по самообороне явились:

- овладение навыками болевых приёмов воздействием на болевые точки локтевого, коленного, голеностопного, плечевого суставов;

- удары в уязвимые точки тела: ключица, гортань, сонная артерия, носогубная складка, область сердца, солнечное сплетение, левое подреберье (селезёнка), правое подреберье (печень), паховая область, колено, голень, подколенная ямка, локоть, основание черепа, область почек, внутренняя лодыжка;

- навыки удушающих захватов: сдавление верхних дыхательных путей и сонных артерий;

- удушающие захваты ворота одежды спереди, сзади;

- техника выполнения подножек, ударов руками (пальцами в глаза, переносицу, горло; кулаком – прямые, боковые и снизу в голову, по носу, по ключице, по шее), ладонью по лицу, ушам; ребром ладони, основанием ладони в верхнюю челюсть (область носа); локтём; удары ногами, головой (лбом и затылком); применение подручных предметов для самообороны: зонта, ручки, линейки, булавки, скрепки и т. д.;

- техника падений.

Организационно-методическими указаниями на наш взгляд должны быть следующие:

- проведение уроков без разделения групп на мальчиков и девочек, в обычной (повседневной) одежде как в помещении, так и на улице в любое время года;

- предварительно предупреждать детей о серьёзности данного вида подготовки и опасности травмирования для жизни и здоровья;

- обязательный контроль и присутствие преподавателя, а также медработника школы;

- обеспечение страховки.

Таким образом, владение навыками приёмов самообороны является необходимым условием сохранения жизни и здоровья человека. Подготовка по самообороне способствует совершенствованию физических качеств человека, функциональных возможностей организма, повышает психологическую готовность человека к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях. Тренировка навыков самообороны, отработка личного комплекса физической самозащиты должна стать предметом обучения в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», поскольку в раннем возрасте намного легче привить и сформировать навыки безопасного поведения, чем в зрелом.

Литература

1. В. В. Данилова. Научно-методическое обеспечение процесса физкультурного образования в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях (для учащихся 5-7 классов) / В. В. Данилова; Мин-во образования и науки РФ, Федерал. Агенство по образованию, ГОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. – 36 с.

2. В. В. Денисова. Формирование готовности подростков к действиям в чрезвычайной ситуации: практика физкультурного образования / LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr. 99, 66123 Saarbrücken, Germany, 2012. – 368 с.

3. Мошкин В. Н. Подготовка к безопасному поведению // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. - № 1. – С. 13 - 16.

4. Шаповаленко В. С. Экстремальная ситуация как обучающая система / В. С. Шаповаленко // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2002. - № 7. – С. 14 – 19.

Просмотров работы: 1889