Пешеходный туризм — вид спортивно-оздоровительного туризма, который на сегодняшний день является сравнительно не дорогим и в то же время интересным, качественным видом отдыха. Пешеходный туризм выполняет ряд функций оздоровительного и воспитательного значения. Являясь средством физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания детей и подростков пешеходный туризм позволяет освоить азы автономного существования человека в природной среде.
Основной целью пешеходного туризма является преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности.
По утверждению многих спортсменов-любителей пешеходный туризм – безопасный вид отдыха и спортивно-оздоровительной деятельности. Однако, статистика свидетельствует о том, что по сравнению с водным, горным и лыжным видами – пешеходный туризм не безопасен.
Среди опасностей во время пешеходного перехода самой распространенной является травматизм: повреждения конечностей (ушибы, потертости, ссадины, порезы), связочного аппарата суставов, вывихи, переломы; раны от острых и тупых предметов, ожоги, обморожения, солнечные и тепловые удары и другие. Второй по значимости опасностью пешеходного туризма являются заболевания: отравления, расстройство желудка, простуда.
Согласно результатам опроса туристов причинами большинства травм в походе являются, прежде всего, неправильное поведение людей в группе, спортивное снаряжение низкого качества. Причины заболеваний объясняются промокаемостью палаток, недостаточными теплоизоляционными качествами спальных мешков, неудобством и небезопасностью туристской посуды, отсутствием надежных походных печек, не подходящим для условий похода набором продуктов питания.
В то же время анализ специальной литературы позволил выявить следующие факторы опасности в пешеходном туризме:
- изначальное заблуждение в том, что том, что обеспечение безопасности в походе – прерогатива руководителя группы;
- субъективный взгляд на потенциальную опасность;
- недостаточная (для данного маршрута) техническая, тактическая и физическая подготовленность участников похода.
- психологическая неподготовленность участников группы к обязанностям и роли, которую поручают индивидуально внутри группы;
- психологическая, физическая, морально-волевая усталость отдельных участников группы;
- неблагоприятные межличностные отношения внутри группы (личная неприязнь между некоторыми участниками похода); слабая дисциплина в группе, отсутствие авторитета руководителя туристической группы;
- воздействие неблагоприятных факторов: непогода, усталость, голод, холод, жара, жажда, страх, тяжесть рюкзака, трудности перехода, неудачи, неудовлетворённости, невзгоды, не полное медицинское обеспечение или его отсутствие и т. п.;
- чрезвычайные ситуации природного характера: камнепады, лавины, резкое похолодание, внезапно начавшийся ливень, заморозки и другие;
- несчастные случаи в результате утомления туристов вследствие недостаточной общей и специальной физической подготовки, недостаточного развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, низкой функциональности вестибулярного аппарата; проявления панического состояния (инстинктивные, часто лишние защитные действия, проявляющиеся в виде стремительного бегства, крика).
Для предупреждения воздействия факторов опасности в пешеходном туризме необходимо заблаговременно проводить (посещать) занятия по подготовке к походу. Основной направленностью подготовительных занятий должно быть формирование знаний, практических умений и навыков автономного выживания в природных условиях, подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях природного характера; развитие чувства коллективизма, взаимовыручки, взаимопомощи; совершенствование знаний правил дорожного движения, повышение уровня общефизической и волевой подготовки, эмоциональной устойчивости; развитие нестандартного мышления (умения мыслить, принимать решения в нестандартных ситуациях), реакции, способности распределять силы и резервы организма и т. д. Содержание занятий должно включать ориентирование по карте и компасу, по звёздам, по луне, по предметам на местности; изготовление предметов обихода из подручных средств, сооружение аварийного жилища, освоение способов и правил разведения костра, подачи аварийных сигналов, подбора личного снаряжения, навыков метеорологических наблюдений, установки палатки; способов велосипедной езды (по разметке, по плану-схеме, с пассажиром и др.), с преодолением препятствий; задания по развитию навыков наблюдения, прослушивания, следопытства, способы применения подручных предметов (заколки, аксессуары, обувь, косметика) в аварийной ситуации, способы оказания первой помощи и транспортировки пострадавшего с применением подручных средств (в одиночку (переноска сидящего верхом на спине, с поддержкой двумя руками, переноска лежащего на одном плече); вдвоём (переноска сидящего на руках, на руках с опорой спиной, на взаимно сцепленных руках, с поддержкой под ноги и спину, с поддержкой под руки и колени); втроём). К проведению занятий предъявляются следующие организационно-методические требования:
- проведение занятий в любых сезонных и метеорологических условиях;
- строгий учёт физической подготовленности, состояния здоровья и индивидуальных особенностей будущих участников похода;
- широкое и вариативное использование объектов (природных, хозяйственных) местности и окружающей территории;
- оптимальное распределение учебного материала по туризму в течение года до проведения похода;
- моделирование на занятиях трудных ситуаций, возможных в походе;
- предоставление будущим участникам похода самостоятельности в поиске путей решения задач по их преодолению;
- проведение занятий под контролем руководителя.
Таким образом, во избежание воздействия факторов опасности в пешеходном туризме необходимо в первую очередь подумать о собственной личной безопасности, подготовиться к преодолению запланированного маршрута.
Интеренет-ресурсы:
http://www.grandars.ru
Варламов В. Г. Основы безопасности в пешем походе : методические рекомендации / В. Г. Варламов. - http://gendocs.ru
Список литературы
Денисова В. В. Формирование готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях в процессе физкультурного образования: монография / В. В. Денисова. – М.: Издательский центр «Эксмо», 2012. – 188 с.
2. Федотов Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. - Под общ. ред. Ю. Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с.