ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.

Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень.

Молодые люди, после окончания 11 класса, а иногда и раньше, принимает решение о выборе профессии. Это решение, в дальнейшем, повлияет на всю их жизнь. От него зависит успешность этого молодого человека как профессионала и как человека в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование, после того, как однажды сделали ошибочный выбор.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых. Самостоятельный выбор профессиональной деятельности - это "второе рождение человека". Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Цель курсовой работы: изучить и выявить профессиональную направленность в юношеском возрасте.

Объектом исследования являются старшеклассники.

Предмет исследования: профессиональная направленность старшеклассников как выбор дальнейшего пути.

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профориентации учащихся;

2) подобрать психологические методики для диагностики профессиональной направленности в юношеском возрасте;

3) проанализировать задачи по исследованию профессионального определения;

4) провести анализ полученных данных исследования и сделать выводы.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, методики: «Личностная шкала проявления тревоги», «ДДО «Я предпочту»», «Карта интересов».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования профессиональной направленности в юношеском возрасте

  1.  
    1. Понятие и сущность профессиональной направленности личности

Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями, т.е. человек должен знать достаточно хорошо о своих интересах, о своих интересах, о своих когнитивных способностях и личностных особенностях, кроме того, должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями.

Профессиональному самоопределению, как правило, предшествуют определенные события. Такими событиями могут быть: окончание учебного заведения, увольнение с работы, повышение квалификации, смена места жительства и т.д.

Профессиональное самоопределение можно рассмотреть как процесс: осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки; ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда; общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели; определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели; информирование о профессиях, специальностях, профессиональны учебных заведениях и местах трудоустройства; представление о препятствиях к достижению профессиональных целей, о своих достоинствах, способствующих реализации намеченных планов и перспектив; наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения; начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов.

Еще одним ключевым понятием является профессиональная направленность личности. Профессиональная направленность – это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов и установок человека. Профессиональная направленность характеризует единство интересов и особенностей личности в системе профессионального самоопределения.

Следующим ключевым понятием является понятие профессионального становления личности – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Детерминацию профессионального развития можно представить следующим образом: во время профессионального становления личности могут возникать противоречия двух видов: между личностью и внешней средой, а также внутриличностные.

Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. Развитие профессиональных интересов – это процесс приобретения устойчивых свойств и качеств, который включает в себя возникновение такого интереса, его становление и закрепление и переход профессионального интереса в профессиональные намерения, а в последствии и в профессиональный выбор. Профессиональный интерес строиться на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения в общеобразовательных школ, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий. Профессиональный интерес развивается по следующим этапам:

  • знакомство с содержанием профессии;

  • развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии;

  • достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов;

  • развитие потребности в реализации интересов в деятельности;

  • возникновение профессиональной удовлетворенности профессиональной деятельностью.

На основе развития профессионального интереса формируется готовность к профессиональному самоопределению.

Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции личности в проблемных ситуациях. Жизненное самоопределение проявляется в первую очередь в осознании смысла и цели жизни. Видный отечественный ученый-психолог Н.И. Шевандрин отмечает, что смысл жизни это значение жизни для конкретного человека, это осознание своей жизни как цельного процесса, имеющего направленность, преемственность и содержание, это осознание того, для чего человек живет. Цель жизни это осознаваемый конечный результат, к которому человек стремится в своей жизнедеятельности. Профессиональное становление личности должно начинаться еще со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьез задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим, круг своих интересов и объем знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества. Поэтому учеба в школе должна подготавливать предпосылки для зрелого и правильного выбора учащимися своей будущей профессии. Однако нередки случаи, когда попытки найти себя в период учебы заканчиваются неудачно, и в этом большую роль играет известная оторванность школы от жизни, учебы от практики. Столкнувшись с практикой жизни в процессе трудовой деятельности, молодой человек начинает понимать, что многое из того, чему его учили в школе, ему не пригодилось, а то, что ему необходимо, он вынужден осваивать самостоятельно, поскольку этих знаний он либо не получил, либо они ограничены рамками школьных программ. Это еще раз свидетельствует о том, что использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно, что определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики учащихся. Кроме того, педагогу и школьному психологу следует ориентировать себя не только на формирование у учащихся определенного багажа знаний, но и на раскрытие у них потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы. Преодоление иждивенческих установок, то есть, когда учеба в школе или другом учебном заведении будет осознаваться учащимся как вид деятельности, как труд, будет способствовать формированию качеств и свойств личности, определяющих их дальнейший образ жизни и профессиональную ориентацию. Изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся, их способностей, интересов и наклонностей поможет педагогу эффективно спланировать учебный процесс, дифференцированно подходить к каждому своему ученику. Такое изучение осуществляется, как правило, эмпирическим путем, то есть в процессе общего учета успеваемости. Наблюдение за поведением в учебное и внеучебное время, его отношением к труду так же дают возможность педагогу составить определенное мнение о личности школьника. В то же время более пластичные, латентные или скрытые формы изучения интеллектуально-личностных характеристик могут оказаться неиспользованными, тогда как нередко именно они способствуют выявлению той или иной направленности личности, предопределяющей ее развитие и профессиональное становление.

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям "во взрослой жизни". При этом, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины не только в "закрытости" рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей самооценкой, индивидуальностью.

Таким образом, в процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов. На каждом из этих этапов он может совершать ошибки, которые профориентация должна исправить или предотвратить. Очень большое значение в механизме профориентации играют интересы и склонности человека, которые соотносятся с выбором профессии. Так же, внимание уделяется и темпераменту и характеру человека а так же психическим процессам личности, которые влияют на выбор профессии человеком. Каждому типу темперамента свойственен тот или иной вид трудовой деятельности. Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес. Профессиональный интерес строиться на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения в общеобразовательных школ, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий. На основе развития профессионального интереса формируется готовность к профессиональному самоопределению.

1.2. Психологические особенности юношеского возраста

Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс воспитания. Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии кровеносно-сосудистой системы. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям. В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а некоторые нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости. Существенные изменения происходят в этот период и в самосознании. Его бурное развитие наблюдается уже в подростковом возрасте. У юношей же мы имеем дело с новым уровнем самосознания. Юноша уже не просто ощущает себя личностью, но личностью неповторимой, не похожей на других, с собственным миром чувств и переживаний. И он хочет, чтобы окружающие заметили и оценили его неповторимость. Это нередко обуславливает завышенную самооценку, свойственную старшеклассникам. Надо отметить, что юноше нужно утвердиться, прежде всего, в среде сверстников, в референтной группе. Поэтому, если он не очень считается с мнением окружающих его старших - может даже бравировать чертами характера, поведения, отличающими его от них, - то с мнением своих сверстников, которых он почему-либо ценит, он считается в очень большой степени. Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, повышением самоконтроля и саморегуляции. Яркая эмоциональность является характеристикой для молодежи старшего возраста. Она проявляется в высоком накале чувств и переживаний, в еще сильно выраженном стремлении к приключениям (хотя сами эти приключения и происшествия представляются уже более реалистичными), в некоторой идеализации уважаемых и дорогих людей, в желании подражать им. Для старших школьников естественна способность к сопереживанию, чрезвычайно актуальны эмоционально окрашенные отношения со сверстниками. В целом старшие школьники отличаются более высоким уровнем эмоциональной восприимчивости, нежели подростки.

В общении, у юношей и девушек формируются коммуникативные способности - умение вступить в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей.

В процессе трудовой деятельности свое развитие получает профессионально-личностное общение, т.е. идет активное становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

В ходе самоопределения, попыток разобраться в окружающем мире и в самом себе, лицами юношеского возраста осуществляется поиск смысла жизни вообще и своей жизни в частности. В результате у них формируются не только убеждения и взгляды, но и мировоззрение - взгляд на мир в целом, система убеждений, выражающих отношение человека к миру и его главные ценностные ориентации. В юношеском возрасте созревают когнитивные и личностные предпосылки мировоззрения. И от того насколько этот процесс будет благополучно протекать, зависит то, насколько мировоззрение будет правильно и глубоко отражать объективный мир, будет истинным или ложным, научным или религиозным, материалистическим или идеалистическим, прогрессивным или реакционным, оптимистическим или пессимистическим, насколько личность сможет определить свою социальную ориентацию.

Высокий уровень самосознания побуждает юношей и девушек систематизировать и обобщать свои знания о себе, что в свою очередь, приводит к самоопределению через самовоспитание.

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.

Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того - сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии - его главная и постоянная забота.

Таким образом, центральными личностными новообразованиями в юношеском возрасте являются: формирование мировоззрения; самостоятельности суждений; повышение требования к моральному облику человека; формирование самооценки; стремление к самовоспитанию.

ГЛАВА II.Организация исследования профессиональной направленности старшеклассника

2.1. Диагностика профессиональной направленности у старшеклассников

Профессиональное самоопределение является психолого-педагогическим механизмом принятия решения относительно выбора профессиональной деятельности. Выбор профессии школьниками осуществляется в результате личностной направленности на определенный вид профессиональной деятельности.

Направленность личности определяется как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека». С педагогической точки важен интерес учащихся к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

В основе направленности личности лежат потребности, интерес, мировоззрение, убеждение, склонность и стремление.

Личностную направленность на выбор профессии можно обозначить как значимое образование, от которого зависят личностное от ношение к процессу профессиональной деятельности Значимость личностной направленности субъекта можно охарактеризовать следующим образом: направленность личности побуждает человека к проявлению активности, достижению целей, что придает действиям субъекта целенаправленность. Направленность личности зависит от внутренних психологических условий, сообщающих информацию о содержании личностных возможностей, необходимых для целевого планирования поведения; направленность личности выступает центральным личностным образованием.

Помимо поиска профессии, в которой возможна профессиональная самореализация личности, одним из необходимых условий в принятии решения становятся психологические возрастные особенности старшего школьника.

Юношеский возраст является важным периодом в профессиональном самоопределении учащихся. Именно в этом возрасте появляется устремленность в будущее, потребность в профессионально-личностном самоопределении. Ряд психологов (Д.И.Фельдштейн, П.С.Лейтес, И.С.Кон, Л.М.Фридман, А.Ю.Кулагина) выделяют следующие психологические новообразования, возникающие в старшем школьном возрасте: развитие самооценки, самоконтроля, стремления к самореализации, наблюдается формирование самосознания, решается задача личностного и профессиональною самоопределения. Личностная направленность учащихся старших классов на выбор профессионально-педагогического образования предполагает развитие познавательных потребностей в области профессиональной деятельности, нравственных установок, ценностных ориентации, развитие педагогического самосознания, развитие интересов и способностей, необходимых для осуществления педагогической деятельности.

Экспериментальное исследование по изучению профессиональной направленности проводилось на базе МБОУ СОШ № 31 ст.Успенской. Испытуемыми стали 10 учащихся в возрасте от 15 до 17 лет (4 мальчика и 6 девочек). Тестирование испытуемых проводилось при помощи методик диагностики уровня тревоги и профессиональной направленности личности: методики «Личностная шкала проявления тревоги» (Приложение 1), методики «Карта интересов» (Приложение 2) и «Дифференциально - диагностический опросник» (Е.А.Климова) (Приложение 3), исследовалась проблема тревожности детей, характерная для данного возраста, и профессиональной направленности.

  1. Методика «Личностная шкала проявления тревоги» (Приложение 1).

Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого.

Цель методики: исследование уровня тревоги.

Ход выполнения задания. Опросник состоит из 60 утверждений. Распределите карточки на две группы, в зависимости от согласия или несогласия с утверждением. Время тестирования - 20-25 минут.

Обработка результатов.

Шкала тревоги. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60.

Ответы «Heт» к пунктам 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.

Шкала лжи. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55; ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то эго свидетельствует о неискренности испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:

40 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

25 – 40 баллов - свидетельствует о высоком у ровне тревоги;

15 – 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

5 – 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

0 – 5 баллов - о низком уровне тревоги.

Результаты.

Таблица 1.

Уровень тревоги

Кол-во детей

% от общего числа детей

Очень высокий уровень тревоги

0

0

Высокий уровень тревоги

3

30

Средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги

6

60

Средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги

1

10

Низкий уровень тревоги

0

0

Таким образом, мы наблюдаем у большинства старшеклассников средний, с тенденцией к высокому, уровень тревожности.

2. Методика «Карта интересов» (Приложение 2).

Данная методика направлена на исследование профориентации личности.

Цель методики: исследование профориентации личности.

Ход выполнения задания. «У вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того, чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов.

Подумайте, перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.

Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте плюс, если не нравится (не любите) – минус.

Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается».

Обработка результатов.

Обработка результатов сводится к подсчету положительных ответов респондентов в соответствии с ключом. Таким образом, получается 24 цифры со знаками «+», которые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков «+».

Результаты.

Таблица 1.

Ф.И.О.

Сферы проф. Деятельности

1.А.Алина

Медицина, право

2.Б.Анжелика

Педагогика, сфера обслуживания

3.В.Виктория

Биология, химия, медицина

4.Г.Татьяна

История, право

5. И.Владимир

Геология

6. К.Ксения

Журналистика, сфера обслуживания

7. Н.Любовь

Педагогика

8.О.Андрей

Физика

9.С.Алексей

Рабочие специальности

10.Ш.Сергей

Транспорт и рабочие специальности

Таким образом, с помощью методики «Карта интересов» мы выявили, что такие отрасли деятельности, как педагогика встречается у 2 человек (20%), медицина- 2 человек (20%), право - у 1 человека (10%), журналистика - у 1 человека (10%), геология – у 1 человека (10%), физика - у 1 человека (10%) и рабочие специальности, транспорт - у 2 человек (20%).

3.Методика «Дифференциально диагностический опросник» (Е.А.Климова) (Приложение 3).

Цель методики: Выявить определенный тип профессии для каждого испытуемого.

Ход выполнения задания. «Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.

Возможно использование методики индивидуально и в группе.

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале».

Обработка результатов.

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Результаты.

Таблица 1.

Сферы деятельности

Кол-во детей

% от общего числа детей

«Человек - Природа»

0

0

«Человек - Техника»

3

30

«Человек - Человек»

5

50

«Человек - знаковая система»

1

10

«Человек - Художественный образ»

1

10

В результате проведения методики ДДО «Я предпочту» было выявлено, что сфера «Человек - Техника» преобладает у 3 человек (30%), сфера «Человек - Человек» - у 5 человек (50%), сфера «Человек - Знаковая система» - у 1 человека (10%) и сфера «Человек – Художественный образ» - у 1 человека (10%).

2.2. Рекомендации родителям по профориентации детей

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Они хотят, чтобы их дети получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у них есть определённые представления о характере и склонностях наших детей. И родители безусловно стремятся поделиться с детьми своим жизненным опытом, своими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из родителей считает, что выбор профессии целиком зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?

Для родителей важно отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: повзрослевший ребенок подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

Профессиональное самоопределение - событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа - важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором, то есть, сам подросток.

Рекомендации родителям:

1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.

Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

Заключение

Подводя итог данной работы, следует подчеркнуть, что правильный выбор молодым человеком профессии играет очень большую роль. После окончания школы, т.е. в 15 – 17 лет, он еще не может сделать достаточно осознанный выбор, взвесить все за и против, все плюсы и минусы и соотнести свои потребности со своими реальными возможностями. От того какой он выбор сделает зависит его дальнейшая судьба: будет ли он успешной личностью, будет ли он любить свою работу и будет ли он действительно профессионалом в свое работе.

Изучив литературные источники по проблеме профессиональной направленности среди старшеклассников, мы пришли к выводу, что очень большое значение в механизме профориентации играют интересы и склонности человека, которые соотносятся с выбором профессии. Так же, внимание уделяется и темпераменту и характеру человека а так же психическим процессам личности, которые влияют на выбор профессии человеком. Каждому типу темперамента свойственен тот или иной вид трудовой деятельности.

Целью данной работы являетсяизучение и выявление профессиональной направленности в юношеском возрасте.

Основные задачи нашего исследования состояли в: изучении психолого-педагогической литературе по проблеме профориентации учащихся; подборе психологических методик для диагностики профессиональной направленности в юношеском возрасте; анализировании задач по исследованию профессионального определения; проведении анализа полученных данных исследования и сделать выводы.

В ходе работы с учащимися 10-11класса мы использовали такой психологический метод исследования как тестирование.

Было исследовано 10 учеников в возрасте от 15 до 17 лет. Результаты исследований показали, что у большинства старшеклассников (60%) наблюдается средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности. Также у большинства детей юношеского возраста наблюдаются такие сферы профессиональной деятельности, как «Человек - Человек» и «Человек - Техника». Исходя из полученных результатов, были предложены ряд рекомендаций для родителей по проблеме профориентации детей, которые помогут предотвратить или снизить тревожность по поводу профессионального ориентирования детей юношеского возраста.

Полученные нами результаты показывают, что эффективное профессиональное самоопределение старшеклассника возможно лишь при достаточно высоком уровне развития его личности, который предполагает сформированность позитивного образа «Я», целостное восприятие себя субъектом своей жизни, способность выбирать и стремление руководствоваться при совершении выбора собственными целями и ценностями.

В заключении мы хотели отметить, что старшеклассникам необходима помощь специалистов при самоопределении. Психологическая помощь старшеклассникам должна предусматривать достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути. Такое самоопределение называют личностно-профессиональным и считают его целью-ориентиром психологического сопровождения старшеклассников. Эффективное профессиональное самоопределение возможно лишь при достаточно высоком уровне личностного развития старшеклассника, которое предполагает позитивный образ «Я» и отношение к себе как субъекту своей жизни, способному осуществлять выборы и знакомство с миром профессий.

Список используемой литературы:

1. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 2011.

2 Хрипкова А.Г., Филонов Г.Н. Мир детства. Юность. - М.: Педагогика, 2012.

3.Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Просвещение, 2009.

4.Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2011.

5.Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., 2012.

6.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2009.

7.Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 2010.

8. Шибутани Т. Социальная психология. Москва - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

9. Сазонов А. Д., Калугин Н. И., Меньшиков А. П. Профессиональная ориентация молодёжи. - М., 2011.

10. Гончарова Н. «Современная профориентация» Психологическая газета. № 9, 2010.

11. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – М., 2012.

12. Кле М. Психология подростка. М., 2009.

13. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2010.

14. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии (Материалы для специалиста образовательного учреждения), Санкт-Петербург, КЕРО, 2011.

15.Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. - М.: Российское педагогическое агентство, 2009.

16. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебник / Е.А. Климов. – М.: ЮНИТИ, 2009.

17. Лукин, В., Тихонова, Е., Лаптев, А. Психологическая помощь как элемент профориентации молодежи /Человек и труд. – 2010.

18. Моргун, В.Ф. Методика многомерного анализа достижений ученика с целью профилирования и профориентации. – M., 2012.

19. Пряжникова, Е.Ю., Пряжников, Н.С. Профориентация: Учеб. пособие / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2011.

20. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Флинта, 2010.

 

Просмотров работы: 24783