ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР-МЕНЕДЖЕРОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР-МЕНЕДЖЕРОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важность проблемы развития профессионально важных качеств медицинской сестры-менеджера по управлению сестринской деятельностью определяется необходимостью качественной подготовки и отбора специалистов в области здравоохранения, грамотной расстановки кадров, а также той ролью, которую выполняют медицинские сёстры-менеджеры в системе здравоохранения – организация работы на местах (в отделениях) во всей её полноте.

Анализ литературы позволил нам выделить следующие профессиональные качества, являющиеся важными в работе медицинской сестры-менеджера в системе здравоохранения: компетентность, ответственность, высокий интеллект, креативность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, коммуникабельность, независимость, организаторские способности. [4, 6]

Сегодня есть достаточно оснований рассматривать профессиональное становление субъекта труда как двуединый процесс, включающий формирование совокупности знаний, умений и навыков - с одной стороны, и профессионально значимых личностных психологических качеств - с другой. Первой из названных составляющих традиционно уделяется существенное внимание, подтверждением чего в последнее время стала реализация в стране концепции непрерывного медицинского образования, однако проблема методологии психологического сопровождения личности медсестры-менеджера СД на всех этапах его профессионального развития разработана, к сожалению, слабо.

К.К. Платонову принадлежит эмпирическая типология личности медицинского работника, в основу которой положена степень совпадения функций, соответствующих его статусу, с его реальными личностно-характерологическими особенностями.

В зависимости от направленности личности К.К. Платонов определял три типа медицинских работников-специалистов:

• ориентированный на разнообразные ценности;

• для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер;

•дезориентированный в отношении личностных ценностей, в силу низкого духовного и нравственного уровня.

Предложенная К.К. Платоновым типология личности медицинского работника основана на преобладавшем в советской психологии периода 70-х годов методологическом принципе исследования и оценки личности как носителя определенных морально-этических норм, активность которой определяется ее социально-идеологической направленностью. В целом, следует отметить, что работа К.К. Платонова была первой научной попыткой исследовать специфику психологических особенностей медицинского работника как субъекта профессиональной деятельности с позиций личностного подхода. [6]

Безусловно, успех лечения будет лучше в том случае, если медицинская сестра - менеджер сестринского дела и пациент стремятся к одной цели и помогают друг другу. Это возможно достичь только тогда, когда удается достичь равноправия в общении. Психологическое равноправие не означает взаимозаменяемости, ведь позиция медработника определяется его знаниями, умениями, и законодательно закрепленными обязанностями. Чтобы сотрудничать с медицинской сестрой - менеджером сестринского дела, больной должен чувствовать себя не только объектом медицинских манипуляций, но и активным их участником.

Условиями формирования партнерских отношений между больным и медработником являются:

  • уважение интересов больного;

  • разумная серьезная позиция;

  • осведомленность больного;

  • доверие, основанное на честности и правдивости;

  • разделение ответственности;

  • подсознательное чувство симпатии. [2]

Существуют общие правила общения в основе взаимодействия «медработник-пациент»:

  1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

  2. Понимание достоинств пациента и максимальное одобрение - похвала, подчеркивание значимости.

  3. Понимание смысла поступков собеседника вместо огульной критики.

  4. Доброжелательность, приветливость.

  5. Обращение к взрослым пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджа.

  6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

  7. Умение внимательно слушать и, с другой стороны, дать пациенту «выговориться».

  8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего собственного.

  9. Умение указать пациенту на ошибки, не нанося ему обиды.

  10. Умение правильно формулировать вопросы самому и помочь формулировать высказывания о своем состоянии пациенту. [1]

Взаимоотношения в медицинском коллективе рассматриваются не только как одно из важнейших условий эффективной работы, но и позволяют сохранить здоровье и душевное равновесие всех его членов.

Профессионал – работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью. [8]

Для качественного формирования специалиста и последующего профессионального отбора нужны описания содержания тех или иных профессионально важных качеств и указания о допустимых пределах их варьирования. Профессионально важные качества- это качества личности, включенные в процесс деятельности и положительно влияющие на эффективность ее выполнения.

Для того чтобы подобрать авторитетного руководителя-лидера, нужно знать качества, которые ему в обязательном порядке должны быть присущи. Это качества: личные, профессиональные, организаторские и деловые. [7]

К личным качествам, в первую очередь, относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим, уверенность в себе. Р.Л. Кричевский, ссылаясь на Р. Стогдилла, выделяет важнейшие свойства руководителей: «Доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, коммуникабельность». [3]

Для успешной управленческой деятельности менеджеру необходим достаточно высокий интеллект, который обеспечивает умение воспринимать и анализировать разнообразную информацию, быстро схватывать смысл документов, четко формулировать цели деятельности, оценивать последствия своих решений, прогнозировать ситуацию, организовывать деятельность других людей, и т.д.. При этом важной чертой мышления руководителя является возможность продуцировать новые идеи, уметь видеть элементы новизны и творчества в деятельности других людей. Не менее важны системность, аналитичность мышления, его гибкость и пластичность, позволяющие отказываться от привычных стереотипов поведения при изменениях ситуации, а также готовность к обучению, освоению новых знаний, приемов и способов работы. Также можно выделить умение управлять своими эмоциями и поведением. Одним из важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, успешно справляться со стрессами. Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, поэтому нужно формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; уверенность, добавляющую солидности.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру – это профессиональные качества, объединенные словом, «компетентность», то есть система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей предприятия и своего подразделения, умение видеть проблемы и выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого и быть энергичным и решительным. [5]

Анализ результатов исследования коммуникативного контроля по методике М. Шнайдера выявил низкий коммуникативный контроль у 33% респондентов 1 группы (медицинский персонал отделения диализа №1, от 20 до 30 лет) и у 30% респондентов 2 группы (медицинские сестры отделения диализа №2, от 30 до 40 лет). Для данных групп респондентов характерна высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, их поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

50% 1 группы и 43% 2 группы имеют средний коммуникативный контроль, в общении респонденты непосредственны, искренне относятся к другим. Но сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.

Высокий коммуникативный контроль выявлен у 17% респондентов 1 группы и у 27% респондентов 2 группы. Эти люди сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своем поведении с окружающими людьми, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Таким образом, у большинства респондентов двух групп выявлен средний коммуникативный контроль. Низкий показатель уровня самоконтроля в общении можно объяснить тем, что респонденты работают с контингентом, требующим повышенного внимания и общения, и не успевают уделить должного внимания каждому собеседнику.

Важнейшими составляющими профессиональной деятельности медицинского работника являются качества его личности. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально и личностно значимых качеств.

Под профессионально значимыми качествами понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально значимым качествам относят и способности, но они не исчерпывают всего объема значимых качеств.

Список литературы.

  1. Громов, А.П. Права, обязанности и ответственность медицинских работников. – М., 2006. (12)

  2. Журавель, В.И. Основы менеджмента в системе здравоохранения. - К., 1994. (16)

  3. Кричевский, Р.Л. Если вы – руководитель… - М., Дело, 1993. (24)

  4. Матвеев, В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М.: «Медицина», 2007. (25)

  5. Михеев, В. Социально-психологические аспекты управления. - М., 2005. (28)

  6. Платонов, К.К. Медицинская психология. - Москва, 2004. – 420 с. (33)

  7. Скокарев, С.А. Менеджер по персоналу – знания о психологии личности // Управление персоналом. – 2004. - №17. - с. 24-25. (38)

  8. Словарь-справочник менеджера. – М.: Инфра-м, 1996. (39)

Просмотров работы: 16395