Важность проблемы развития профессионально важных качеств медицинской сестры-менеджера по управлению сестринской деятельностью определяется необходимостью качественной подготовки и отбора специалистов в области здравоохранения, грамотной расстановки кадров, а также той ролью, которую выполняют медицинские сёстры-менеджеры в системе здравоохранения – организация работы на местах (в отделениях) во всей её полноте.
Анализ литературы позволил нам выделить следующие профессиональные качества, являющиеся важными в работе медицинской сестры-менеджера в системе здравоохранения: компетентность, ответственность, высокий интеллект, креативность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, коммуникабельность, независимость, организаторские способности. [4, 6]
Сегодня есть достаточно оснований рассматривать профессиональное становление субъекта труда как двуединый процесс, включающий формирование совокупности знаний, умений и навыков - с одной стороны, и профессионально значимых личностных психологических качеств - с другой. Первой из названных составляющих традиционно уделяется существенное внимание, подтверждением чего в последнее время стала реализация в стране концепции непрерывного медицинского образования, однако проблема методологии психологического сопровождения личности медсестры-менеджера СД на всех этапах его профессионального развития разработана, к сожалению, слабо.
К.К. Платонову принадлежит эмпирическая типология личности медицинского работника, в основу которой положена степень совпадения функций, соответствующих его статусу, с его реальными личностно-характерологическими особенностями.
В зависимости от направленности личности К.К. Платонов определял три типа медицинских работников-специалистов:
• ориентированный на разнообразные ценности;
• для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер;
•дезориентированный в отношении личностных ценностей, в силу низкого духовного и нравственного уровня.
Предложенная К.К. Платоновым типология личности медицинского работника основана на преобладавшем в советской психологии периода 70-х годов методологическом принципе исследования и оценки личности как носителя определенных морально-этических норм, активность которой определяется ее социально-идеологической направленностью. В целом, следует отметить, что работа К.К. Платонова была первой научной попыткой исследовать специфику психологических особенностей медицинского работника как субъекта профессиональной деятельности с позиций личностного подхода. [6]
Безусловно, успех лечения будет лучше в том случае, если медицинская сестра - менеджер сестринского дела и пациент стремятся к одной цели и помогают друг другу. Это возможно достичь только тогда, когда удается достичь равноправия в общении. Психологическое равноправие не означает взаимозаменяемости, ведь позиция медработника определяется его знаниями, умениями, и законодательно закрепленными обязанностями. Чтобы сотрудничать с медицинской сестрой - менеджером сестринского дела, больной должен чувствовать себя не только объектом медицинских манипуляций, но и активным их участником.
Условиями формирования партнерских отношений между больным и медработником являются:
уважение интересов больного;
разумная серьезная позиция;
осведомленность больного;
доверие, основанное на честности и правдивости;
разделение ответственности;
подсознательное чувство симпатии. [2]
Существуют общие правила общения в основе взаимодействия «медработник-пациент»:
Проявление искреннего интереса к пациенту.
Понимание достоинств пациента и максимальное одобрение - похвала, подчеркивание значимости.
Понимание смысла поступков собеседника вместо огульной критики.
Доброжелательность, приветливость.
Обращение к взрослым пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджа.
Умение вести разговор в круге интересов собеседника.
Умение внимательно слушать и, с другой стороны, дать пациенту «выговориться».
Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего собственного.
Умение указать пациенту на ошибки, не нанося ему обиды.
Умение правильно формулировать вопросы самому и помочь формулировать высказывания о своем состоянии пациенту. [1]
Взаимоотношения в медицинском коллективе рассматриваются не только как одно из важнейших условий эффективной работы, но и позволяют сохранить здоровье и душевное равновесие всех его членов.
Профессионал – работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью. [8]
Для качественного формирования специалиста и последующего профессионального отбора нужны описания содержания тех или иных профессионально важных качеств и указания о допустимых пределах их варьирования. Профессионально важные качества- это качества личности, включенные в процесс деятельности и положительно влияющие на эффективность ее выполнения.
Для того чтобы подобрать авторитетного руководителя-лидера, нужно знать качества, которые ему в обязательном порядке должны быть присущи. Это качества: личные, профессиональные, организаторские и деловые. [7]
К личным качествам, в первую очередь, относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим, уверенность в себе. Р.Л. Кричевский, ссылаясь на Р. Стогдилла, выделяет важнейшие свойства руководителей: «Доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, коммуникабельность». [3]
Для успешной управленческой деятельности менеджеру необходим достаточно высокий интеллект, который обеспечивает умение воспринимать и анализировать разнообразную информацию, быстро схватывать смысл документов, четко формулировать цели деятельности, оценивать последствия своих решений, прогнозировать ситуацию, организовывать деятельность других людей, и т.д.. При этом важной чертой мышления руководителя является возможность продуцировать новые идеи, уметь видеть элементы новизны и творчества в деятельности других людей. Не менее важны системность, аналитичность мышления, его гибкость и пластичность, позволяющие отказываться от привычных стереотипов поведения при изменениях ситуации, а также готовность к обучению, освоению новых знаний, приемов и способов работы. Также можно выделить умение управлять своими эмоциями и поведением. Одним из важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, успешно справляться со стрессами. Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, поэтому нужно формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; уверенность, добавляющую солидности.
Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру – это профессиональные качества, объединенные словом, «компетентность», то есть система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей предприятия и своего подразделения, умение видеть проблемы и выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого и быть энергичным и решительным. [5]
Анализ результатов исследования коммуникативного контроля по методике М. Шнайдера выявил низкий коммуникативный контроль у 33% респондентов 1 группы (медицинский персонал отделения диализа №1, от 20 до 30 лет) и у 30% респондентов 2 группы (медицинские сестры отделения диализа №2, от 30 до 40 лет). Для данных групп респондентов характерна высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, их поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.
50% 1 группы и 43% 2 группы имеют средний коммуникативный контроль, в общении респонденты непосредственны, искренне относятся к другим. Но сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.
Высокий коммуникативный контроль выявлен у 17% респондентов 1 группы и у 27% респондентов 2 группы. Эти люди сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своем поведении с окружающими людьми, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Таким образом, у большинства респондентов двух групп выявлен средний коммуникативный контроль. Низкий показатель уровня самоконтроля в общении можно объяснить тем, что респонденты работают с контингентом, требующим повышенного внимания и общения, и не успевают уделить должного внимания каждому собеседнику.
Важнейшими составляющими профессиональной деятельности медицинского работника являются качества его личности. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально и личностно значимых качеств.
Под профессионально значимыми качествами понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально значимым качествам относят и способности, но они не исчерпывают всего объема значимых качеств.
Список литературы.
Громов, А.П. Права, обязанности и ответственность медицинских работников. – М., 2006. (12)
Журавель, В.И. Основы менеджмента в системе здравоохранения. - К., 1994. (16)
Кричевский, Р.Л. Если вы – руководитель… - М., Дело, 1993. (24)
Матвеев, В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М.: «Медицина», 2007. (25)
Михеев, В. Социально-психологические аспекты управления. - М., 2005. (28)
Платонов, К.К. Медицинская психология. - Москва, 2004. – 420 с. (33)
Скокарев, С.А. Менеджер по персоналу – знания о психологии личности // Управление персоналом. – 2004. - №17. - с. 24-25. (38)
Словарь-справочник менеджера. – М.: Инфра-м, 1996. (39)