ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профессиональная деятельность педагога невозможна без эффективного педагогического общения, призванного максимально способствовать психическому развитию детей.

Целью педагогического общения с детьми дошкольного возраста является развитие его личности, достигаемая в совместной деятельности педагога с ребенком. Образовательный процесс часто строится на активных действиях педагогов и детей как субъектов общения, и их общение становится центром взаимодействия.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее - знаковых систем. В зависимости от используемых знаковых систем выделяют виды коммуникации:

1) вербальное общение: в качестве звуковой системы используется речь человека. Речь является самым универсальным средством коммуникации. Речь есть процесс общения человека с другими людьми посредством языка. В психологии речь разделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь - речь, предназначенная для самого себя, используется прежде всего как средство мышления. Внешняя речь- речь, ориентированная на партнера по общению, на других людей. Внешняя речь может быть письменной и устной;

2) невербальное общение – общение с использованием неречевых форм общения, неречевых знаковых систем:

1) акустические:

- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность)- громкость, тембр, ритм, высота звука, логические ударения;

- экстралингвистические - речевые паузы, смех, плач;

2) оптико - кинестические:

- кинестика - движение рук, головы, туловища, походка;

-поза - осанка, манера держаться, держать себя;

- кожные реакции: покраснения, побледнения;

- вспомогательные средства общения - подчеркивание или скрытие особенностей телосложения, средства преобразования природного телосложения.

3) визуальные:

-выражение лица, выражение глаз;

-«контакт глазами» - знаки, представляемые движением глаз.

4) проксемические - расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.

5) тактильные - прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи.

6) ольфакторные:

-приятные и неприятные запахи окружающей среды.

-естественные и искусственные запахи человека.

В общении с ребенком педагог выступает не просто человеком, который умеет общаться. Компетентность во взаимодействии с ребенком - одно из основных составляющих его профессионализма, поскольку именно в общении происходит развитие ребенка. От того, как построен процесс общения, зависят результаты образования, т.е. направление и уровень развития ребенка. Поэтому педагог строит взаимодействие с ребенком, учитывая как общие законы хорошего общения, так и основные закономерности развития ребенка.

В системе ценностных ориентаций личности педагога особое значение принадлежит профессиональной направленности, в основе которой лежит потребность в педагогической деятельности. К ней относятся интерес и любовь, увлеченность педагогической работой, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, воображение, организаторские способности, общительность, требовательность, честолюбие, настойчивость, профессиональная работоспособность.

Работа педагога есть скрытая манипуляция, но в хорошем смысле слова означает руководить, применяя свое мастерство и опыт, влиять, переделывать или изменять. Педагог в процессе обучения и воспитания обращается с дошкольниками умело, он способен понять их потребности, желания, цели и пытается помочь им осуществить их, стремится влиять на воспитанников честно, разумно, последовательно, то есть используя искусство мягкого убеждения. Умение видеть в одной и той же ситуации позиции разных людей - есть особое свойство человека.

Огромное влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Семья определяет нравственные нормы, ценностные ориентации, стандарты поведения. Опыт взаимоотношений ребенка с родителями в значительной степени определяет характер его дальнейшей жизни.

Общение с родителями дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинять свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным в нравственном развитии ребенка становится знание норм общения и понимание их ценности и необходимости.

Родительское общение необходимо ребенку для того, чтобы он мог адекватно реагировать на требования, которые к нему предъявляются родителями и педагогами. Если требования есть, но любви и общения ребёнок не ощущает, эти требования останутся невыполненными.

Родительская любовь должна искать в своём ребёнке достоинства, недостатки искать не следует, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.

Исследование культуры общения с использованием рисуночного теста «Рисуем семью» по методике Маховер К. (на основе теста Гудикаф Ф.) показал следующие тенденции:

1. Ребенок в семье занимает центральное положение между матерью и отцом. Все члены семьи стоят вместе, держатся за руки — это значит, что в ней теплая и благоприятная атмосфера. Ребенок считает себя частью единого целого. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым во главе семьи, то это говорит, что он ощущает себя нужным и необходимым. Следует обратить внимание на выражение лица: улыбающиеся, веселые лица говорят о благополучии в семье и спокойном эмоциональном фоне. Расстояние между членами семьи: чем оно ближе, тем ближе семейные отношения. При эмоциональной близости все родственники нарисованы вплотную друг к другу и практически не разобщены. Чем ближе ребенок рисует себя по отношению к члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому родственнику. Чем дальше ребенок находится от какого-то члена семьи, тем меньше его привязанность к этому члену семьи. Говоря о цветовой гамме, то свою привязанность к кому-то из присутствующих на рисунке дети рисуют ярким, сочным цветом, невольно привлекающим взор.

2. Отсутствие одного из членов семьи или недорисовка говорит о конфликте ребенка с родственником. Он нарисован, но расположен дальше всех от самого ребенка на картине: в углу, отстраненно. Конфликт может быть временным: дети очень эмоциональны, они слишком остро воспринимают даже сиюминутные обиды; но может означать и серьезные проблемы в общении. Следует обратить внимание на взаимоотношения и психологический климат в семье.

3. Когда ребенок нарисован один, то это свидетельствует о том, что он себя не идентифицирует с семьей, чувствует отверженным и одиноким. Возможно, существуют скрытые проблемы в общении, а также психологические проблемы ребенка. Нехватка внимания со стороны близких свидетельствует об отчужденности ребенка. На рисунках, где ребенок изображен один, неприятие ребенка членами семьи видно через эмоциональный фон и сумрачную цветовую гамму. Ребенок при изображении семьи специально выделяет только одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость для остальных. Это делают дети, не скрывающие свой эгоцентризм. Отсутствие самого ребенка на рисунке связано с трудностями в самовыражении. Ребенок не может найти свое место, считает себя ненужным в семье. Это тревожный сигнал для родителей. Необходимо обратить внимание на эмоциональную сторону ребенка. Изображение ребенком семьи без самого себя - сигнал конфликта между ним и кем-то в семье, и у ребенка в связи с этим нет чувства общности с близкими ему людьми.

Холодные тона свидетельствуют о конфликтных отношений между ребенком и рисуемыми этими тонами членов семьи. Информативен черный цвет, несущий информацию об эмоциональном неприятии ребенком того из родственников, кого он изобразил.

4. Изображение людей как роботов, т.е. отсутствие чувств и души. Ребенку недостаточно эмоционального компонента в семье, чувства поддержки и сопереживания. Ребенку необходимо уделить достаточно внимания и понимания, показать все многообразие чувств и душевных качеств, которые родители могут подарить своему ребенку.

5. Чем более авторитетным в глазах ребенка является изображаемый им член семьи, тем выше его фигура и значительнее размеры. На рисунке изображены большие члены семьи и в 20 раз меньше ребенок, что свидетельствует о сильном давлении над ребенком, подавлении его желаний, чрезмерный авторитет, а также заниженная самооценка. В данном рисунке прорисовка рук имеет значение – крупные руки ребенок рисует у самых значимых членов семьи, т.е. мама является неоспоримым авторитетом для ребенка. Возможно, мать довлеет над ребенком, подавляет его чувства и желания. Самый важный для ребенка член семьи находится рядом с ним, он часто прорисован четко, крупно. Однако это может означать и негативное доминирование над ребенком.

6. Ребенок рисует большого папу и маленького себя, отказываясь рисовать маму. Это свидетельствует о значимости отца в семье. Умышленно "забыв" включить такого близкого человека, как маму, в состав своей семьи, ребенок как бы указывает путь на выход из конфликтной ситуации и на разрядку негативной семейной атмосферы. Часто таким способом ребенок «устраняет» конкурентов, пытаясь погасить хоть на мгновение кипящую в нем ревность к другим детям или к родителям своего пола. Особенно упорно «мстит» ребенок и не рисует на бумаге того члена семьи, который постоянно подавляет и унижает его.

7. Чем дальше фигуры людей расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность, которая отражает конфликтную ситуацию в семье. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность близких включением в свободное пространство между членами семьи посторонних, еще более разъединяющих людей предметов. Чтобы уменьшить разобщенность, ребенок часто заполняет промежутки, по его мнению, объединяющими близких родственников вещами и предметами, или рисует среди членов семьи малознакомых ему лиц.

8. Ребенок на рисунке акцентирует внимание на голове и досконально вырисовывает все части лица, предпочитая лицо всему остальному, то, очевиднее всего, ребенок показывает, как для него значителен изображенный им таким путем ближайший родственник. А если ребенок так изображает самого себя, то эта просто любование собою или один из признаков, свидетельствующий, как он серьезно озабочен своей внешностью. Таким способом ребенок скрашивает собственный физический "дефект". А если так свое лицо рисует девочка, то она просто подражает своей матери, которая из-за кокетства постоянно на ее глазах подкрашивает губы, припудривает нос.

Мы рассмотрели профессиональное общение воспитателя и ребенка. Это и есть педагогическое общение. Оно имеет определённые педагогические функции и должно быть направлено на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию образовательного процесса и отношений между воспитателем и детьми.

Универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства является коммуникативная компетентность воспитателя, ее познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. На протяжении дошкольного возраста происходят сдвиги в преобладании тех или иных мотивов.

Просмотров работы: 6291