ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТАМИ-ДЕТЬМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТАМИ-ДЕТЬМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Профессиональная культура» - предмет анализа культурологии, психологии, философской антропологии, экономики, педагогики, социологии - является значительной ценностью, составляет основу жизни человека, служит показателем полнокровного участия индивида в развитии им человеческой культуры. 2, 7

В научный оборот термин «профессиональная культура» был введен В.Г. Подмарковым, включавшим в содержание профессиональной культуры: а) особые знания данного вида труда, составляющие содержание профессии; б) знание данной производственной ситуации, организационных связей и их исполнителей.

К структуре профессиональной культуры существуют различные подходы. Так, согласно первому подходу, профессиональная культура ограничивается профессиональными навыками, умениями, знаниями, а культурный аспект деятельности обеспечивается общей культурой индивида. На наш взгляд, более прогрессивным и актуальным является подход И.М. Моделя, который выделяет в структуре профессиональной культуры две стороны - праксиологическую (профессиональные навыки, умения, знания, профессиональное сознание, мировоззрение) и духовную, элементами которой являются профессиональная мораль и профессиональная эстетика. 5

Г.И. Железовская и Т.А. Третьякова в своем исследовании указывали: «Содержательное наполнение понятия «профессиональная культура» конкретизируется в контексте той или иной профессии, а его выделение как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление определенных видов специальной деятельности». 3

Профессиональная медицинская культура представляет собой форму медицинской культуры человечества, существующую в рамках профессионального сообщества медицинских работников и синтезирующую в себе медицинские знания, теоретические воззрения, медицинские технологии и социальные практики, традиции и специфическую языковую систему, выработанные человечеством с целью сохранения здоровья и жизни человека, борьбы с различными его заболеваниями.

Ж.Т. Тощенко отмечает: «В реальной жизни (а не в теории познания) мы имеем дело с реальным (реально функционирующим, практическим) сознанием, в котором в самой причудливой форме, в самых разнообразных пропорциях переплетены и научные взгляды, и обыденные представления, мифологизированные суждения и заблуждения, политизированные установки и примитивные ориентации, существенно варьирующиеся и видоизменяющиеся у разных социальных групп и слоев. 7

Специфика коммуникативной деятельности медицинского работника состоит в том, что общение происходит в двух основных его формах – в одном случае – это средство организации деятельности, в другом – удовлетворение потребности человека в живом контакте. Категория «общения» в медицинской практике выглядит как форма деятельности и, одновременно, как отражение специфической потребности человека в контакте с другими людьми. Процесс общения в медицине выступает также процессом познания. Изучение психологических особенностей пациентов может иметь значение в образовании тех или иных симптомов. Медицинский работник во взаимодействии с пациентом осуществляет разные типы общения, а именно: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическую беседу, интимно-личностное общение.

В педиатрии взаимоотношения медицинского работника и пациентаприобретают особую значимость, связанную с психическим развитием ребенка. Ребенок – это, прежде всего, развивающийся человек, которому взрослые должны обеспечить условия для нормального развития психики. Взрослые, в частности, медики, создают первую безопасную среду для ребенка.

Однако, одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между пациентом и медработником – ощущение поддержки. Если больной ребенок осознает, что ему намерены помогать, а не заставлять насильно делать что-то неприятное, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. 1 Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами.

При общении с детьми целесообразно учитывать следующие психологические особенности детского возраста:

Контакт с детьми облегчает их доверчивость, внушаемость, непонимание степени опасности заболевания, манипуляции или хирургического вмешательства, оптимизм, отсутствие психических комплексов.

Общение с детьми затрудняет чувство страха, полярность и неадекватность реакций, негативизм, низкие сознательно-волевые качества, склонность к симуляции и диссимуляции, редкие, но опасные психосоматические реакции, когда боязнь манипуляций способна осложниться срывом компенсаторных механизмов.

Взаимоотношения медицинского работника и больного ребенка в каждом конкретном случае складываются индивидуально, в зависимости от особенностей состояния и личности пациента, от его нозологической принадлежности и индивидуально-психологических особенностей медработника.

В системе «медработник – ребенок» существует важнейшее промежуточное звено – мать, родители и родственники.

Таким образом, медицинская деонтология предъявляет особые требования к медработникам, работающим с детьми. Ведь их деятельность основана не только на прямом контакте с детьми, но и на общении с ближайшими родственниками, в первую очередь – с матерью ребенка и ее восприятием состояния здоровья своего ребенка и характерологическими особенностями. 8

В настоящее время родители обладают большим запасом сведений о заболеваниях детского возраста, почерпнутых из специальной просветительной литературы и средств массовой информации.

Полезно воспользоваться следующими рекомендациями, относящимися к форме отношений с матерью ребенка или родственниками маленьких пациентов:

  1. контакт устанавливают в первую очередь с ребенком, ибо, как только мама замечает, что ребенок не сопротивляется медработнику, она относится к нему с доверием;

  2. доверие к медработнику вызывается его поведением, личным примером, человеческими качествами. Спокойный, внимательный, оптимистический, аккуратный медработник, сохраняющий здоровый цвет лица, правильную осанку, без избытка массы тела, не курящий служит примером, внушающим доверие;

  3. убежденное и четкое изложение сведений о больном ребенке в доброжелательной и мягкой форме, свидетельствующее о высоком профессиональном уровне медработника, вызывает доверие к нему лично и учреждению, которое он представляет;

  4. соблюдение известной дистанции при условии предельной доброжелательности облегчает взаимопонимание в сложных ситуациях;

  5. проявление таких душевных качеств, как внимание, доброта, ласка вносит успокоение в сознание матери, ближайших родственников;

  6. твердая воля при предъявлении матери, как посреднику в общении с ребенком, определенных требований, облегчает лечебный процесс, так как родители, порой теряющие самообладание, не всегда понимают, что их поведение отражается на состоянии ребенка;

7) внушение ребенку и его матери мысли о том, что они сами заинтересованы и нуждаются в выполнении врачебных предписаний, снимает многие деонтологические трудности.

Поэтому для квалифицированного оказания медицинской помощи детям медработнику, работающему с детьми, необходимо иметь не только глубокие теоретические знания, умело использовать практические навыки, но и тонко понимать психологию больного ребенка и его матери, честно представлять существующие в этой области этические проблемы. 4

Успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений между ребенком, медработником и матерью. А для этого медработник должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим маленьким пациентом и его матерью.

Всегда нужно помнить слова выдающегося врача XIX века М.Я. Мудрова о том, что во время обследования больной сам исследует медицинского работника. [6]

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним. Расположить их к себе особенно необходимо медицинским работникам. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Важны и природные способности, и образование. Общение с детьми особенно актуально в условиях детского лечебного учреждения.

Исследование терпимости медработников, родителей и родственников пациентов по методике В.И. Рогова показало, что 12% врачей непреклонны и упрямы. Возникает впечатление, что они стремятся навязать свое мнение другим, во что бы то ни стало. Часто повышают голос. 50% способны твердо отстаивать свои утверждения. Могут вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. У 38% твердость убеждений сочетается с большой тонкостью, гибкостью ума. Могут принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если не одобряют.

Анализ проведенного исследования средних медработников показал, что непреклонных и упрямых к мнению других не выявлено. 62% способны твердо отстаивать свои убеждения. Могут вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. В такой момент могут выиграть спор с человеком более слабого характера. У 38% твердость убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью ума. Могут принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если их не одобряют. Достаточно критически относятся к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были более ошибочны.

Анализ проведенного исследования родителей и родственников пациентов показал, что 44% непреклонны и упрямы. Они стремятся навязать свое мнение другим. Часто разговаривают на «повышенных тонах». С таким характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе. 25% способны твердо отстаивать свои убеждения. Могут вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. У 31% твердость убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью ума. Могут принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если их не одобряют. Достаточно критически относятся к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказываться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.

Исследование уровня самоконтроля в общении по методике М. Снайдера показало, что 69% с низким коммуникативным контролем. Поведение устойчиво, и они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации. Способы к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают их неудобными в общении по причине прямолинейности. 25% – со средним коммуникативным контролем, они искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своем поведении с окружающими людьми. 6% – с высоким коммуникативным контролем. Они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое они производят на окружающих.

Профессиональная культура предполагает соблюдение двух составляющих:

- соблюдение правил внутренней культуры – отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к общественному достоянию, дружелюбие и чувство коллегиальности;

- соблюдение правил внешней культуры поведения: благопристойность, приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид (внешняя опрятность, необходимость следить за чистотой своего тела, одежды, обуви, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат и др.), что значимо в процессе взаимодействия медицинского работника и пациента или больного и его родных.

Список литературы.

  1. Арбатова, Г.С. Некоторые особенности педагогического общения с подростками. / Г.С Арбатова. – М., 2005.

  2. Гуськов, Е.П. Жданов, Ю.А. Метахимия природы (К 50-летию открытия структуры ДНК) / Генетика. Эволюция. Культура: Избранные труды. Ростов н/Д.: Изд-во СКНН, ВШ ЮФУ, 2007. (10)

  3. Железовская, Г.И Формирование профессиональной культуры будущих инженеров ландшафтного дизайна: задачи, условия, причины /Г.И. Железовская, Т.А. Третьякова [электронный ресурс]. – 2005. (16)

  4. Ломов, Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. /Б.Ф. Ломов. М., - 1984. (29)

  5. Модель, И.М. Профессиональная культура политика (методологические проблемы) автореф. дис. д-ра полит. наук.: 23.00.01/И.М. Модель; Рос. акад. наук, Уральск. отделение, ин-т философии и права. – Екатеринбург, 1994. (33)

  6. Паульсен, Ф. Этика / Философия в систематическом изложении – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. (37)

  7. Пащенко, Ж.Т. Парадоксальный человек. – М.: Гардарики, 2001. (46)

  8. Яровинский, М.Я. Медицинский работник и пациент // Медицинская помощь. – 1996, №3. (53)

Просмотров работы: 10981