Участники проекта: студенты ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, учителя сельских и городских школ, учащиеся сельских и городских школ, родители учащихся.
Актуальность проекта: Новая концепция образования XXI века разрабатывается через призму повышения экологической культуры личности учителя, которая должна включать комплекс знаний, умений и навыков и, что самое главное, накопленные человечеством культурно-нравственные ценности, которые необходимы для формирования и развития личности, её экологической зрелости.
В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, крайней заниженностью нравственных ценностей. Следует актуализировать поиск и разработку психолого-педагогических оснований феномена "экологическая культура и её воспитание у современных школьников".
Цель проекта: Воспитание в общественном сознании младших школьников установок социальной ответственности за сохранение природы во имя природы е через игровые технологии (исчезающие цветы)
Задачи проекта:
- способствование удовлетворению познавательных интересов младшего школьника в области охраны окружающей среды;
- формирование личности младшего школьника средствами природы;
- активизация познавательной деятельности младшего школьника в природе;
- создание положительной мотивации изучения природы через игру;
- формирование таких компетенций, как коммуникативных и информационных, познавательных;
- активизация исследовательской деятельности младших школьников в природе;
Краткое содержание проекта и сроки реализации проекта:
АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
«ПОГОВОРИМ О ЦВЕТАХ»
В РАМКАХ КУРСА « ИГРОВАЯ ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Цель проекта: Воспитание в общественном сознании младших школьников установок социальной ответственности за сохранение природы во имя природы е через игровые технологии
Задачи проекта:
- способствование удовлетворению познавательных интересов младшего школьника в области экологии;
- формирование личности младшего школьника средствами природы;
- активизация познавательной деятельности младшего школьника в природе;
- создание положительной мотивации изучения природы через игру;
- формирование таких компетенций, как коммуникативных и информационных, познавательных;
- активизация исследовательской деятельности в природе;
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
XXI век может оказаться переломным в истории цивилизации, ибо на его протяжении должен разрешиться главный вопрос – быть или не быть человечеству. Переход к устойчивому развитию и позволит его разрешить, так как создает возможность выживания и дальнейшего непрерывного развития цивилизации, но в существенно измененной, биосферосовместимой, форме, когда человек не разрушает природную среду своего обитания – эту естественную колыбель любой жизни, в том числе и разумной. В настоящее время во всем мире разрабатывается концепция устойчивого развития, которая должна в научном плане превратиться в теорию, а в практическом – в стратегию устойчивого развития, и мировое сообщество должно реализовать эту стратегию, чтобы выжить в наступившем тысячелетии. Реализовать стратегию устойчивого развития общества можно только через образование детей и молодежи.
Новая концепция образования XXI века разрабатывается через призму повышения экологической культуры младшего школьника, которая должна включать комплекс знаний, умений и навыков и, что самое главное, накопленные человечеством культурно-нравственные ценности, которые необходимы для формирования и развития личности, её экологической зрелости.
Современные условия жизни требуют от учителя начальных классов поиск новых форм обучения и воспитания. Для организации современного эффективного обучения младших школьников необходимо осуществлять нестандартный подход к общим педагогическим положениям. Идеи современной комплексной экологии начали активно внедряться в образовательную практику школы. Для решения проблем экологического воспитания и образования необходимо использовать новые формы работы с детьми – нестандартные уроки в виде игровых занятий по экологии.
Экологическая деятельность младших школьников проходит преимущественно в игровой, занимательной форме. Во-первых, дети этого возраста – недавние дошкольники и игра занимает существенное место в их жизни. А во-вторых, небольшой объем знаний о природе не способствует серьезной познавательной деятельности в экологическом воспитании, и она требует яркого игрового оформления Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Именно через игру формируется позитивное отношение к окружающему миру, формируются положительные чувства и эмоции. Получение детьми знаний о природе и овладение способами их реализации в игре – смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием младших школьников. Игра – это активный способ познания окружающего мира. В современной концепции экологического воспитания и образования младших школьников основополагающее значение имеют игровые занятия по экологии, в которых используются активные методы обучения младших школьников. Игровые занятия по экологии способствуют формированию у младших школьников экологических представлений о взаимосвязи и полезности всех природных объектов, о непрерывности жизни, ее сложности, уникальности, хрупкости.
Предложенные игровые занятия по экологии направляют внимание детей и их ценностные отношения по руслу проблемы взаимоотношений Человека и Природы. Наилучшим вариантом проведения таких занятий является осмысление проблемы данных взаимоотношений, наблюдение за природой, изучение природного феномена, уход за растениями и животными.
Этапы внедрения проекта:
- подготовительный (разработка проекта);
- диагностический (изучения уровня экологической культуры младшего школьника);
- практический (апробация проекта);
- контрольно-оценочный (анализ эффективности проекта, значимость проекта);
Выводы: Результатом внедрения игровой экологии в практику экологического образования младших школьников является повышения уровня экологической культуры младших школьников в системе педагогического образования, характеризующийся отношением к природе, к себе и другим; восприятие природы как ценности.
Ожидаемые результаты:
разработка функционально-структурной модели формирования экологической культуры младших школьников.
апробированные образовательные программы и тренинговые курсы в сфере развития экологической культуры младших школьников;
внедрение в практику педагогического университета спецкурса «Педагогические основы формирования экологической культуры будущего учителя»;
апробированный конкурс творческих работ младших школьников (сочинений, плакатов, педагогических проектов) по проблеме экологического воспитания и образования;
продуктивно-творческая продукция: научные статьи, научный отчет, методические пособия, монография;
Внедрение результатов исследования в практику работы городских и сельских школ;
Разработка технологий игровой деятельности младших школьников в экологическом образовании.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И СРОКИ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ
Этапы проекта |
Сроки исполнения |
Задачи внедрения |
Ожидаемый результат |
Подготовительный |
2012 - 2013 |
1.Организационные: составить плана методической разработки «Игровая экология» 2.Мотивационные: выявить отношения младших школьников к современным экологическим проблемам 3.Содержательные: изучить нормативно-правовую документацию, регулируемую пририродоохранную деятельность на территории Ярославской области |
Определение базы внедрения методической разработки Ознакомление младших школьников с актуальными проблемами в области экологического воспитания и образования Изучение литературы по проблеме исследования |
Диагностический |
2012-2013 |
Изучение уровня экологической воспитанности младшего школьника на основе внедрения курса « Игровая экология» |
Реализация цели воспитания экологической культуры школьников |
Практический |
2013-2014 |
Апробация в внедрение замысла игровых экологий в школьную практику Внесение корректи- вов в отношении младшего школьника к природе |
Получение результатов в педагогическом процессе школы и детском оздоровительном лагере Составление ученических проектов «Природа моего края», «Животный и растительный мир моего края» |
Контрольно- оценочный |
2014-2015 |
Осуществление анализа эффективности внедрения игровой экологии в практику экологического образования младших школьников Участие в конкурсах на лучший проект о Природе. |
Определение практической значимости разработки Написание совместных с учителями статей по игровой |
Механизмы реализации проекта
- включение проблем экологического образования младших школьников в воспитательную работу школы и класса;
- разработка правил поведения в природе на основе игровых технологий и их пропаганда среди детей и молодежи;
- экологическое образование считать приоритетным в воспитании младших школьников;
- разработка социальной рекламы « Правила поведения в природе» ( для детей дошкольного и младшего школьного возраста)