ПОГОВОРИМ О ЦВЕТАХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПОГОВОРИМ О ЦВЕТАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
География проекта: Ярославль, Ярославская область (сельские и городские школы); филиалы ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в г. Ростове и Угличе.

Участники проекта: студенты ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, учителя сельских и городских школ, учащиеся сельских и городских школ, родители учащихся.

Актуальность проекта: Новая концепция образования XXI века разрабатывается через призму повышения экологической культуры личности учителя, которая должна включать комплекс знаний, умений и навыков и, что самое главное, накопленные человечеством культурно-нравственные ценности, которые необходимы для формирования и развития личности, её экологической зрелости.

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, крайней заниженностью нравственных ценностей. Следует актуализировать поиск и разработку психолого-педагогических оснований феномена "экологическая культура и её воспитание у современных школьников".

Цель проекта: Воспитание в общественном сознании младших школьников установок социальной ответственности за сохранение природы во имя природы е через игровые технологии (исчезающие цветы)

Задачи проекта:

- способствование удовлетворению познавательных интересов младшего школьника в области охраны окружающей среды;

- формирование личности младшего школьника средствами природы;

- активизация познавательной деятельности младшего школьника в природе;

- создание положительной мотивации изучения природы через игру;

- формирование таких компетенций, как коммуникативных и информационных, познавательных;

- активизация исследовательской деятельности младших школьников в природе;

Краткое содержание проекта и сроки реализации проекта:

АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ

«ПОГОВОРИМ О ЦВЕТАХ»

В РАМКАХ КУРСА « ИГРОВАЯ ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Цель проекта: Воспитание в общественном сознании младших школьников установок социальной ответственности за сохранение природы во имя природы е через игровые технологии

Задачи проекта:

- способствование удовлетворению познавательных интересов младшего школьника в области экологии;

- формирование личности младшего школьника средствами природы;

- активизация познавательной деятельности младшего школьника в природе;

- создание положительной мотивации изучения природы через игру;

- формирование таких компетенций, как коммуникативных и информационных, познавательных;

- активизация исследовательской деятельности в природе;

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

XXI век может оказаться переломным в истории цивилизации, ибо на его протяжении должен разрешиться главный вопрос – быть или не быть человечеству. Переход к устойчивому развитию и позволит его разрешить, так как создает возможность выживания и дальнейшего непрерывного развития цивилизации, но в существенно измененной, биосферосовместимой, форме, когда человек не разрушает природную среду своего обитания – эту естественную колыбель любой жизни, в том числе и разумной. В настоящее время во всем мире разрабатывается концепция устойчивого развития, которая должна в научном плане превратиться в теорию, а в практическом – в стратегию устойчивого развития, и мировое сообщество должно реализовать эту стратегию, чтобы выжить в наступившем тысячелетии. Реализовать стратегию устойчивого развития общества можно только через образование детей и молодежи.

Новая концепция образования XXI века разрабатывается через призму повышения экологической культуры младшего школьника, которая должна включать комплекс знаний, умений и навыков и, что самое главное, накопленные человечеством культурно-нравственные ценности, которые необходимы для формирования и развития личности, её экологической зрелости.

Современные условия жизни требуют от учителя начальных классов поиск новых форм обучения и воспитания. Для организации современного эффективного обучения младших школьников необходимо осуществлять нестандартный подход к общим педагогическим положениям. Идеи современной комплексной экологии начали активно внедряться в образовательную практику школы. Для решения проблем экологического воспитания и образования необходимо использовать новые формы работы с детьми – нестандартные уроки в виде игровых занятий по экологии.

Экологическая деятельность младших школьников проходит преимущественно в игровой, занимательной форме. Во-первых, дети этого возраста – недавние дошкольники и игра занимает существенное место в их жизни. А во-вторых, небольшой объем знаний о природе не способствует серьезной познавательной деятельности в экологическом воспитании, и она требует яркого игрового оформления Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Именно через игру формируется позитивное отношение к окружающему миру, формируются положительные чувства и эмоции. Получение детьми знаний о природе и овладение способами их реализации в игре – смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием младших школьников. Игра – это активный способ познания окружающего мира. В современной концепции экологического воспитания и образования младших школьников основополагающее значение имеют игровые занятия по экологии, в которых используются активные методы обучения младших школьников. Игровые занятия по экологии способствуют формированию у младших школьников экологических представлений о взаимосвязи и полезности всех природных объектов, о непрерывности жизни, ее сложности, уникальности, хрупкости.

Предложенные игровые занятия по экологии направляют внимание детей и их ценностные отношения по руслу проблемы взаимоотношений Человека и Природы. Наилучшим вариантом проведения таких занятий является осмысление проблемы данных взаимоотношений, наблюдение за природой, изучение природного феномена, уход за растениями и животными.

Этапы внедрения проекта:

- подготовительный (разработка проекта);

- диагностический (изучения уровня экологической культуры младшего школьника);

- практический (апробация проекта);

- контрольно-оценочный (анализ эффективности проекта, значимость проекта);

Выводы: Результатом внедрения игровой экологии в практику экологического образования младших школьников является повышения уровня экологической культуры младших школьников в системе педагогического образования, характеризующийся отношением к природе, к себе и другим; восприятие природы как ценности.

Ожидаемые результаты:

  • разработка функционально-структурной модели формирования экологической культуры младших школьников.

  • апробированные образовательные программы и тренинговые курсы в сфере развития экологической культуры младших школьников;

  • внедрение в практику педагогического университета спецкурса «Педагогические основы формирования экологической культуры будущего учителя»;

  • апробированный конкурс творческих работ младших школьников (сочинений, плакатов, педагогических проектов) по проблеме экологического воспитания и образования;

  • продуктивно-творческая продукция: научные статьи, научный отчет, методические пособия, монография;

  • Внедрение результатов исследования в практику работы городских и сельских школ;

  • Разработка технологий игровой деятельности младших школьников в экологическом образовании.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И СРОКИ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Этапы проекта

Сроки

исполнения

Задачи внедрения

Ожидаемый

результат

Подготовительный

2012 - 2013

1.Организационные:

составить плана методической разработки «Игровая экология»

2.Мотивационные: выявить отношения младших школьников к современным экологическим проблемам

3.Содержательные:

изучить нормативно-правовую документацию, регулируемую

пририродоохранную деятельность на территории Ярославской области

Определение базы внедрения методической разработки

Ознакомление младших школьников с актуальными проблемами в области экологического воспитания и образования

Изучение литературы по проблеме исследования

Диагностический

2012-2013

Изучение уровня экологической воспитанности младшего школьника на основе внедрения курса « Игровая экология»

Реализация цели воспитания экологической культуры школьников

Практический

2013-2014

Апробация в внедрение замысла игровых экологий в школьную практику

Внесение корректи-

вов в отношении младшего школьника к природе

Получение результатов в педагогическом процессе школы и детском оздоровительном лагере

Составление ученических проектов «Природа моего края», «Животный и растительный мир моего края»

Контрольно-

оценочный

2014-2015

Осуществление анализа эффективности внедрения игровой экологии в практику экологического образования младших школьников

Участие в конкурсах на лучший проект о Природе.

Определение практической значимости разработки

Написание совместных с учителями статей

по игровой

Механизмы реализации проекта

- включение проблем экологического образования младших школьников в воспитательную работу школы и класса;

- разработка правил поведения в природе на основе игровых технологий и их пропаганда среди детей и молодежи;

- экологическое образование считать приоритетным в воспитании младших школьников;

- разработка социальной рекламы « Правила поведения в природе» ( для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

 

 

 

Просмотров работы: 1162