Введение
Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы. Досуг, под руководством учителя – внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС.
В наше время тема «Организация досуговой деятельности младших школьников» очень актуальна, потому что досуг младших школьников очень важен в школьной жизни. Для того чтобы ребёнок мог активно проводить своё свободное время с пользой для себя и окружающих. Так же актуальность имеет место и для практики студентов педагогических вузов в лагерях и школах. Студенты должны уметь правильно планировать досуговую деятельность учащихся.
Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности. Наибольшие возможности для достижения данной цели предоставляют каникулы. Каникулы составляют значительную часть свободного времени детей, поэтому в этот период времени дети восстанавливают здоровье, развивают творческий потенциал, удовлетворяют свои индивидуальные интересы, отдыхают от учёбы в школе. Лагерь в первую очередь для учащихся это отдых и развлечения. Изучением влияния досуговой деятельности на младших школьников занимались такие учёные как Исаева И.Ю. «Досуговая педагогика», З.А.Александрова «Начальное образование», С.Н. Шматов, Э.В. Соколов, Е.В. Титова поэтому тема исследования «Организация досуговой деятельности младших школьников». Досуговая деятельность в школе обусловлена стандартами ФГОС.
Таким образом, проблема организации детского досуга в каникулярное время является актуальной. Младшие школьники ещё не умеют оптимально использовать свободное время для своего личностного развития. Поэтому развитием досуговой деятельности для младших школьников нужно уделять большое внимание.
Цель исследования: выявить особенности организации культурно-досуговой деятельности у младших школьников.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Выявить виды досуговой деятельности и разработать основные её направления.
Провести опытно - экспериментальное исследование, позволяющее разработать и реализовать наиболее оптимальный сценарий проведения досуга детьми младшего школьного возраста в каникулярное время с учётом интересов детей.
База исследования:
1.МОУ СОШ №12, город Данилов, Ярославская область, 3 «Б» класс, классный руководитель – Молева Светлана Юрьевна
2.МОУ СОШ №70, город Ярославль, 4 «Б» класс, Заботкина Ирина Юрьевна
Глава I. Теоретические основы организации досуговой деятельности в младшем школьном возрасте
. Понятие досуговой деятельности
Досуг можно отнести к явлению социальному, потому что он имеет исторические корни. Досуговая деятельность началась ещё с периода каменного века. В то время когда древние охотники возвращались домой с добычей – это воспринималось как большой.
Племена переходили к оседлому образу жизни, и это сопровождалось целой системой праздников. Календарные обряды и обычаи годичного цикла были связаны с трудом людей. Они отражали социально-политическую, историко-культурную, этническую, духовную жизнь людей на различных этапах развития. Все календарные праздники отражают на себе этническую специфику.
Во время праздников крестьяне одной общины устраивали пиршества за одним столом, которое называлось "братчиной". Праздники, являясь выходным днём, помогали людям восстановить своё психическое и физическое здоровье, а так же выполняли функцию единения народа для противостояния врагам.
Праздник всегда считался как противопоставление будням. В праздники люди могли отдохнуть от своей тяжёлой работы. Все праздники являются сложными и многогранными, так как несут в себе часть человеческой культуры. Они представляют собой сложную социальную многофункциональность. Можно выделить следующие функции праздников: торжественное обновление жизни; эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную функции; коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную.
Несмотря на то, что праздники практически стали повседневной жизнью людей и имели для них, в основном культурное значение, именно праздники, многие учёные относят к первым формам досуговой деятельности.
Досуговая деятельность аристократии в Московской и Киевской Руси почти не отличалась от досуговой деятельности других сословий. Их различия произошли при Петре 1. Европейская ментальность, привлекающая Петра 1, расходилась с традициями Отечественной культуры. В то время начали появляться дворянские клубы, проводились ассамблеи, фейерверки, карнавалы, поменялись формы празднования многих календарных праздников, например, празднование Нового года, начали рождаться любительские творческие кружки, популярность получило коллекционирование. Так же распространялась благотворительная деятельность. Дворяне могли получать образование за границей в Европе, так же ездить отдыхать за границу.
В 1702 году Пётр I решил создать в центре Москвы, а так же на Красной площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления в этот театр могли приходить все желающие.
Во многих слоях населения появился интерес к новшеству: в России второй четверти XVIII века были театры: школьный, придворный, демократический, городской и другие. Для большей популярности своих новообразований Пётр I делал такие публичные зрелища, как уличные маскарады, торжественные шествия, иллюминации, пародийные обряды и т.п.
Пётр увлекался красочными шоу, состоящими из фейерверков, и зачастую принимал в них участие, на их устройство ему не жалко было никаких денежных средств. Фейерверки обладали огромной зрелищностью и доступностью всем слоям населения. В день, когда Петр I получил статус всероссийского императора, в небе Петербурга загорелся храм Януса, который освещался двадцатью тысячами красочных огней.
Многие слои, населявшие Российскую империю, свободное время проводили за традиционными занятиями, не относящиеся к отдыху. Потребности досуга этих слоев населения удовлетворялись самообслуживанием на основе традиционных и народных увлечений и занятий, при этом своё развитие получили народные промыслы (резьба по дереву, вязание руками, шитьё из ткани, создавались игрушки для детей, плетение из кружева и т.п.). На основе промыслов народа часто создавались настоящие произведения искусства.
Развивающие формы досуга:
• Распространение грамотности на Руси.
• Общественные издания.
• Посещение различных общественных библиотек, музеев, театров.
• Чтение художественной литературы.
• Создание и развитие системы учебных заведений.
В России общественный досуг связан с красочными, народными гуляниями и ярмарками. Глубокие же корни праздников, раннего развития человечества, свидетельствуют нам о том, что они выступают как одна из древних, первоначальных форм человеческой культуры. Такое красочное своеобразие превращает отданное ему свободное время человека в ценность культуры, имеющую ярко выраженный личностный характер, делает это свободное время истинным богатством в системе других человеческих ценностей человеческого существования.
В 19-20 веке массовые формы досуга начинают развивать в себе много новых форм. Распространяются музыкальные, цирковые и народные театры. Во время красочных представлений зрители ели сладости, покупали лубочные картинки. Накануне революции массовые формы досуга имели современный характер.
Формы и методы организации досуговой деятельности младших школьников
Методы досуговой деятельности в школе
«Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, получить как результат внешнего воздействия. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени. К методам досуговой педагогики относятся методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы воспитывающих ситуаций, методы импровизации» (С.А. Шмаков). Давайте остановимся на методах, которые выделяет С.А. Шмаков более подробно.
1. Первый метод, который выделяет учёный это метод игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как мультфильм, сказка, очень часто повторяется в жизни ребенка, является его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявляются антипатии и симпатии школьников, например если в игре они выбирают, кого то из своих одноклассников, показывают свои предпочтения («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра помогает выявлять знания и интеллектуальные способности учащегося (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Самый умный», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.). Игры определяют уровень развития организаторских способностей учащихся, также определяют их физические способности: силу, быстроту реакции, ловкость, гибкость, выносливость и др.
2. Методы театрализации. Досуговая деятельность учащихся имеет огромное множество сюжетов и социальных ролей. Непринуждённое общение учащихся может быть в виде различных вечеринок, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмированные сценки, обряды, ритуалы, и т.п. Театрализация знакомит ребят с различными сюжетными ситуациями из жизни.
3. Методы состязательности. Состязание – это внутренний толчок для раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску, реализации и открытию. Школьники должны учиться состязаться. Досуговая деятельность всегда очень эмоциональна, поэтому она стимулирует крайние формы поведения: азарт, некое состояние эффекта, волнение, обиды и др. Например, очень низка культура «боления» болельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. В этом случае нужно учить воспитанников достойно принимать победу соперников.
4. Методы равноправного духовного контакта. Эти методы основаны на совместной деятельности детей и взрослых, так сказать «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – считаются равноправными членами школьных клубов, объединений, творческих кружков. В организации совместной досуга для детей и взрослых, которая основана на равноправном духовном контакте, в то же время нельзя забывать о так называемой «красной линии».
5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем условия для детей и подростков. Такие ситуации не должны быть надуманными. Они должны отражать жизнь со всеми её сложностями и трудностями. Учитель должен специально создавать условия для возникновения необходимой ситуации, но сама ситуация должна быть естественной. Важную роль для использования такого метода играет неожиданность. Для того чтобы воспитанник, который может ожидать определенной реакции педагога, заранее не готовил себя к сопротивлению и, действия для него были неожиданными.
6. Методы импровизации. Импровизация – это действие, которое не является осознанным и не подготавливается заранее, действие, которое получается экспромтом. В импровизации заложено имитационное поведение. Методы импровизации противопоставляются школьным методам репетиционности. Метод импровизации служит для порождения азарта ребенка, развивает творчество.
Таким образом, для выбора того или иного метода досуговой педагогики нужно определить цели и задачи, а так же содержания досуговой деятельности, и конечно же выбор того или иного метода зависит от возрастных особенностей воспитанников и от форм организации досуговой деятельности школьников.
Досуговая деятельность во внеурочное время.
Многообразные виды досуговой деятельности можно увидеть в исследованиях Э.В. Соколова, которые он классифицирует по нескольким группам: развлечения, отдых, самообразование, праздник, творчество. Э.В. Соколов считает, что отдых снимает усталость и напряжение, помогает расслабиться, служит для восстановления физических и психических сил. Он может быть как пассивным, так и включать в себя различные уровни и степень активности. Развлечения в досуговой деятельности имеют компенсационный характер, исполняют роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает как ребёнку, так и взрослому человеку смену впечатлений.
Отдых и развлечения находят свою реализацию в праздниках. Праздники имеют некую связь между прошлым и настоящим, реализуются путем торжественного преображения действительности. Праздники служат для обновления значимых ценностей в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, свободен от повседневных дел, тревог, погружается в эмоционально насыщенную жизнь, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения своих чувств.
Самообразование как досуговая деятельность согласно мнению Э.В. Соколова направлено на приобщение людей к ценностям культуры. Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает умственные способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства. Наиболее высокий уровень досуговой деятельности можно достичь в творчестве. Творчество, отвечающее глубинным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность ставит личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.
Все выше перечисленные виды досуговой деятельности находятся в тесной связи между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые из низ выполняют завершающие функции, что позволяет в полной мере реализовывать социально-педагогический потенциал досуговой деятельности.
С.А. Шмаков выделил досуговые занятия, которые он классифицировал по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. Так же он определил такие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); организованный (педагогически правильно используемое свободное время) и стихийный (нерегулированный процесс использования свободного времени); контролируемый и неконтролируемый; коллективный и индивидуальный; подражательный и творческий; опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга, которые применяются в системе, имеют большое значение во всестороннем развитии личности ребёнка, поскольку он вовлекается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.
Вместе с тем С.А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность по своему содержанию подразделяется на ряд принципиальных групп. Первая группа несёт в себе функцию восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, подвижные игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.). Вторая группа – связана с повышением эрудиции, потребностями в духовных ценностях (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев, театров и др.). Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.). Четвертая группа реализует потребность подростка в общении (кружковая работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.). Пятая группа раскрывает целенаправленную творческую учебную деятельность детей (конкурсы, фестивали, каникулярные объединения, турпоходы, зарница). Итак, в процессе досуга реализуется удовлетворение потребностей детей и подростков, которые не могли быть удовлетворены в их учебной и трудовой деятельности.
Остановимся на определении «формы воспитательной работы». В педагогической науке нет одного мнения о формах воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова можно найти девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец, и др.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», нужно выяснить, какое место это понятие занимает в педагогической деятельности, каковы его функции.
Первая функция – организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторских задач. В роли организатора выступает педагог или учащийся. Организация воспитательной работы несёт определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективно-творческие дела, конкурсы, инсценировки и др.). Эти методики предлагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.
Вторая функция – регулирующая. Использование любой формы позволяет регулировать отношения между педагогами и учащимися, а так же и между детьми. Различные формы влияют совершенно по-разному на процесс сплочения группы школьников. В таких формах заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
Третья функция – информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимися той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу.
Существуют различные подходы в педагогической теории и практике к классификации форм воспитательной работы. Остановимся на классификации, предложенной Е.В. Титовой. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они имеют различия по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, которые организуются педагогами или кем-нибудь другим для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Е.В. Титова выделила характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и так далее, то это и есть мероприятие.
Ко второй группе форм воспитательной работы относятся так называемые дела. «Дела» – это общая работа, значимые события, которые осуществляются и организуются членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игры – это воображаемая или реальная деятельность, которая целенаправленно организуется в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, получения новых навыков.
Прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, нужно определить, чем различаются эти формы, т.е. определить признаки формы.
Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются, друг от друга по времени их подготовки и проведения, так же по количеству участников.
По времени проведения все формы можно разделить на:
– кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
– продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
– традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки бывают экспромтные формы, т.е. проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся.
По видам деятельности – формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные.
По субъекту организации классификация форм может быть следующая:
– организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
– деятельность организуется на основе сотрудничества;
– инициатива и ее реализация принадлежат детям.
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
– результатом является информационный обмен;
– результатом является выработка общего решения (мнения);
– результатом является общественно значимый продукт.
По количеству участников формы могут быть:
– индивидуальные (воспитатель – воспитанник);
– групповые (воспитатель – группа детей);
– массовые (воспитатель – несколько групп, классов).
Все формы воспитательной работы невозможно перечислить и тем более охарактеризовать, поэтому остановимся на массовых (коллективных) формах воспитательной работы, которые являются наиболее распространенными в организации досуговой деятельности детей и подростков.
К коллективным формам работы учителей с учащимися можно отнести различные конкурсы, игры, школьные фестивали, турпоходы, агитбригады, кружки, секции, огоньки, турслёты, зарницы, спортивные игры и т.п. Учителя могут выступать в различных ролях при проведении мероприятия: ведущий участник, организатор, рядовой участник деятельности, рядового участника мероприятия и т.д.
Успех мероприятия во многом зависит от самих участников, от их активности при проведении мероприятия, от подготовки реквизита, распределение ролей, музыкального сопровождения и т.д. Учащиеся охотно помогают в проведении школьных мероприятий. Но их активность во многом зависит от руководителя, от его умения пробудить интерес к мероприятию.Дети и подростки любят различные формы воспитательной работы в школе, такие как праздники, карнавалы, утренники, зарницы и т.д. Учащиеся активно принимают в них участие. Объясняется это тем, что здесь присутствуют сказочные элементы, театрализованные шествия и представления, яркие игровые зрелища, призы, подарки, дискотеки. Любой праздник несет в себе элемент отдыха. Но и есть также праздники, в которых рекреационно-развлекательный элемент является преобладающим. К таким праздникам относятся: праздники новогодней елки, осенний балл, встреча выпускников (в которой учащиеся школы тоже принимает активное участие), праздники лета, цветов, Хэллоуин и т.д. Такое активное участие школьников в организации и проведении праздников способствует воспитанию навыков и привычек культуры поведения, чувства коллективизма и товарищества.
Современные взгляды на досуговую деятельность младших школьников
Для того чтобы определить какую роль играет досуговая деятельность в жизни современных школьников можно обратится к научно-методическому журналу «Начальное образование».
Статья «Организация досуга в начальной школе», автор З. А. Александрова воспитатель ГПД ГОУ «Центр образования № 118», г. Москва, журнал № 4, 2010г.
Меняется время, становятся иными требования к школе, ученика и учителям. Однако роль педагога – руководителя воспитательной работы с младшими школьниками не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребёнка, помогает детям в решении возникших проблем. Главное в работе классного руководителя – содействие саморазвитию личности ребёнка, реализация его творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты детей, их нравственное воспитание.
В организации внеклассной работы с младшими школьниками большое значение имеет развлекательно-познавательные (досуговые) мероприятия, сплачивающие коллектив, помогающие детям хорошо отдохнуть. Досуговые мероприятия имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами школьной работы:
Общение с детьми может осуществляться в форме полилога. Это предполагает наличие обратной связи, позволяет педагогу наблюдать за реакцией воспитанников.
В начальной школе дети чрезвычайно склонны к подражанию. Это даёт возможность учителю в присутствии класса влиять на мнение и поведение отдельных учащихся. Однако необходимо учитывать, что мнение, высказанное одноклассниками, для ученика порой важнее мнения учителя.
В ходе мероприятий создаются условия, которые способствуют улучшению результатов педагогической работы с классом. А так же поддерживают естественную доброжелательную атмосферу общения. Развлекательно-познавательные мероприятия не должны быть назидательными.
Приподготовке досугового мероприятия педагог должен:
- определить его тему и задачи, наметить время и место проведения;
- разработать план подготовки и проведения мероприятия;
- определить ключевые моменты мероприятия;
- выбрать участников его подготовки, распределить задания между участниками и группами.
В начальной школе можно использовать следующие формы досуговых мероприятий:
- беседы;
- дискуссии;
- встреча с интересными людьми;
- викторины по различным областям знаний;
- КВН;
- театрализации;
- читательские конференции.
Целесообразно включать в эти мероприятия задания и игры на развитие памяти, внимания и мышления, которые способствуют лучшему усвоению материала в процессе учебной деятельности.
Досуговая деятельность младших школьников в летних лагерях
Каникулы составляют значительную часть объёма свободного времени детей, поэтому каникулы для них – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, хождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов, развлечение, свобода, выбор занятий.
Детские оздоровительные лагеря являются важным звеном в системе дополнительного образование и воспитания. Воспитательный процесс в детском оздоровительном лагере осуществляется в благоприятных условиях природного и социального окружения. Особую роль играет в организации работы загородного лагеря собственно коллектив отдыхающих ребят, который носит временный характер. Деятельность детского оздоровительного лагеря основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности.
Итак, детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением периодического функционирования и в своей работе учитывает специфику внешкольного воспитания.
Успех работы детского оздоровительного лагеря, реализация его воспитательных возможностей в полной мере зависит от деятельности отрядного вожатого.
Профессия вожатого – как традиционное явление в практике воспитания – тоже проходит свой этап переосмысливания. Вожатый – педагог, воспитатель особого типа, он реализует уникальные возможности воспитательного процесса в условия детского оздоровительного лагеря. Современному вожатому требуется досконально изучить возрастные и индивидуальные особенности вверенных ему детей – и здесь не обойтись без помощи специальной литературы.
Вывод по первой главе
Итак, можно сделать вывод что, досуг – это организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы. Досуг, под руководством учителя – внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС. Правильно организованная досуговая деятельность младших школьников важна как в рамках школы, так и дома. Учителя и родители должны помогать учащимся в организации досуговой деятельности и принимать активное участие. В рамках школы могут организовываться различные мероприятия, такие как празднование нового года, 8 марта, 23 февраля и других. Более подробно о предпочтениях и участии учащихся в школьных праздниках мы узнаем во второй главе.
Досуговая деятельность имеет глубокие исторические корни, поэтому её можно отнести к явлению социальному. Досуговая деятельность началась ещё с периода каменного века. В то время когда древние охотники возвращались домой с добычей – это воспринималось как большой. Досуговая деятельность развивается и по сегодняшний день.
Меняется время, становятся иными требования к школе, ученика и учителям. Однако роль педагога – руководителя воспитательной работы с младшими школьниками не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребёнка, помогает детям в решении возникших проблем.
Большое внимание нужно уделить досуговой деятельности в каникулярное время. Так как каникулы составляют значительную часть объёма свободного времени детей, поэтому каникулы для них – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, хождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов, развлечение, свобода, выбор занятий.
Глава II Особенности организации досуговой деятельности младших школьников
2.1. Анализ результатов анкетирования младших школьников
В целях данной курсовой было проведено анкетирование на тему «Досуговая деятельность младших школьников».(приложение 1) Исследование проводилось в школе № 12, города Данилова, Ярославской области. Был опрошен 3 «б» класс в количестве 30 человек. Анкетирование проводилось в апреле 2013 года. Анкета состояла из семи открытых вопросов. В результате исследования класса были выявлены интересы младших школьников, как они проводят своё свободное время, где проводят каникулы, участвуют ли в школьных праздниках. Школьники активно приняли участие в исследовании.
В результате анкетирование было выявлено, как проводят свой досуг младшие школьники. Чем школьники любят заниматься в свободное от учёбы время.
1.Первый вопрос в анкете был - « Чем ты занимаешься в свободное время?». Для учащихся предпочтительней всего провести свой досуг, гуляя с друзьями. Они любят прогулки на свежем воздухе. Так же детям нравится занимать своё свободное время перед телевизором, смотреть все различные мультфильмы, сериала, сказки, фильмы. Но, однако, не все дети проводят «бесполезно» свой досуг. Многие из опрошенных детей читают книги, делают уроки, рисуют, пишут письма, прибираются дома. В результате анкетирования было выявлено, что значимую роль для младших школьников в досуговой деятельности играют компьютерные игры. Несколько учащихся занимаются в кружках, спортивных секциях и даже в музыкальной школе. Учащиеся считают такие занятия своим досугом, потому что им нравиться заниматься различными занятиями ( спортом, музыкой, танцами, вязанием, бисероплетением и т.д.). Все предпочтения младших школьников отражены в диаграмме на следующей странице.
Диаграмма №1. Предпочтения в выборе досуговой деятельности младшими школьниками
1) Гуляют – 20
2) Смотрят телевизор – 13
3) Читают книги – 11
4)Играют в компьютер – 9
5) Занимаются спортом – 4
6) Рисуют – 3
7) Делают уроки – 2
8) Ходят в секции, кружки – 2
9) Прибираются дома – 1
10) Пишут письма – 1
Можно сделать вывод, что младшие школьник по-разному проводят свой досуг. Многие любят сидеть за компьютером или телевизором, кому то нравится гулять на свежем воздухе, а кому то нравится реализовывать себя в спорте или творчестве и это для них тоже приятное время препровождение, которое они считают своим досугом.
2.Второй вопрос, на который ответили младшие школьники, был – «Какие фильмы или телепередачи ты любишь смотреть?». Здесь предпочтения учащихся в просмотре фильмов и телепередач разошлись. Первое место среди младших школьников занимает знаменитый фильм про вампиров «Сумерки». Так же младшие школьники любят смотреть мультфильмы и сказки, такие как «Клуб Винкс», «Хана Мантана», «Ледниковый период», и другие. Многие учащиеся любят смотреть телесериалы по каналу тнт и стс, такие как «Универ», «Девчонки», «Воронины», «Зайцев+1», «Закрытая школа». Фильмы младшие школьники предпочитают смотреть такие как «Глухарь», «Пираты карибского моря», «Мы из будущего», «Чужой район», «Кобра», «Титаник», «Властелин колец», «Один в один», «Бросок кобры», «Полицейская академия». Предпочтение в просмотре телепередач у учащихся тоже разошлись, некоторым нравится смотреть «Форд Бояр», кому то «Служба спасения домашнего задания», а многие из школьников вообще не смотрят телепередачи.
Из второго вопроса анкеты можно сделать следующие выводы. Младшие школьники больше всего любят смотреть сказки и мультики. Среди фильмов младшие школьники интересуются новомодным жанром «фэнтази», а именно такие фильмы как «Властелин колец», «Сумерки», «Звёздные войны». Телепередачи смотрят всего несколько учащихся, а именно 3 человека.
3.Третий вопрос анкеты, был «Какие книги или журналы тебе нравится читать?». Больше всего учащиеся предпочитают читать сказки. В основном это сказки Пушкина. На втором месте младшие школьники любят читать книги о приключениях и путешествиях, такие как «Алиса в стране чудес», «Приключения Незнайки и его друзей», «Изумрудный город», «Буратино». Познавательные книги, к сожалению, читают очень мало младших школьников. Из всех испытуемых всего один человек ответил, что ему нравится читать познавательные книги, а именно книга «Я познаю мир».
Самыми популярными журналами для учащихся оказались «Мурзилка» и «Непоседа». Так же есть дети, которым нравится читать комиксы. Результаты исследования предпочтений учащихся в чтение представлены в диаграмме на следующей странице.
Диаграмма «Результаты анкетирования предпочтений младших школьников в выборе книг для чтения»
В результате анкетирования можно сделать вывод о том, что 14 испытуемых любят читать сказки, 9 испытуемых предпочитают книги о приключениях и путешествиях, 2 респондента ответили, что любят читать журналы, 1 человек ответил, что ему нравятся комиксы и также 1 человек ответил, что предпочитает познавательные книги.
4.Четвёртый вопрос анкеты заключался в музыкальных предпочтениях младших школьников. Большее количество учащихся ответило, что им нравится слушать современную музыку, а именно таких исполнителей как группа «Градусы», Юлия Савичева, Дима Билан, Максим, Слава, Нюша. Также младшие школьники предпочитают слушать рок, рэп и рок-энд-ролл. Некоторые учащиеся слушают джазовую музыку, и всего лишь один учащийся ответил, что ему нравится слушать классическую музыку. Музыкальные предпочтения младших школьников показаны ниже в диаграмме.
Диаграмма «Музыкальные предпочтения младших школьников»
В результате проведённого анкетирования, можно сделать вывод о том, что больше всего младшим школьникам нравится слушать современную музыку, а именно так ответило на вопрос анкеты 14 респондентов, 5 респондентов слушают рок, 4 респондента предпочитают слушать рэп, 3 респондента слушаю рок-энд-ролл, 2 слушают джаз и всего 1 респондент классическую музыку.
5.Пятый вопрос анкеты отражает творческую направленность личности младшего школьника. Пятый вопрос – «Ты занимаешься, в каких либо кружках или секциях? Если да, то напиши где». В результате анкетирования было выявлено, что многие учащиеся 3 класса занимаются в различных секциях, кружках, музыкальной школе. Многие учащиеся занимаются спортом, таким как плавание в бассейне, борьба, занятие в спортивной школе. Некоторые дети занимаются музыкальной деятельностью, например, занимаются в музыкальной школе, а некоторые поют в хоре, который организован в школе молодой учительницей музыки. Не занимаются ни в каких творческих объединениях всего лишь шесть человек из тридцати. Это хороший показатель для класса. В диаграмме ниже показаны интересы детей, какие кружки они посещают.
Диаграмма «Дополнительное образование младших школьников, в соответствии их интересов»
В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что 10 человек из класса занимаются в спортивной школе, 7 человек плавают в бассейне, 6 человек не посещают никаких секций и кружков, 5 человек занимаются бисероплетением, 3 человека ходят в танцевальный кружок, 3 человека занимаются в музыкальной школе, 3 посещают школьный хоровой кружок и 2 человека занимаются борьбой. Исходя из данных анкетирования можно подвести итог, что учащиеся данного класса творческие личности. Многие из класса спортсмены, занимают призовые места на соревнованиях, многие выигрывают различные конкурсы как школьные, так и вне школы. Некоторые занимаются бисероплетение, и к тому же из них не только девочки, но и есть мальчики.
6. Шестой вопрос анкеты очень актуален для младших школьников «Где ты проводишь каникулы?». Каникулы составляют значительную часть объёма свободного времени детей, поэтому каникулы для них – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, хождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов, развлечение, свобода, выбор занятий. Большинство учащихся ответило, что они проводят свои каникулы у бабушки, в деревне или в городе. Всего лишь три человека ответило, что они посещают детские оздоровительные лагеря в каникулярное время. Многие дети ездят отдыхать на юг. В диаграмме на следующей странице показано, где младшие школьники любят проводить свои каникулы.
Диаграмма «Где отдыхают младшие школьники в каникулярное время»
В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что почти половина учащихся проводят свои каникулы в деревне – 18 человек. 9 человек никуда не уезжают из дома, там и проводят своё каникулярное время. Семь учащихся ездят отдыхать на юг. Всего лишь три человека ездят в детские лагеря и два человека проводят свои каникулы у родственников (папа, дядя, тётя).
7.Последний вопрос анкеты «Тебе нравится школьные праздники? В каких ты принимал(а) участие?». В результате анкетирования было выявлено отношение учащихся к школьным мероприятиям, насколько младшие школьники заинтересованы в школьных праздниках. Почти все анкетируемые ответили, что принимали участие в различных мероприятиях, и лишь один анкетируемый просто не стал отвечать на этот вопрос. Разобраться же в каких праздниках дети принимают наибольшее участие, поможет диаграмма на следующей странице.
Диаграмма «В каких школьных праздниках младшие школьник любят принимать участие»
В результате проведённого анкетирования можно сделать вывод о том, что 23 февраля является самым любимым школьным праздником, так ответило 14 учащихся, преимущественно мужская часть класса. Мальчикам очень нравится, когда им дарят подарки на этот праздник и устраивают концерт в их честь. Так же многим учащимся нравится школьный праздник Новый год, так ответило 8 учащихся. Многие дети активно принимают участие в подготовке праздничного мероприятия посвящённое празднованию Нового года. Некоторым учащимся нравится школьный праздник 8 марта, так ответило 5 учащихся, а некоторым день имени, так ответило тоже 5 учащихся класса. 1 сентября написали в анкете 4 испытуемого, день матери – 4 испытуемого, 1 апреля – 2 испытуемого, соревнования – 1 испытуемый и осенний бал тоже один испытуемый.
2.2 Организация досуговой деятельности младших школьников в домашних условиях.
Вторая часть исследования проводилась на одном испытуемом школы № 70, города Ярославля, 4 «Б» класс. Во второй части была проведена проективная методика «Рисунок деятельности в свободное время», а так же «Сочинение о выборе досуга». Был проведён психологический анализ процесса и продуктов деятельности младшего школьника, а именно рисунков и сочинения. Цели и задачи анализа процесса и продуктов деятельности младшего школьника, выяснить какую игровую деятельность предпочитает младший школьник в свободное от учёбы время. Для этого была взята испытуемая Заботкина Ирина Юрьевна, ученица средней общеобразовательной школы №70, 4 «Б» класса. Ей было дано задание - нарисовать рисунок, который раскрыл бы её досуговую деятельность в свободное от учёбы время и написать сочинение на тему «Как ты проводишь своё свободное время». (приложение 2, приложение 3).
Для наглядности рассмотрим рисунок (приложение 2).
Цель: выяснить, какую игровую деятельность предпочитает младший школьник в свободное от учёбы время.
Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй как ты проводишь своё свободное от учёбы время».
Обработка результатов: Предпочтения при выборе досуговой деятельности в свободное от учёбы время оценивается по 3 показателям:
-цветовая гамма
-линия и характер рисунка
-сюжет рисунка
Анализ результатов:
На рисунке преобладает светлая цветовая гамма. Цвета не яркие, потому что рисунок нарисован цветными карандашами. Объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура. Симметричное изображение наличие деталей и украшений, элементов декорирования – на рисунке дополнительно приклеен шкаф, вырезанный из другого листа бумаги, который испытуемая назвала «кармашками, в который спрятался братик», изображение различных предметов – компьютерный стол, на котором изображён компьютер, книги, цветок в горшке. К рисунку прилагалось сочинение, в котором был описан сюжет рисунка. Испытуемая описывала игру в прятки. Ребёнок, любит проводить своё свободное время, играя со своими братьями с сёстрами. В сочинении (приложение 3) описано как весело дети поиграли в прятки.
В результате проведённого исследования можно сделать вывод о том, что испытуемая предпочитает, проводить своё свободное время в игровой деятельности. Испытуемой нравится проводить свой досуг в компании сверстников, а именно брата и сестёр. Активный отдых даёт положительные эмоции ребёнку, заряжает энергией, влияет на развитие ребёнка, способствует выходу из мелких стрессов и беспокойств.
Вывод по второй главе
В целом результаты анкетирования и анализа процесса и продуктов деятельности младшего школьника, можно сделать вывод том, что младшие школьники предпочитают активную деятельность при проведении своего свободное времени, а так же досуговая деятельность способствует улучшению настроения младших школьников. Младшие школьники предпочитают активный отдых. Активный отдых даёт положительные эмоции ребёнку, заряжает энергией, влияет на развитие ребёнка, способствует выходу из мелких стрессов и беспокойств. Интересы младших школьников различны. Для учащихся предпочтительней всего провести свой досуг, гуляя с друзьями. Они любят прогулки на свежем воздухе. Так же детям нравится занимать своё свободное время перед телевизором, смотреть все различные мультфильмы, сериала, сказки, фильмы. Но, однако, не все дети проводят «бесполезно» свой досуг. Многие из опрошенных детей читают книги, делают уроки, рисуют, пишут письма, прибираются дома. В результате анкетирования было выявлено, что значимую роль для младших школьников в досуговой деятельности играют компьютерные игры. Несколько учащихся занимаются в кружках, спортивных секциях и даже в музыкальной школе. Учащиеся считают такие занятия своим досугом, потому что им нравиться заниматься различными занятиями (спортом, музыкой, танцами, вязанием, бисероплетением и т.д.).
Младшие школьники больше всего любят смотреть сказки и мультики. Среди фильмов младшие школьники интересуются новомодным жанром «фэнтази», а именно такие фильмы как «Властелин колец», «Сумерки», «Звёздные войны». Телепередачи смотрят всего несколько учащихся, а именно 3 человека.
Больше всего учащиеся предпочитают читать сказки. В основном это сказки Пушкина. На втором месте младшие школьники любят читать книги о приключениях и путешествиях, такие как «Алиса в стране чудес», «Приключения Незнайки и его друзей», «Изумрудный город», «Буратино». Познавательные книги, к сожалению, читают очень мало младших школьников. Из всех испытуемых всего один человек ответил, что ему нравится читать познавательные книги, а именно книга «Я познаю мир».
Самыми популярными журналами для учащихся оказались «Мурзилка» и «Непоседа». Так же есть дети, которым нравится читать комиксы.
Большее количество учащихся слушает современную музыку, а именно таких исполнителей как группа «Градусы», Юлия Савичева, Дима Билан, Максим, Слава, Нюша. Также младшие школьники предпочитают слушать рок, рэп и рок-энд-ролл. Некоторые учащиеся слушают джазовую музыку, и всего лишь один учащийся ответил, что ему нравится слушать классическую музыку.
Многие учащиеся 3 класса занимаются в различных секциях, кружках, музыкальной школе. Многие учащиеся занимаются спортом, таким как плавание в бассейне, борьба, занятие в спортивной школе. Некоторые дети занимаются музыкальной деятельностью, например, занимаются в музыкальной школе, а некоторые поют в хоре, который организован в школе молодой учительницей музыки. Не занимаются ни в каких творческих объединениях всего лишь шесть человек из тридцати. Это хороший показатель для класса.
Каникулы составляют значительную часть объёма свободного времени детей, поэтому каникулы для них – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, хождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов, развлечение, свобода, выбор занятий. Большинство учащихся ответило, что они проводят свои каникулы у бабушки, в деревне или в городе. Всего лишь три человека ответило, что они посещают детские оздоровительные лагеря в каникулярное время. Многие дети ездят отдыхать на юг.
В результате анкетирования было выявлено отношение учащихся к школьным мероприятиям, насколько младшие школьники заинтересованы в школьных праздниках. Почти все анкетируемые ответили, что принимали участие в различных мероприятиях, и лишь один анкетируемый просто не стал отвечать на этот вопрос.
Заключение
Младший школьный возраст является важным этапом в развитии и становлении личности.
По средствам досуговой деятельности младшие школьники развиваются.
Результаты психологических исследований показали, что интересы младших школьников различны, но большинство школьников предпочитают активный досуг.
Большим стимулом для развития ребёнка может стать досуг. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но свободное время, не организованное должным образом, может стать фактором разрушения личности изнутри. Поэтому организация досуговой деятельности младших школьников на практике по своим масштабам воздействия на личность должна выходить далеко за рамки обычного досугового времяпрепровождения. Это крупномасштабная социальная сфера, цель которой не просто занять ребёнка в свободное время, но и развивать его личность, по средствам досуга, например в игровой деятельности.
В результате проведённого анкетирования был сделан вывод о том, что младшие школьники любят школьные мероприятия и различные праздники. Успех мероприятия во многом зависит от самих участников, от их активности при проведении мероприятия, от подготовки реквизита, распределение ролей, музыкального сопровождения и т.д. Учащиеся охотно помогают в проведении школьных мероприятий. Но их активность во многом зависит от руководителя, от его умения пробудить интерес к мероприятию.
Каникулы составляют значительную часть объёма свободного времени детей, поэтому каникулы для них – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, хождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов, развлечение, свобода, выбор занятий. В результате анкетирования было выявлено, что младшие школьники в каникулярное, летнее время предпочитают ездить к бабушке, а так же с родителями на юг. К сожалению, в результате исследования было выявлено, что очень мало детей посещают детские оздоровительные лагеря, а ведь именно там ребёнок не только отдыхает, но и активно проводит своё свободное время, развивается и приобретает новые навыки.
Предпочтения современных младших школьников постоянно меняются с учётом возраста и влияния общества. В данной курсовой были выявлены предпочтения учащихся в выборе досуга, и оказалось, что каждый ребёнок индивидуален, и каждый выбирает себе досуг, исходя из интересов. Многие дети занимаются творческой деятельностью и для них досуг это – спортивные игры, заниятие музыкой и пением, бисероплетение, и т.д.
Список литературы:
1.Борев Ю. Эстетика. - М.: «Политлитература»,1998г.
2. «Досуговая педагогика» Автор. Исаева И.Ю. Издательство. Флинта. Год. 2010
3.Методическое пособие «Организация летней педагогической практики студентов» Г.Б.Барышникова, Ярославль 2012, стр.4-5
4.Ссылка: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks310715 05.03.2013 22:03
5.Ссылка: http://xreferat.ru/47/2987-1-kul-turno-dosugovaya-deyatel-nost-na-rusi.html 05.03.2013 22.00
6.Научно-методический журнал «Начальное образование». Статья «Организация досуга в начальной школе», автор З.А.Александрова воспитатель ГПД ГОУ «Центр образования № 118», г. Москва, журнал № 4, 2010г.
7. Аванесова Г.А. «Культурно – досуговая деятельность: Теория и практика организации.» – М.: Аспект Пресс, 2006.- 236с.
8. Фомина А. «Игра в структуре свободного времени детей // Воспитание школьников.» - 2005. - №3. – С.34-36.
9.Фришман И.И. «Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции // Народное образование.» - 2003. - № 3. – С.28-29.
10. Разумный В. А. «Игра - искусство или искусство - игра?» - 2000г. – 105стр.
11. Шорохова О.А. «Играем в сказку» - 2006г. – 271стр.
12. Харламов И.Ф. «Педагогика» - Москва 2000г. – 300стр.
13. Жук Л.И. «Праздник в школе» - «Красико-Принт», г. Минск 2004г., 127стр.
14. Бесова М.А. «Шутки, игры, песни соберут нас вместе» - Ярославль Академия развития, 2001г., 240 стр.
15. Синицына Е.И. «Сказки для игры и развития» - Лист Нью, Вече, КАРО, 256стр.