«ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА» (НА ПРИМЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

«ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА» (НА ПРИМЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА)

Колпакова Я.М, Барышникова Г.Б.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разрабатывается система оценки, ориентированная на выявление личностных и учебных достижений обучающихся в начальной школе.

Современные подходы к оценке достижений младшего щкольника:

· комплексный подход к оценке результатов образования: учебные и личностные достижения младшего школьника;

· системно-деятельностный подход, проявляющийся в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

· оценка динамики образовательных достижений обучающихся (мониторинг);

· взаимосвязь внешней оценки и самооценки;

· использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений младшего школьника;

· использование электронной информации о учебных и личностных достижений младшего школьника (для родителей).

Одним из эффективных инструментов оценки достижений может стать портфолио («портфель индивидуальных достижений») младшего школьника, особенно его электронный вариант.

Технология портфолио как оценочного средства - это система организации оценивания учителем успехов школьника, трудностей, с которыми он сталкивается, и путей их преодоления. При этом особая роль отводится самооценке. Можно утверждать, что портфолио является также инструментом самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации обучающегося.

Портфолио ученика:

· является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

· реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

· позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;

· предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Портфолио — это метод фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений младшего школьника за период его обучения в начальной школе. Портфолио направлено на оценивание экологических компетенций школьника, т.е. на оценивание его комплексной подготовки к экологической деятельности.

Одна из важнейших целей экологического портфолио — провести мониторинг, т.е. обеспечить отслеживание процесса обучения, индивидуального прогресса школьника в широком образовательном контексте, а затем увидеть в целом «картину» значимых образовательных результатов, продемонстрировать его экологическую компетентность: готовность и способность практически применять приобретенные знания и умения на практике

Экологическое портфолио помогает решать важные педагогические задачи, а не только является современной эффективной формой оценивания. К этим задачам можно отнести:

  • поддержка высокой мотивации студентов;

  • повышение активности и самостоятельности студентов (участие в экологическом волонтнрстве);

  • расширение возможности обучения и самообучения;

- развитие навыков рефлексивной (самооценочной) деятельности студентов;

«Экологический портфель школьника» - это папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует его приобретенный опыт и достижения в области экологии.

В настоящее время можно предложить различные типы экологического портфолио, каждое из которых может служить разным целям. Для экологического образования целесообразно подразделить портфолио на следующие основные типы.

«Портфолио документации». Данный тип портфолио - это портфель задокументированных образовательных и внеучебных индивидуальных достижений школьника в области экологического образования (дипломы и сертификаты за участие в экологических конкурсах и проектах, грамоты, отзывы учителей школ, рекомендации и т.п.). Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов экологического портфолио.

«Портфолио процесса экологического образования от первого класса до четвертого». При применении данного типа портфолио в него включаются материалы, связанные со всеми аспектами и фазами процесса обучения. Они особенно полезны при мониторинге процесса экологического образования школьников. Этот тип портфолио может показать, как младшие школьники воспринимают полученные экологические знания и умения, и как они конвертируют их в познавательную и практическую деятельность в природе, достигая необходимых общих, профессиональных и экологических компетенций. Оно представляет собой собрание различных учебных, творческих, проектных, исследовательских работ студента, связанных с экологической тематикой, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Данный тип портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ. Однако, и количественная оценка с выставлением рейтинга школьника при использовании данного типа портфолио также возможна.

Данное портфолио дает широкое представление о динамике развития экологической культуры, творческой активности школьника, направленности его интересов и мотивации.

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации студента, но не всегда может войти в образовательный рейтинг школьника качестве полноценной составляющей.

«Портфолио - презентация». Данный тип портфолио лучше всего применять для итоговой оценки ключевых результатов (экологическая воспитанность). В него включаются лучшие работы щкольников ( сочинения, презентации). Этот тип портфолио особенно хорошо совместим с электронным форматом, когда разноплановые аудиовизуальные файлы могут быть включены - фотографии, видеозаписи и другие электронные отчеты о законченной работе студентов. «Портфолио - презентация» должно также включать письменный самоанализ объектов его содержание, т.е. размышления школьников о том, почему именно эти работы включены в портфолио.

Преимущества данного типа. «Портфолио-презентация» может быть оценено с помощью итогового средневзвешенного балла - действенного механизма определения рейтинга школьника.

Ограничения данного типа портфолио: содержание портфолио этого типа дает представление только о результатах обучения, но не описывает процесс индивидуального развития школьника.

В XXI веке появляется возможность формирования электронного портфолио студента.

Структура экологического портфолио младшего школьника

Исходя из целей портфолио и возможностей его использования, предлагаем выделить следующие рубрики (разделы), которые должны быть в него включены.

Личная информация. Должна включать имя, адрес, телефон, электронный адрес, предыдущий опыт учебы или работы, другие личные данные.

Учебные достижения в области экологического образования

Учебные материалы. Здесь концентрируются лучшие учебные материалы (сочинения, рисунки, проекты) младшего школьника.

Личные достижения. В данной рубрике перечисляются и представляются копии наград, почетных грамот, а также документы, подтверждающие достигнутый младшим школьников уровень, общественный статус, положение (например, член волонтерского экологического движения, победитель олимпиады и т.п.).

Внеучебная деятельность. В данной рубрике представляется задокументированная деятельность младшего школьника и его вклад, внесенный в охрану окружающей среды.

Опыт работы. Здесь перечисляется опыт работы школьника добровольной, безвозмездной (экологическое волонтерство)

Специальные навыки, интересы и таланты. Здесь перечисляются и приводятся подтверждающие материалы о любых специальных навыках (например, в виде аудио или видео файлов).

Эссе (сочинение школьника о своих планах, целях, стремлениях). Данная рубрика не обязательно может присутствовать в содержании портфолио. Эссе может включаться как отдельная рубрика, а может быть составной частью рубрики «Личная информация». В эссе затрагиваются такие темы как личные цели и стремления, планы по достижению поставленных целей, или как студент внес свой вклад в работу учебного заведения.

Внедряя метод портфолио в экологическое образование школьников, может сделать это более эффективно, если будет происходить регулярное обновление включенных в него материалов. «Портфель» достижений должен «расти» вместе с ним т.е. наполняться новыми документами и новыми личными достижениями. От класса к классу меняются ценностные установки школьника и, соответственно, будут меняться документы, включенные в портфолио.

 

 

 

Просмотров работы: 5276