УРОК ФИЗИКИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УРОК ФИЗИКИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

Хумала А.А. 1
1ФГБОУ ВПО Петрозаводский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящей статье рассматривается урок как образовательное событие, на котором обучающийся обретает новые знания, наращивает компетентности, собственную субъектность. Основное внимание автора обращено на включение учащихся в разные формы коммуникации на уроке. В качестве рекомендаций автор приводит технологическую карту конкретный урока, разработанного им на педагогической практике.

Введение.

Образовательные события - это способ инициирования образовательной активности учащихся, включения в разные формы образовательной коммуникации. Участие в образовательных событиях позволяет учащимся пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и достижения по части академических и компетентностных результатов.

Образовательное событие - акт взаимодействия учителя и ученика, вызвавший изменение личности, очевидное для самих участников.

Событийный характер образования обеспечивает разнообразие механизмов личностного и творческого развития участников, служит преодолению проблемы отчуждения в образовательном процессе.

В школе мало уделяется внимания самостоятельной работе учащихся, всё чаще образовательный процесс сводится к "натаскиванию".

Событие отличают:

– однократность(многократное повторение одного и того же перестает восприниматься как событие и становится лишь этапом того или иного процесса);

– вероятность, или непредопределенность происходящего(в отличие от процесса, результат которого известен заранее; «событие – это то, что могло произойти по-другому»);

– фрактальность(т. е. способность события быть представленным в виде цепи эпизодов, характеризующихся единством места и времени; событие и эпизод, растягиваясь или сокращаясь в рассказывании, взаимопревращаемы; процесс характеризуется преемственностью этапов);

– интенциональность(неотделимость от человеческого сознания, событие – это то, что осмыслено, в том числе в качестве события; процесс протекает независимо от человеческого сознания);

При организации образовательных событий важны:

– сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета»;

– специальная организация рефлексивной деятельности, экспертиз, консультаций;

– предоставление времени и места для отдыха, неформального общения, релаксации;

– возможность выбора для обучающихся и преподавателей конкретных форм и способов образовательной и иной деятельности при наличии общих рамок (показаний, требований, ограничений).

Образовательное событие - акт взаимодействия учителя и ученика, вызвавший изменение личности, очевидное для самих участников.

Цель образовательных событий: усвоение учебных знаний через нетрадиционные формы, повышение познавательной активности обучающихся, дать им возможность проявить свои знания, умения и навыки в нестандартной ситуации, раскрыть свой потенциал, научиться конструктивно взаимодействовать с другими обучающимися и педагогом.

Образовательные события проводятся как в рамках реализации образовательных программ, так и в рамках воспитательной работы.

По типу проведения разнообразны: выставки, творческие отчеты, конкурсы мастерства, итоговые мероприятия.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса и его содержание, отражая картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.

Таким образом, целью настоящего исследования стало разработка и проведение урока – образовательного события на педагогической практике.

Материалы и методы исследования.

Рассмотрим пример урока – образовательного события «Обобщение знаний о законе Архимеда и условиях плавания тел», подготовленного и проведенного нами на педагогической практике в МОУ «Средняя школа №36» г.Петрозаводска.

Сущность данного образовательного событиязаключается в том, чтоорганизуются специальные условия для действия учащихся, в результате которогообучающимися создаются продукты – прибор «Поплавок Декарта», фотозадачи «Плавание тел», буклет «Картезианский водолаз», работа с информационными текстами и презентация об Архимеде; отчет по исследованию«Плавание тел» и «Удивительный пдсвечник» , затем – усиление этого действия через рефлексию (рефлексия действий и синквейн).

Главное на уроке – приобретение знаний через выявление опыта учащихся, включая их в сотрудничество, активный поиск информации, личностного смысла.

На уроке использовались образовательные технологии: Приемы педагогической техники технологии развития критического мышления: кубик Блума, кроссворд, синквейн, шесть пар обуви образа действия, их комбинация (флотские ботинки синего цвета – следование инструкционной карте – исследование плавания тел; серые кроссовки – получение информации из сети Интернет - Буклет «Картезианский водолаз»; коричневые башмаки – практические пробы «Прибор «Поплавок Декарта»», «Фотозадача», оранжевые резиновые сапоги – «Удивительный подсвечник», пурпурные наездные сапоги – презентация об Архимеде, розовые тапочки - рефлексия).

Цель образовательного события:Усвоение учащимися физического закона "закон Архимеда" и условий плавания тел на уровне применения знаний в стандартной и нестандартной ситуации.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания, от каких величин зависит Архимедова сила;

  • показать учащимся значение закона Архимеда и условий плавания в повседневной жизни человека

  • научить видеть в повседневной жизни явление плавания, силу Архимеда;

  • продолжить развитие умения работать с физическими приборами;

  • научить видеть вокруг физические явления, уметь их правильно объяснять.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы на основе эксперимента;

  • продолжить формирование элементов научного мировоззрения через экспериментальный метод познания;

  • продолжить развитие мотивации к изучению физики через содержание (эксперимент);

  • продолжить развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли;

  • продолжить формирование самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

  • продолжить формирование умений и навыков для выполнения творческих работ по физике.

Воспитательные:

  • продолжить формирование умения слушать преподавателя, прислушиваться к мнению товарищей;

  • продолжить формирование внимательности при работе с физическими приборами;

  • продолжить воспитывать чувство доброты и отзывчивости, способность работать в коллективе, способность к взаимодействию и диалогу с учителем в процессе работы.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты обучения:

  • отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний;

  • убежденность в необходимости использования знаний закона Архимеда, условий плавания в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные результаты обучения

  • овладение навыками организации учебной деятельности, постановки целей;

  • овладение умениями воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

  • овладение умениями представлять свои результаты.

Предметные результаты обучения:

  • знание закона Архимеда и условий плавания;

  • понимание причинно-следственных связей в объяснении явлений плавания;

  • применение полученных знаний в курсе физики и в повседневной жизни.

Структура урока:

1.Организационный момент (приветствие и проверка готовности к занятию) - 2 мин.

2. Мотивационно-целевой этап:

  • Кубик Блума

  • Работа с кроссвордом – 5 – 7 мин

3. Этап социальной актуализации - 10 мин.

Инструктаж работы в группах по приему ТРКМ « шесть пар обуви – шесть пар образа действий»

4. Этап самореализации - 40 мин.

Защита практических проб

5.Осмысление культурного опыта - 8 мин.

6.Рефлексия – 5 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

1.1. Приветствие и проверка готовности к занятию.

1.2. Знакомство с планом работы на занятии.

2. Мотивационно-целевой этап:

2.1. Ученикам предлагается по очереди бросить кубик и выполнить задание, кости кубика совпадают с номером задания

2.2.Работа с кроссвордом. Ученики разгадывают кроссворд и в выделенных клетках получают слово "плавание", так они узнают, с каким явлением связано образовательное событие. (Приложение 3)

3. Этап социальной актуализации

На этапе социальной актуализации с учениками проводился инструктаж, ученики были разбиты на 6 групп, в каждой по 4 человека, деление на группы проводилось заранее, ученики до начала урока узнали свою группу. Каждой группе выдавались подробные инструкции к выполнению своего проекта. В зависимости от учебной ситуации мы выбираем режим действий в данной ситуации. Используем прием педагогической техники, предложенный Эдвардом де Боно, ведущим деятелем в сфере креативного мышления.

Соотнесение цвета и формы пар обуви с образом действия

Цвет и форма обуви

Образ действия

Флотские фирменные ботинки. Цвет синий

Следование инструкционной карте – исследование плавания тел

Серые кроссовки

Получение информации из Интернет

Буклет «Картезианский водолаз»

Коричневые рабочие ботинки

Практические пробы

«Прибор «Поплавок Декарта»»,

«Фотозадача»,

Оранжевые резиновые сапоги

«Удивительный подсвечник»

Пурпурные

наездные

сапоги

Работа с информационными текстами, презентация об Архимеде

Розовые

тапочки

Рефлексия

Для каждого образа действия ученикам предлагалась инструкция по выполнению (Приложение 1)

К работе с информационными текстами прилагались тексты в электронном виде (Приложение 2)

4. Этап самореализации. На данном этапе ученики в группах выполняли проекты, после чего каждая группа представляла свой продукт.

Инструментами оценивания хода и результата образовательного события явились: наличие образовательного продукта; наличие субъект-субъектного взаимодействия; рефлексия действий. (Приложение 4)

5.Осмысление культурного опыта. Здесь ученикам предлагалось вспомнить тему и цель урока, удалось ли нам её достигнуть, после чего каждой группе предлагалось составить синквейн на тему «Сила Архимеда», или «Плавание» или «Воздухоплавание» или по желанию по теме. Синквейн является ещё одним из приёмов технологии развития критического мышления.

6.Рефлексия. На этапе рефлексии ученикам выдавались небольшие распечатки с изображением сосуда, наполненного водой, на этих сосудах каждому нужно было нарисовать шарик на той глубине, на которую ученик погрузился в урок.

Таким образом, реализация урока – образовательного события позволяет развивать мыслительные навыки учащихся, необходимых не только при изучении физики, но и других предметов, а также в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, умение работать в группе, выступать перед аудиторией и др.).

Вывод

Такая форма организации образовательного процесса недостаточно разработана в дидактике и теории и методике изучения предмета, это может быть связано с тем, что понятие достаточно новое.

Опыт проведения урока показывает, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, заставляют работать всех, даже слабых ребят.

Стоит помнить, что многократное повторение одного и того же перестает восприниматься как событие и становится лишь этапом того или иного процесса.

Список литературы:
  1. Веселовский И.Н. Архимед / Веселовский. Смоленск: типография имени Смирнова, 1957. – 110 с.

  2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 7 класс: в помощь школьному учителю / В.А Волков С.Е. Полянский. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2007. – 304с.

  3. Генденштейн Л.Э. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов, В. Б. Кожевников; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. – М.: Мнемозина, 2009. – 254 с.

  4. Заир-Бек С. И., Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя / Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. – М.: Просвещение, 2004. – 173 с.

  5. Каган В. Ф. Архимед. Краткий очерк о жизни и творчестве. – М: 1951. – 55 с.

  6. Камин А. Л. Физика. Развивающее обучение. 7 класс: книга для учителей / А. Л. Камин. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.

  7. Костенко Т.А. Образовательное событие "Соседство": встреча с собой, с культурой, с миром // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. / Под ред. Н.Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. – с. 124

  8. Крылова Н. Б. Условия проявления событийности образования. // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. / Под ред. Н.Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. – с. 152

  9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 112 с.

  10. Троцкий Ю. Л. Событие как образовательная стратегия. // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. / Под ред. Н.Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. – с. 93

  11. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие /Л. А. Турик, Н.А. Осипова. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 281 с.

  12. Чередилина М.Ю. Событийность как категория в теории образования // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2013. – № 1 (22) – с. 3-6.

Приложение 1.

Инструкция 1-ой группе. "Поплавок Декарта"

История опыта. Этому занимательному опыту около трехсот лет. Его приписывают французскому ученому Рене Декарту (по-латыни его фамилия — Картезий). Опыт был так популярен, что на его основе создали игрушку, которую и назвали «Картезианский водолаз». Прибор представлял из себя стеклянный цилиндр, наполненный водой, в котором вертикально плавала фигурка человечка. Фигурка находилась в верхней части сосуда. Когда нажимали на резиновую пленку, закрывавшую верх цилиндра, фигурка медленно опускалась вниз, на дно. Когда переставали нажимать, фигурка поднималась вверх.

Ход работы. Мы с вами проделаем этот опыт попроще. Роль водолаза будет выполнять пробирка, а сосудом послужит обыкновенная бутылка.

  1. Наполните бутылку водой, оставив два-три миллиметра до края горлышка. Возьмите пробирку, наберите в нее немного воды и опустите в горлышко бутылки. Она должна своим верхним резиновым концом быть на уровне или чуть выше уровня воды в бутылке. При этом нужно добиться, чтобы от легкого толчка пальцем пробирка погружалась, а потом сама снова всплывала.

  2. Теперь, приложив большой палец или мягкую часть ладони к горлышку бутылки так, чтобы закрыть его отверстие, нажмите на края бутылки. Пробирка пойдет на дно бутылки. Ослабьте давление пальца или ладони — она снова всплывет. Если в начале опыта «водолаз» вас не слушается, значит, надо отрегулировать начальное количество воды в пробирке. Когда пробирка находится на дне бутылки, легко проследить, как от усиления нажима на воздух в горлышке бутылки вода входит в пробирку, а при ослаблении нажима выходит из нее. Этот прибор можно усовершенствовать, натянув на горлышко бутылки кусочек велосипедной камеры или пленки от воздушного шарика. Тогда легче будет управлять нашим «водолазом».

  3. Дайте теоретическое обоснование опыта.

  4. Представьте данный прибор.

Инструкция для 3-ей группы."Фотозадача"

Ход работы.

  1. Оформите стенгазету с использованием ваших фотографий («плавание тел»)

  2. Объясните явления на ваших фото.

  3. Для каждого фото придумайте небольшую задачу, оформите её решение.

  4. Представьте ваш продукт

Инструкция для 4-ой группы. "Картезианский водолаз"

Ход работы. Вам нужно создать буклет для представления картезианского водолаза. Откройте специальный шаблон, созданный в программе Microsoft Publisher. Обратите внимание, что данный шаблон состоит из 2 страниц. Вам нужно дополнить шаблон своей информацией, т.е. вставить информацию в те места буклета, которые отмечены красным цветом.

Информация должна включать в себя:

  1. Фото картезианского водолаза.

  2. Описание 1-го "картезианского водолаза"

  3. Фамилия и годы жизни учёного, которому приписывают создание «Картезианского водолаза»

  4. Почему назвали «Картезианским водолазом»

  5. Какие физические явления можно демонстрировать с помощью данного прибора.

  6. Добавьте кроссворд

  7. Вставьте изображения основных составляющих «водолаза»

  8. Вставьте информацию о создателях(класс, школа, год создания)

  9. Оформите буклет. Представьте данный продукт.

Инструкция для 2-ой группы. "Условия плавания тел"

Ход работы.

  1. Насыпьте в пробирку столько песка, чтоб пробирка, закрытая пробкой, плавала в мензурке с водой в вертикальном положении, и часть пробирки находилась над поверхностью воды.

  2. Определите выталкивающую силу, действующую на пробирку. Для этого подвесьте пробирку к динамометру и сначала определите вес пробирки с песком в воздухе, а затем, не снимая пробирку с динамометра, опустите её в воду полностью и определите вес пробирки с песком в воде.

Примечание. Опускать пробирку в сосуд осторожно.

Запишите результаты в таблицу.

  1. Насыпьте в пробирку ещё немного песка. Снова определите выталкивающую силу и вес пробирки с песком в воздухе и в воде.

Запишите результаты в таблицу.

  1. Сделайте это столько раз, пока пробирка с песком, закрытая пробкой, не утонет.

  2. Все результаты занесите в таблицу. Сделайте вывод об условии плавания тел в жидкости.

Вес пробирки в воздухе

Вес пробирки в воде

Выталкивающая сила

Соотношение сил

Положение пробирки (плавает/тонет)

           
           
           
           
           
           
           
           

Инструкция для 5-ой группы."Удивительный подсвечник"

История опыта. Группа туристов отправилась в поход. Во время отдыха, один из членов команды обнаружил пропажу карманного фонарика, который освещал палатку. С собой у туриста оказалась свеча, стакан, и гвоздь. Можно ли используя данные предметы изготовить подсвечник?

Ход работы.

Условия плавания тел: FтFтяж

Толстые «?»

Тонкие «?»

Объясните, почему суда плавают?

В чём различие между плаванием и воздухоплаванием?

Предположите, что будет, если перестанет действовать сила Архимеда?

Что, если сила тяжести будет меньше, чем выталкивающая сила?

Кто были первыми аэронавтами?

Что называется осадкой судна?

Когда была построена первая подводная лодка?

Может ли аэростат быть управляемым?

Будет ли изменяться глубина погружения подлодки, если в резервуарах менять уровень воды? Почему?

Как зовут русского учёного, предложившего бескаркасный дирижабль?

Согласны ли вы, что к воздухоплаванию применимы те же законы, что и к плаванию судов? Ответ обоснуйте.

Приложение 3.

     

1

             

2

                   
     

3

             
     

4

             

5

                   
     

6

             
   

7

               
   

8

               

По горизонтали:

  •  
    1. Единица измерения давления

    2. Что в жидкости передаётся во все стороны одинаково

    3. Кто открыл выталкивающую силу

    4. Сила, с которой тело действует на опору или подвес

    5. Прибор для измерения силы

    6. Единица измерения силы

    7. От плотности чего зависит Архимедова сила

    8. Единица измерения длины

Приложение 4.

 

 

 

Просмотров работы: 3317