Процедура – это последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования. Это – наиболее общее, при этом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации [7, с. 55].
Отечественный социолог А.Г. Здравомыслов считает, что в любом исследовании можно выделить пять этапов исследовательской процедуры:
1. Составление программы исследования.
2. Определение объекта и единиц наблюдения.
3. Разработка средств сбора материала — методик исследования.
4. Сбор материала.
5. Анализ материала и его обобщение.
В целом можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:
1) подготовительный (разработка программы исследования);
2) основной (проведение эмпирического исследования);
3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций) [3, с. 76].
Всякое исследование начинается с постановки проблемы.
Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую в данном случае социальную работу по трудоустройству в рамках вузовской системы содействия занятости выпускников, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.
Для того чтобы перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую необходимо исследовать, специалист должен проделать специальную теоретическую работу:
1) установить реальное наличие данной проблемы:
а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий проблему;
б) есть ли учет и статистика по этому показателю,
в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;
2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы;
3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета);
4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;
5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем, с этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу, провести беседы с компетентными людьми – экспертами (в роли которых обычно выступают специалисты – ученые или опытные практики).
Проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1) Сущность или содержание. При определении проблемы следует установить, с чем все это сравнивается и на каком основании.
2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (учреждения, организации, отделы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена.
3) Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)?
4) Абсолютная и относительная величина.
5) Временные рамки. С какого времени существует проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется? В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной.
На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования проблемы. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:
1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);
2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных;
3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.) [7, с. 58].
Предмет исследования – это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные его аспекты, которые являются предметом исследования. Иначе говоря, выбирается предмет исследования, в то же время формулируется и гипотеза о возможном пути решения проблемы, а также методы и формы проведения социологического исследования [4, с. 128].
Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия – необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи:
1. Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании.
2. Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций.
3. Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей [1, с.352].
Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом. Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.
Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами.
Формирование гипотезы – заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования – это научно обоснованное предположение о структуре социальной работе по трудоустройству в рамках вузовского содействия занятости выпускников или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез:
1. Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается.
2. Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число.
3. Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать, возможно, меньше гипотез, и их связь должна быть, возможно, более тесной.
4. При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов.
5. Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами [6, с. 263].
Гипотезы – это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез – это разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.
Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.
В программе должно быть четко указано:
1. Каков объект эмпирического исследования.
2. Является исследование сплошным или выборочным.
3. Если оно является выборочным, то есть, претендует ли оно на репрезентативность. Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности. Генеральная совокупность – это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Вторичная совокупность (выборка) – это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совокупность, называется её объемом (объемом выборки).
4. Исследователь обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени.
5. Что является основой выборки (список, картотека, карта)?
6. Какова единица наблюдения на последней ступени выборки [6, с. 265].
Важная часть методического раздела программы – обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться.
Заключительный этап эмпирического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций [7, с. 233].
Обработка данных включает в себя следующие компоненты:
1. Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.
2. Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. То есть необходимо провести обратную процедуру: перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.
3. Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют исследователю сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа используется большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В настоящее время для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки [2, с. 177].
Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.
Наряду с общими аспектами процедуры исследования в социальных науках каждому эмпирическому методу, также присущи определенные процедурные аспекты. В частности метод анализа документов, имеет ряд процедурных особенностей и других преимуществ по сравнению с другими методами:
1. Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих.
2. Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации:
а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдениями опросов;
б) часть этой информации устаревает;
в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться исследователем;
г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.
Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т. д. Одним из наиболее востребованных исследований является метод наблюдение. В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы [5, c. 190].
В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.
Кроме того, распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения исследователя с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д. [5, с. 194].
Метод опроса используется в ряде случаев:
1. Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.
2. Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.
3. Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.
4. В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.
Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных.
В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных. Так, если исследователь определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он использует два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ – анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информаций из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов будут отражать некоторые существенные черты социальной работы по трудоустройству в рамках вузовской системы занятости выпускников. Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических деятелей и т. д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т. д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и т. п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей исследования [7, с. 274].
При обработке и анализу данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так, ранжирование – это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг – это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг - объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок.
В целом, процедурные аспекты методики исследования социальной работы по трудоустройству в рамках вузовской системы содействия занятости выпускников требуют значительного, систематизированного, последовательного подхода, для того чтобы максимально достоверно получить результаты исследуемой проблемы. Это важная часть работы в данном направлении, так как результаты исследования напрямую влияют на дальнейшее изучение, понимание глубины, а также на решение изучаемой проблемы.
Литература:
Бутенко, И. А. Организация прикладного социологического исследования / И. А. Бутенко. - М., 2003. – 420 с.
Воронов Ю. П. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Ю. П. Воронов. - М., 2004. – 322 с.
Здравомыслов, А. Г. Методология и процедуры социологических исследований / А. Г. Здравомыслов. - М., 1969. – 205 с.
Мацковский, М. С., Ермакова, О. В. Методические вопросы переработки социологической информации. Проблемы обработки и автоматизированного поиска социологической информации. - М., 2007. – 254 с.
Михайлов, С. Эмпирическое социологическое исследование / С. Михайлов. - М., 2005. – 369 с.
Осипов, Г. В., Андреев, Э. П. Измерение в социологии / Г. В. Осипов, Э. П, Андреев. - М., 2010. – 355 с.
Ядов, В. А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы / В. А. Ядов. - М., 1972. – 253 с.