ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКОВ ФИЗИКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКОВ ФИЗИКИ

Филиппова А.Ю. 1
1ФГБОУ ВПО Петрозаводский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящей статье рассматривается интерактивная доска как средство формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды для ученика. Основное внимание автора обращено на использование интерактивной доски на уроках физики в ходе которых осуществляется взаимодействие учителя и ученика. В качестве рекомендаций автор приводит ряд технологических приемов использования доски на различных этапах урока физики. Выводы исследования свидетельствуют о необходимости поиска путей оптимизации учебного процесса на уроке с использованием интерактивной доски.

Введение

Одной из актуальнейших проблем школьного образования является его компьютеризация. Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь».

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают. На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет

В рамках существующей модели компетенции выпускника существенной проблемой является создание успешного ученика, успешного выпускника, свободной, творческой личности, духовно зрелой, физически и морально совершенной, способной к решению жизненных проблем, готовой к самооценке, самоусовершенствованию и самореализации.

Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения учащихся в школе.

Тема исследования была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс.

Таким образом, целью настоящего исследования сталотеоретически обосновать процесс использования интерактивной доски в процессе обучения учащихся основной школы на уроках физики и выявить методические особенности и условия его организации.

Для достижения поставленной цели необходимо определить возможные варианты использования интерактивной доски в обучении физики.

Материалы и методы исследования.

Использование в образовании электронных интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали. Важным свойством электронной интерактивной доски при подготовке урока является возможность размещать материал на нескольких страницах. Специализированное ПО, разработанное для интерактивных досок, позволяет легко и быстро составить план урока, подобрать и правильно расположить нужный материал. При этом преподаватель может использовать входящие в комплект поставки различные фоны и галерею ЦОР. На доске можно не только показывать статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т.е использовать электронную интерактивную доску как экран. Можно также скачивать из Интернета и показывать на большом экране опыты по различным предметам, воспроизведение которых в школьных условиях невозможно. При всех этих демонстрациях на интерактивной доске можно делать пометки цветными маркерами, выделяя наиболее важные фрагменты. Материал каждого урока со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.

Интерактивная доска как основной инструмент современных образовательных технологий – незаменимый помощник учителей в проведении уроков, семинаров, лекций и т.д. Это устройство объединяет в себе три инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор.

Рассмотрим применение доски на разных этапах уроков физики.

  1. Организационный момент.

На доске проецируются слайды презентации, сопровождающиеся звуковым оформлением (например – урок на тему «Работа и мощность электрического тока», видеоряд «Бытовое домашнее оборудование»). В начале урока создается мотивационная ситуация - основа для привлечения интереса к изучаемой теме. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса.

  1. Подготовка обучающихся к освоению новых знаний.

На этом этапе – формулируется тема урока. Учитель делает записи на доске, используя на панели инструментов кнопку «перо». Можно проявить фантазию, заказав цвет и толщину линии. Учитель рассуждает вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся в учебный процесс. Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока (например, используя прием кластеры). На доске можно легко изменять информацию, создавать новые связи (используются кнопки: «ластик», «многоцветное перо», «перо рисунка»).

  1. Изучение нового материала.

Во время изложения нового материала передвигаются объекты и надписи, добавляются комментарии к текстам, рисункам, выделяются ключевые области и добавляются цвета. Учитель может вносить свои изображения в меню «моя галерея». Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, карты зададут уроку бодрый темп. Возможно использование многочисленных функций интерактивной доски. Так нажатием кнопки «панель элементов» выбираем «прожектор» и заостряем внимание на определенном изображении или фрагменте целой картины. Примером может служить тема «Двигатель внутреннего сгорания». Рассказывая о циклах двигателя внутреннего сгорания, и используя «прожектор», сосредоточим внимание обучающихся на конкретном цикле. Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителю и ученикам сфокусироваться на отдельных аспектах темы. Управляя обсуждением, учитель может организовать работу учащихся в небольших группах.

  1. Обеспечение планируемого уровня знаний.

На этом этапе урока обучающиеся работают с изображениями, текстом, делают записи, комментируют их. Например, на уроке на тему «Реостат» обучающиеся, используя кнопку «указатель» из «моей галереи», переносят изображения реостатов на доску и описывают тот реостат, который используется в электрической схеме, делают записи и комментируют их.

При изучении темы «Реактивное движение» на интерактивной доске создается модель ракеты. Обучающиеся используют стандартный комплект, находящийся в базе данных доски. Затем основные части ракеты можно подписать, озвучивая их функции.

Можно выйти на «панель инструментов» и использовать «шторку», частично скрывая некоторые части рассматриваемого объекта или использовать «прожектор».

Интерактивная доска предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе. Делает занятия интересными и увлекательными для учителей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала, работают более творчески и становятся уверенными в себе.

  1. Этап контроля и первичного закрепления знаний. На этом этапе урока выявляются уровни овладения знаниями и способами действий.

Например, при повторении темы «Физические величины» на доске предлагается две таблицы, в которых даны физические величины, их обозначения и единицы измерения. Задание заключается в том, чтобы учащиеся соединили линиями величину, ее обозначение, единицы измерения в «СИ». Например, в задании «Физические прибор» ребятам на доске предлагаются разбросанные в рассыпную физические приборы, и облако, в котором будет всплывать название того или иного прибора. Задача учащихся заключается в том, чтоб правильно определить нужный предмет. В ходе отрицательного исхода в ответ они открывают слайд с надписью: «Ответ не верный! Попробуй еще раз!»

  1. Рефлексия.

Например, по центру доски - изображение солнца, под ним на расстоянии цветные окружности. Красный цвет – урок очень понравился, зеленый – понравился, синий - не понравился. Обучающимся предлагается нарисовать лучи вокруг солнца, используя перо того цвета, который соответствует их личной оценке урока.

Используя интерактивную доску, объекты можно копировать и вставлять, вырезать и удалять с экрана, выделять и перемещать по рабочему полю, а действия с объектами можно отменять или возвращать. Это позволяет активно использовать упражнения и задания такого типа как классификация или группировка объектов, соединение или заполнение пропусков, сортировка или упорядочивание. Ученики могут экспериментировать с заданием, передвигать объекты, отменять свои действия и пробовать снова.

Часто в школе мы встречаемся с тем, что в лаборатории нет нужного оборудования для демонстрации опыта на уроке. Тут на помощь приходят интернет и различные разработки для учителей с видео – сопровождением учебного материала.

Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а следовательно ребенок будет воспринимать предмет в другом ракурсе, в мировоззренческой позиции - "Мне это необходимо знать", "Это для меня очень важно".

Доска дает возможность использовать новые интерактивные средства обучения физики — электронные мультимедиа-учебники и программно-методические комплексы. Большой интерес представляют электронные учебники Кирилла и Мефодия по физике с 7 по 9 классы, насыщенные анимационными сюжетами, видеороликами, звуковым сопровождением, динамичными схемами, интерактивными картами, тестовыми заданиями. Популярны у школьников CD серии «Домашний репетитор. Физика» с комплектами виртуальных лабораторных работ. Имеющиеся материалы по форме представления можно разбить на четыре вида: демонстрационные, самостоятельные работы, практические работы, контрольные работы. Интерактивные проверочные задания помогают диагностировать знания обучающихся.

Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения. Использование мультимедийных учебников эффективно, так как: повышается плотность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций, растет уровень обучаемости, изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока. Но даже к этим учебникам нужно подходить творчески. Как показал опыт работы, большинство учебников предлагают материал фрагментарно. Поэтому возникает необходимость дополнить одну программу другой. Таким образом, учитель сам становится автором, он создаёт свою собственную программу.

В процессе использования мультимедиа - учебников выделяются следующие положительные стороны:

- учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий;

- создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения;

- создана возможность нелинейного перемещения по курсу (очень быстро можно найти нужный материал из любой темы в случае, если он забыт);

- демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.

Единая коллекция ЦОР активно использовалась мною на педагогической практике.

Доска предоставляет уникальные возможности для творчества: можно перемещать объекты, работать с цветом, использовать затемнение экрана для самоконтроля, подсветки для акцентирования внимания обучающихся на наиболее значимых объектах, лупы для увеличения отдельных деталей при изучении физического прибора. С помощью интерактивных маркеров можно отметить разным цветом изменения на графике зависимости определенного физического процесса. Так же учитель может заранее приготовить заготовку кроссворда, теста, задачи, а ученик у доски с помощью маркера решать предложенную задачу. Использую при этом волшебное перо, учитель может заранее в ячейках для ответа прописать правильное решение, после того как ученик запишет там свой вариант, волшебное перо исправит ошибки, которые будут иметься в решении. Программное обеспечение дает возможность рисовать самим или использовать готовые фигуры, создавать схемы, таблицы. Ученики воспроизводят с помощью маркеров или линий процессы в природе физики.

Выполнение практических работ занимает определенную часть уроков физики. Образовательные интерактивные работы позволяют учащимся проводить виртуальные эксперименты по физике, как в трехмерном пространстве, так и в двухмерном.

Вывод.

Успех урока, конечно, не зависит от новых технологий и оборудования, которое использует учитель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Но в некоторых случаях интерактивная доска оптимизирует учебный процесс на уроке и эффективность работы с ней во многом зависит от того, как учитель применяет ее те или иные возможности.

Литература.

  1. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart- доски в процессе обучения //Учитель. – 2007. - №4. – с. 8-10.

  2. Голодов Е. А. Интерактивная доска в школе / Е. А. Голодов, И. В. Гроцкая, В. Е. Бельченко . – М.: Учитель, 2001.

  3. Горюнова М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе (+ CD-ROM) /М. А. Горюнова, Т. В. Семенова, М. Н. Солоневичева . – БХВ-Петербург, 2010.

  4. Калитин С. В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах: учеб. пособие для студ. пед. уч. заведений / С. В. Калитин. – М.: Солон-Пресс, 2000.

  5. Пуйман, С. А. Педагогика современной школы / С. А. Пуйман. – М.: ТетраСистемс, 2011.

  6. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841.

 

Просмотров работы: 5583