Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.
Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является ранний детский аутизм (далее – РДА) – одно из самых загадочных и недостаточно изученных явлений в системе отечественного специального образования.
Проблемами изучения РДА занимались многие ученые, как за рубежом, так и в России. Большой вклад в раскрытие представлений о патогенетических механизмах РДА внесли К.Гилберг и Т.Питерс, Тэмпл Грэндин, В.В. Ткачева, О.С. Никольская, В.В. Лебединский, К.С.Лебединская и другие ученые.
Тэмпл Грэндин отмечает, что аутизм – это дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, что заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.
Никольская О.С. трактует аутизм как особое нарушение психического развития ребенка, при котором тяжело поражается возможность его социального взаимодействия с другими людьми и вся система коммуникации с ними.
Зарубежные авторы Франческа Аппе, Брюс Бейкер, Тео Питерс и Тэмпл Грэндин подчеркивают, что жизненное пространство аутичного ребенка резко ограничено из-за замкнутости и отрешённости в сфере общения, отрыва от реальности и отсутствия потребности в нем. Дети словно пребывают в параллельном мире, не доступном для восприятия окружающих. Вследствие этих особенностей дети с РДА по сравнению с другими детьми с ограниченными возможностями здоровья испытывают больше трудностей в процессе социализации.
Выходом из ситуации, по мнению Е.А. Янушко, является смысловое структурирование жизни аутичного ребенка и создание для него адекватно организованной среды, что будет способствовать пониманию им окружающей жизни, формированию отношения и стиля поведения ребенка в новых для него местах. Однако в настоящее время публикаций, посвященных этому вопросу крайне мало.
В связи с этим возникает проблема: как организовать процесс смыслового структурирования жизни дошкольника с РДА для его социализации. Ею решению посвящена практическая часть исследования.
Сотрудничество с РЦ «Наставник» г.Рыбинска позволило нам найти ребенка, не охваченного дошкольным образованием, для проведения коррекционно-развивающих занятий в домашних условиях. В сфере социальных услуг домашнее визитирование осуществляется с целью оказания социальной поддержки семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, но мы рассматриваем его как форму оказания образовательных услуг семье. В связи с этим мы обозначили цель домашнего визирования - способствовать социализации ребенка с РДА путем смыслового структурирования его жизни.
На 1 этапе осуществлялось знакомство с семьей («вхождение в жизненное пространство ребёнка»).
Первые представления о семье сложились в ходе беседы с учителем-дефектологом РЦ «Наставник» г.Рыбинска и первого визита в семью ребенка.
Заметим, что способность к коммуникации и установлению социальных связей у детей с аутизмом нарушается в зависимости от тяжести самого аутизма и от социальных условий, в которых они воспитываются. Большинство аутистов на коммуникативную инициативу взрослого, особенно незнакомого, реагируют неадекватно. Учитывая данные факты, при первом визите в семью мы не планировали проводить целенаправленной работы с ребенком, чтобы через наблюдение увидеть его особенности и дать ему возможность привыкнуть к новым людям в его пространстве. Целью первого визитав семью планировалось проведение беседы с мамой для выявления привычек, потребностей ребенка и условий его воспитания. Но наши впечатления от знакомства с семьей превзошли ожидания.
В ходе первого визита мы установили, что Паше 6 лет, воспитывается в неполной семье. Паша сам встретил нас и, не боясь, сразу стал играть и следовал инструкциям, но отмечалась некоторая отгороженность и при телесных прикосновениях, ребенок отталкивал наши руки от себя. Павлику как и многим детям с РДА, характерно непонимание эмоций и ощущений других людей, проявляются вспышки агрессии и гиперактивность. Он с трудом переносит взгляд глаза в глаза и избегает различных телесных контактов. У ребенка присутствует аутостимуляция, которая проявляется в раскачивании, катании по полу и мычании. В речи наблюдается нарушение коммуникативной функции, в большинстве случаев речь недостаточно связана с ситуацией и окружением, отмечаются эхолалии. Паша увлечен техникой и электричеством. В отличие от других детей с РДА, мальчик достаточно социализирован и может принимать чужих людей и вступать с ними в диалог. Интеллект ребенка сохранен, но отмечается задержка психического развития.
Мама ребенка хорошо знает особенности его поведения и сущность РДА, интересуется возможностями ребенка и направляет все усилия для его социализации.
Итак, первый визит в семью показал, что ребенок нас принял, а значит, мы смогли найти подход к его «маленькой стране».
На 2 этапе осуществлялось создание эмоционального психологического комфорта и установление доверительных отношений с ребенком («вхождение в маленькую страну ребенка»).
Следующим шагом стало проведение коррекционно-развивающих занятий по теме «Транспорт», в ходе которых мы больше понимали особенности и потребности ребенка и искали пути расширения его «маленькой страны».
Высокая мотивация мамы к проведению визитирования способствовала тому, что в семье нас ждали, и каждый визит ребёнок сам встречал нас. Мы научили Пашу здороваться и прощаться за руку, обращаясь к каждому из нас. С каждым занятием мы учились управлять его поведением и удерживать внимание, что было самым трудным. Если вначале мальчик не мог долгое время усидеть на месте, начинал прыгать и бегать по комнате, то затем уже мог концентрировать свое внимание, более чем 10-20 минут. Этому способствовало чередование различных видов деятельности, включение физкультминуток и пальчиковых игр, широкое использование наглядных средств и художественного слова, а также ориентация на интересы ребенка. Постепенно мальчик стал доверять нам, т.к. начал допускать телесное прикосновение, поглаживание, позволял себя брать за руку, и даже сам проявлял инициативу к телесному общению. Этому способствовало совместное выполнение различных заданий, проведение танцевальных игр и физкультминуток. Неожиданным и приятным для нас было желание ребенка угощать нас его любимыми сладостями.
Заключительной встречей на данном этапе стало проведение домашнего новогоднего праздника, который стал ярким событием для ребенка.
Итак, за 2 месяца мы смогли создать эмоциональный психологический комфорт для ребенка, и он впустил нас в свою «маленькую страну».
На 3 этапе осуществлялось расширение жизненного пространства аутичного ребенка, формирование отношения и стиля поведения ребенка в новых для него местах («расширение маленькой страны ребенка»).
На данном этапе работа проводилась в двух направлениях.
Во-первых, для тренировки в восприятии нового мы организовали экскурсию семьи в «Живой музей» Л. Куракина и пригласили ее на семейный спортивный праздник «Зимние забавы».
Зная, что анималотерапия помогает в социализации детей с РДА, мы провели экскурсию в «Живой музей» Л. Куракина.
Паша, увидев разных животных, стал бессмысленно метаться по залу и хватать всех животных, не понимая, что они живые. Дав выйти излишней энергии, мы взяли ребенка за руку и подходили к каждому объекту, показывая, как нужно обращаться с ним, акцентируя внимание на тех ощущениях, которые возникают у животного или птицы. Постепенно ребенок успокаивался и начинал адекватно реагировать на общение с живыми существами. А игры в детской комнате после посещения музея показали, что мальчик может играть рядом с другими детьми.
С той же целью был проведен семейный спортивный праздник «Зимние забавы», в котором семья Паши принимала участие вместе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Паша с интересом выполнял игровые задания вместе с мамой, но в ходе забав допускал в свое пространство чужих для него людей и мог играть рядом с другими детьми, не вступая в вербальное общение.
Экскурсия и праздник предоставили Паше дополнительную возможность для тренировки и формирования отношения и стиля поведения в новых для него местах.
Во-вторых, учитывая потенциальные возможности мальчика, мы спланировали проведение серии занятий по подготовке ребенка к посещению общественных местдля успешной его социализации. Первым объектом был выбран магазин, как самое часто посещаемое семьей место.
В ходе анализа публикаций Е.А. Янушко мы выяснили, что поход в магазин может быть очень стрессовым опытом для детей с РДА, т.к. им трудно обрабатывать различные ощущения, с которыми все люди ежедневно сталкиваются в своем окружении, ведь дети гипо- либо гипер- чувствительные к сенсорным стимулам. Более того у ребенка с РДА отмечается недостаток понимания, поскольку он не всегда видит конечную цель посещения магазина, а вторжение в личное пространство, вызывает страх ребенка-аутиста.
Покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается "на вражеской территории", зачастую остро ощущая враждебность окружающего мира. Поэтому во избежание дополнительных стрессов, мы тщательно планировали постепенное освоение пространства вокруг, через избавление от страхов и накопление ребенком позитивного опыта.
Подготовке к посещению магазина было посвящено 4 занятия. Мы придерживались двух основных правил: осваивать пространство постепенно, поэтому был выбран ближний магазин, и готовиться к посещению заранее, обсуждая, куда собираемся пойти, что нас там ждет.
На первом и втором занятиях мы закрепляли названия отделов продуктового магазина и его товаров.
В ходе дидактической игры «Угадай, откуда?», Паша ловко называл названия продуктов. Для усложнения задания мы просили ребенка не просто называть товар, а говорить словосочетания. Например, вкусное масло, свежий сыр, что было для него достаточно трудно. Игра показала, что названия отделов Паша не знает, поэтому мы стимулировали его к многократному их повторению.
Самой интересной для Паши стала игра «Скажи, что в руках?», в которой он по запаху и вкусу отгадывал продукты, что помогло подготовить ребенка к одновременному восприятию запахов в магазине.
Третье занятие было посвящено проигрыванию похода в продуктовый магазин. Достижению цели помешал приход мамы, после которого мальчик начал сильно раскачиваться, сидя на коленках на полу, что является признаком аутостимуляции. Любые попытки, предпринимаемые нами, никак не могли успокоить ребенка. Затем Павлик стал отгораживать себя кубиками, закрываясь от нас. Но мы во время спросили Пашу, возьмет ли он нас к себе в домик, и от неожиданного вопроса ребенок ответил «да», взяв нас в свой круг. Это помогло вступить в диалог с ребенком.
Не смотря на то, что структура занятия была нарушена, нам все же удалось перейти к проигрыванию похода в магазин. В комнате ребенка мы смоделировали приближенную к жизни ситуацию, оборудовав разные отделы с использованием иллюстраций, которые были знакомы мальчику с предыдущего занятия. На полках были разложены некоторые продукты в соответствии с названием отделов. В качестве визуальной поддержки мы использовали список покупок, который составили вместе с ребенком. Именно он в дальнейшем помог Паше не отвлекаться от цели визита в магазин и купить необходимые продукты. Для осознания цели похода в магазин, мы предложили Паше отдать купленные продукты маме, чтобы она испекла нам сосиски в тесте, которые мы заранее купили сами.
Наблюдая за мамой на протяжении многих занятий, мы заметили, что она заинтересована в успехах ребенка, но не исключаем того, что она может применять физическое и моральное наказание по отношению к ребенку. В ее присутствии мальчик изменяет свою манеру поведения и становится неуправляемым, что и помешало проведению занятия, но цель была достигнута.
Четвертое занятие было также посвящено проигрыванию похода в продуктовый магазин и спланировано по той же схеме.
На пятом занятии мы спланировали посещение магазина, в котором чаще всего приобретала продукты семья, но привычный режим занятий был нарушен приходом бабушки. После встречи с ней Паша не слушал наши инструкции, бегал по комнате и кричал. Никакие воздействия не приносили результат. В этом случае мы дали ребенку выплеснуть накопленную энергию, и только после того как мальчик сам перестал кричать, мы постепенно, поглаживая ребенка по плечу, начали разговор с ним.
Вначале мы рассказали Павлику социальную историю о посещении магазина, рассмотрели иллюстрации, которые помогли закрепить разные этапы и конечную цель события. Важной стратегией являлось совместное с мамой составление списка продуктов, традиционно покупаемых в семье.
В магазине Паша начал правильно выполнять последовательность действий и в течение 7 минут уверенно выбирал все продукты по списку. Причем он сам показывал нам отделы, в которых их нужно покупать. Мы закрепляли их названия. Но появление в магазине мамы, изменило поведение ребенка. Он бегал, кричал, бросал в корзину лишние продукты. Мы не смогли повлиять на Пашу, но стоило обратиться к нему строгим тоном, мальчик постепенно начал успокаиваться и по указанию стал проверять покупки согласно списку.
Посещение магазина вызвало сильный эмоциональный стресс у ребенка, поэтому после прихода домой, он, используя аутостимуляцию, успокаивал себя.
Одной из стратегий является вознаграждение, которое ребенок должен получить, как можно скорее после события, чтобы у него возникла ассоциация между походом в магазин и наградой. В данном случае это была похвала от мамы, что выступило стимулом для мальчика.
По итогам занятия мы отмечаем следующие успехи ребенка:
выбрал покупки согласно составленному списку;
обратился с вопросом к покупателям;
сам выложил продукты из корзины кассиру;
сложил продукты в пакет и донес их до квартиры;
разобрал купленные продукты, придя домой;
при предложениях помощи проявлял самостоятельность, отвечая «сам».
Таким образом, постепенно происходит формирование отношения и стиля поведения ребенка в новых для него местах. Опыт показывает, что правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка, расширив границы его «маленькой страны».