Введение Средства массовой коммуникации сегодня представляют систему неформального образования и весьма существенно влияют на усвоение людьми социальных норм, на формирование ценностной ориентации личности. В условиях современной России, от среднего профессионального образования требуется развитие индивидуальности каждого студента, подготовка специалиста, понимающего социальную значимость своей будущей профессии, проявляющего к ней устойчивый интерес, умеющего самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития. Строительное производство тесно связано с окружающей средой. Согласно Закону «Об экологической экспертизе» заказчик представляет на экологическую экспертизу «материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности» для любого проекта. Экологическая экспертиза является одним из жизненно-важных способов выявления влияния любых аспектов человеческой деятельности на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду. Она предусматривает тем самым реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В свете всё возрастающего информационного обмена, по данным исследователей в сфере компьютерных технологий и маркетинга, исчисляющегося петабайтами в сутки, становится очевидной роль средств медиа, как трудно контролируемого, легко переходящего в стихийный способ образования, который всё чаще определяют термином «медиаобразование». Представляется, что задачей современного педагога становятся усилия по снижению уровня приносимого наполненной опасным содержимым информации и придания медиаобразованию формы и содержания соответствующих задачам педагогики. Современные потоки медиаинформации можно разделить по многим признакам. Давно прошли времена обычных «спроса и предложений». Не может не вызывать тревогу сегмент медиаобразования агрессивно обучающий «правильно» распоряжаться своим досугом, средствами, эмоциями, а по сути служащий инструментом навязывания и сбыта, возможностей, товаров и услуг. Опасность этого инструмента в его возможности формировать у «обучаемых» вкус, взгляды на жизнь, цели и задачи в угоду и соответствии с необходимостью реализации продукции, зачастую игнорируя моральные общечеловеческие правила и нормы. Очевидно, что запрет этих и любых других проявлений человеческой деятельности не входит в задачу педагога, а любой учитель в первую очередь педагог. И поэтому я вижу свою задачу в том, чтобы показать возможности, привить вкус к действительным, реальным, а не мнимым ценностямь. И медиасредства нужно и можно использовать в качестве дополнительного медиаобразования. К счастью змеиным ядом можно не только убивать, но и лечить.
В связи с этим, разработка проблемы формирования ценностно – смысловых, экологических и профессиональных установок в рамках дополнительного медиаобразования в клубе «Эколог» рассматривается в качестве важнейшего приоритета моей педагогической деятельности через эколого – ориентированную практическую направленность в работе со студентами.
Объект исследования. Ценностно – смысловые установки студентов в рамках дополнительного медиаобразования в клубе «Эколог».
База исследования. Таганрогский Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Донской строительный колледж».
Цель исследования – процесс формирования у студентов – будущих техников строителей ценностно – смысловых экологических и профессиональных установок в рамках дополнительного медиаобразования в клубе «Эколог».
Этапы исследования. Анализ выработки ценностно – смысловой установки в экологическом образовании у студентов через последовательное выполнение и реализацию реальных исследований и проектов. Созидательная медиаактивность, благодаря внешним и внутренним усилиям личности, раскрывается в медиадеятельности и медиатворчестве. Этот процесс не происходит сам собой, нужна мотивация, которая подтолкнет студента перейти от потребительской медиаактивности к системной деятельности. Условия для слияния медиадеятельности и ценностно – смысловых экологических и профессиональных установок созданы в рамках дополнительного медиаобразования в клубе «Эколог». Создание и презентация проектов требует медиасопровождения, различные формы медиаактивности (поиск, получение, потребление, производство и распространение информации).
В современном строительстве наряду с урбанизацией и эстетикой возникают серьёзные экологические проблемы. Медиасредства проникли во все формы жизни современного общества. С их помощью наметилась, возможность перевода образовательного процесса на более качественный уровень, как инструмента самообразования. Основным направлением использования медиаобразования, бесспорно, является изучение и применение мультимедийных средств обучения для практических реализаций идей и использования их в презентационных целях. Сущность медиаобразованиея состоит ещё и в том, что оно невозможно без понимания и восприятия произведений искусства, а в нашем конкретном случае памятников архитектуры и ландшафтного искусства. Конечно медиасредства могут быть использованы как в образовательных так и развлекательных целях. Различие между выбранными путями только в наличии и постановке вопросов, степени их сложности, поиске ответов на них. Степени удовлетворённости личности найденными ответами, рефлексии и анализе своих и чужих мыслей. Не следует, однако, упускать из вида какие именно формы медиасредств набирают всё большую популярность а вместе с ней и развитие в современном мире. Вероятно, наиболее привлекательными средствами самообразования становятся интерактивные способы коммуникации.
Основными задачами преподавателя при обучении с применением интерактивных медиасредств является показать необходимость критического отношения студентов к получаемой информации, развитие у них субъективного мышления, понимания актуальности своего обучения и выполняемых исследований, умение мотивировать свои действия, противостояние рекламному навязыванию и манипулированию со стороны СМИ, научить беглому вербальному общению, поскольку в среде молодёжи всё чаще популяризируется невербальный (животный) мимический диалог, умение находить семантическое ядро поступающей информации и применению ее в практической деятельности. Привить ощущение успешности и удовлетворённости от решения поставленных задач.
От решения этих задач зависит становление учащегося как творческой личности или превращение его в унылого гелертера. При этом нельзя забывать о важности обратной связи, поскольку только эта форма отношений и контроля в системе учитель – ученик позволяет осуществлять передачу информации о ходе обучения, давая возможность корректировать учебно-воспитательный процесс.
Кроме Интернета, по определению являющегося медиасредством с самыми широкими возможностями «живого» медиаобщения, телевидение тоже эволюционирует по этому пути. Начиная от слабых попыток внедрения и не ставших популярными, новостных предложений – телетекста, до слияния телеприёмников с интернетом путём установки на них передатчиков сигналов по схеме wi-fi. В результате у зрителя появляется возможность заказывать интересующие его аудио и видио продукцию. Тем не менее, интернетзанимает всё более лидирующую позицию в сфере медиаобразования и медиаразвлечений. В связи, с чем последнее время уделяется повышенное внимание исследователей вопросам использования интернета как средства массовой коммуникации. Однако доступность получения информации не гарантирует качества образования ввиду отсутствия самых важных компонентов образовательного процесса, системы и специализации. И роль учителя в этом вопросе не оспорима. Поскольку поступление в учебное заведение и конкретно в наш колледж зачастую обусловлено совершенно другими причинами, нежели приобретение специальности техника строителя. Помочь подростку получить цель и удовлетворение от осознания в дальнейшем правильности, не обязательно осознанного выбора, задача педагога и учителя. Настойчиво прививая ощущение причастности к происходящим изменениям в своём родном дворе, районе, городе, в крае и во всей своей стране, создавая мотивацию изучения экологических проблем через выполнение реальных проектов и участия в различных конкурсах. В нашем коллективе в течении многих лет последовательно проводится приобщение студентов к решению экологических проблем города. Это происходит путём участия в мероприятиях по озеленению проблемных районов города, создания реальных проектов, с последующим их воплощением. В клубе «Эколог», руководителем которого я являюсь, студенты занимаются решением экологических проблем в работах в различных направлениях. Каждый студент выбирает работу в зависимости от своих способностей и склонности, конечно в этом ему помогает учитель, но все - таки окончательное решение остается за студентом. В этом году юные члены клуба приняли участие в нескольких экологических проектах. Среди них участие в VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2014», с проектом по ландшафтно-визуальному исследованию и восприятию исторического архитектурного наследия в городе Таганроге по улице Греческой. Этот форум проводится Академией Естествознания в целях увеличения объема и расширения сферы учебно-исследовательской, научно – исследовательской и инновационной деятельности студентов. Так же студенты клуба «Эколог» приняли участие во Всероссийском конкурсе социальной рекламы, учредителем которого выступила президент Молодёжного союза экономистов и финансистов РФ Лупанина О. В. г. Москва. Целью этого конкурса провозглашено воспитание нравственности, гражданской ответственности молодёжи, через организацию продуктивного обмена знаниями, опытом, креативными идеями в области социальной рекламы, пропаганды гуманистических, общественно значимых ценностей. Конкурсная работа была представлена в номинации «экология». Был представлен плакат в электронной форме (цифровой носитель CD в формате JPEG/TIF) и твёрдой копии (плакат форматом А4, выполненный акварелью). В клубе «Эколог» проведён мониторинг состояния Таганрогского залива и реки Миус. Усилиями увлечённых вебдизайном студентов была создана страницы клуба «Эколог» на сайте колледжа. Несколько студентов являются внештатными корреспондентами экологического раздела студенческой газеты «Лампочка».
Не упускается из внимания и вопрос обучения навыкам работы с медиа средствами, ведется интерактивный опрос с обработкой информации. Это трудоемкое дело, и процесс еще не завершен.
Значение термина «медиакомпетентность» определяется в энциклопедическом словаре как «интегративное качество личности, проявляющееся в готовности к выбору, использованию, критическому анализу, оцениванию, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме.». [1, 2011] Вероятно, воспитание физически и культурно развитой личности возможно только посредством всех доступных для педагога средств и методов. Медиасредсва, как наиболее доступные на сегодняшний день возможности самообразования, требуют особенного пристального внимания и использования учителем. Рост популярности мобильных устройств ведёт к выравниванию уровеня контактного показателя медиакомпетентности личности в сторону его увеличения, чем усугубляет проблему спонтанного медиаобразования. Изучению данного вопроса уделяют огромное внимание различные политические силы и торговые организации, проводящие серьёзные маркетинговые и консалтинговые исследования, с применением самых передовых информационных технологий. И можно предположить, что их усилия направлены отнюдь не на улучшение человеческих качеств. К примеру производители и распространители компьютерных игр упорно пытаются доказать что проблема надумана, вопреки накопившимся медицинским фактам. ф
Хочется верить, что большинство ещё считает мудростью мысли Белинского «Будем сапожниками, будем бухгалтерами, будем директорами, но будем ли людьми — вот вопрос!». Принимая во внимание, что мотивация образования формируется в результате воспитательных процессов
Выявить степень медиаграмотности и медиакомпетентности студента необходимо для своевременной корректировки образовательного процесса, возможностями для этого представляются опросы и тестовые задания.
Необходимо определить цели использования молодыми людьми медиасредств ( досуг, образование, работа). Вероятно нужно принимать во внимание гендерную составляющую проблемы. В случае использования медиасредств только как развлечения, необходимо выяснить качество досуга ( киноискусство, литература, общение с близкими и в социальных сетях, медиаигры), выявить степень рекреативности индивидуума. Нужно понимать что использование медиа может быть относительно бесцельным, для того чтобы просто посмотреть что из этого получится. Помощь студенту в понимании и постановке цели, мотивации использования доступной информации, выработке вкуса и умения правильного выбора, обогащение знанием о мире и о себе, для учителя это должно быть одной из первых и важнейших задач.
Представляется, что в развитии мотивации, как движущей силы важно использование медиасредств в составлении планов, путём сравнения старых и новых знаний. Установление обратной связи с помощью повторения учащимся формулировки вопроса, имеет постановка вопроса о рефлексии на тему актуальности цели, ведь можно жить и в «процессе», без долгосрочной цели, удовлетворяя текущие потребности.
Нравится это кому-то или нет, но всем нам приходится привыкать к новой ситуации, когда общение с печатными текстами сменяется широким спектром контактов с медиатекстами, преимущественно аудиовизуальными, экранными…
Однако изменение типа медийных контактов не снимает проблему развития критического мышления и компетентности учащихся по отношению к медиатекстам различных видов и жанров.
Всё вокруг пронизано стремлением к преувеличениям. Гонка вооружений. Гонка за космос. За мировые рекорды во всём. Всю ночь на танцхолле Тема затрагивает и отдельного индивидуума. Горы мышц и манекенщицы умирающие от анорексии. Но кроме сферы человеческих отношений эти вопросы поднимают и экологические проблемы. Развитие идёт по определённым законам и данные проблемы сопутствуют жизни техногенного общества. Однако хочется верить в правильность мнения исследователей считающих, что передовые страны и общества вступают в эпоху информационного общества. как началу постиндустриальной цивилизации.
Основные выводы. В результате проводимого исследования выявлена медиаактивность молодых людей, приходящих в колледж. Прослежено изменение мировоззрения студентов по отношению к природе и экологическим проблемам по мере обучения и как поиск информации из простой медиаактивности перерастает в осмысленную медиадеятельность, с расчетом получить конечный продукт, достичь намеченной, вполне определённой цели.
Опасно чрезмерное производство, впрочем, как и чрезмерное потребление. Вероятно, что именно поэтому в научном мире, как в среде людей, по меньшей мере, не глупых, принят определённый регламент, в том числе и для доклада. Спасибо за внимание.
Список литературы
А.А. Бодалева. Психология общения. Энциклопедический словарь - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г. http://vocabulary.ru/dictionary/1095/symbol/204 24.01.2014