КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Хлопков А.Ю. 1, Зея М.М. 1
1Московский физико-технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Теоретически наиболее выгодным с экономической точки зрения доставки грузов и пассажиров в космос является реализация уже в недалеком будущем русской идеи «Космический Лифт». Самой идее космического лифта почти сто двадцать лет. В 1895 году основатель космонавтики Константин Эдуардович Циолковский в одной из своих статей описал гигантское сооружение с тросом, протянутым к «Небесному дворцу» [1]. Туда надо было подниматься на лифте, чтобы потом лететь дальше в космос.

Эту идею развил в фантастическом романе «Фонтаны рая» Артур Кларк [2]. Современный проект «Космический Лифт» (автор проекта Сатоми Катсуяма) состоит из специального противовеса, находящегося на высоте около ста тысяч километров, скинутого на Землю троса (своеобразный монорельс, который в натянутом состоянии соединит планету и противовес в жесткую систему). По канату поедет в небо подъемник  своего рода лифт.

Современный проект и концептуальная схема космического лифта

Причем большую часть пути подъемник будет подниматься за счет центробежной силы вращения Земли, и никакой энергии тратить не придется. Выше 36 тысяч километров челнок сам покатится к станции. Центр тяжести этой системы все время будет оставаться на геосинхронной орбите, так что вся конструкция будет двигаться вместе с Землей. Трос будет создан из углеродных нанотрубок, которые в 100 раз прочнее стали и в сотни раз легче [3-6]. С помощью электродвигателя небольшая кабина, рассчитанная на 30 человек, будет подниматься со скоростью 200 километров в час. На высоте 36 тысяч километров расположится орбитальная станция, станет конечным пунктом для космических туристов. А научные специалисты или астронавты смогут продолжать двигаться дальше. Не исключено, что позже трос будет доведен и до самой Луны [7].

Предположительно, лифт может стоить $ 12 млрд, а одно из возможных мест расположения стартовой платформы лифта  в Тихом океане недалеко от Эквадора. Этот район экватора находится за сотни километров от маршрутов коммерческих авиарейсов. Кроме того, известно, что ураганы никогда не пересекают экватор и здесь почти не бывает молний. Работа выполнена при поддержке РФФИ (Грант № 14-07-00564-а).

Список литературы

  1. Циолковский К. Э. Исследование мировых пространств 1911-1912 гг. // Собр. соч., - М.: Изд. АН СССР, 1954.

  2. Кларк Артур Фонтаны Рая. - М.: И.Л., 1967.

  3. Вяткин А. В., Хлопков Ю.И. Космический лифт // Труды 55-ой научной конференции МФТИ «Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук». — Жуковский, 2012. — с. 30-32.

  4. Хлопков Ю.И., Вяткин А.В., Хлопков А.Ю., Зея Мьо Мьинт Проблемы создания космического лифта // Materials digest of LI International Research and Practice Conference “Physical, Mathematical and Chemical Sciences: Theoretical Trends and Applied Studies”, — London: IASHE, 2013. — P. 38-41.

  5. Вяткин А.В., Зея Мьо Мьинт, Хлопков Ю.И. Ключевая проблема проекта «Космический лифт» - трос // Труды 56-й научной конференции МФТИ «Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук». - Жуковский, 2013. с. 31-33.

  6. Нуралиева А.Б. О динамике троса космического лифта // Дис. канд. физ-мат. наук, ИПМ, Москва, 2012.

  7. Хлопков Ю.И., Чернышев С.Л., Зея Мьо Мьинт, Хлопков А.Ю. Введение в специальность II. Высокоскоростные летательные аппараты.– М.: МФТИ, 2013. – 192 с.

Просмотров работы: 1032