РОССИЯ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОССИЯ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Астапеева Е.В. 1, Бадалян А.А. 1
1ГБОУ СПО Краснодарский краевой базовый медицинский колледж MЗ КК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время человеческая цивилизация находится на стадии процесса глобализации, являющегося основным процессом последних 500 лет истории человечества. Глобализация происходит во всех сферах: «ментальной» или культурно-идеологической, государственного строительства, экономике, информационно-коммуникационной, этнической.

Российская история представлена непрерывной сменой периодов поддержки глобализации и изоляционизма. Процесс поддержки глобализации прошел несколько стадий, первая среди которых началась в начале XVIII века и связана с приходом к власти Петра I, завершилась с его смертью. Вторая началась в последней трети XVIII с приходом к власти Екатерины II и закончилась после победы России в Отечественной войне 1812 года. Третья датируется периодом с 60-х годов XIX столетия вошла в четвертую стадию поддержки века до 1917 года. На данный момент Россия вошла в четвертую стадию поддержки глобализации, которая формально началась в 1991 году.

Процесс изоляционизма в России предществовал глобализации. Первая стадия изоляции России началась до петровских преобразований и закончилась в последней трети XVII века. Вторая приходится на послепетровский период XVIII столетия, а третья связана с николаевскими контрреформами XIX века. Четвертая стадия изоляционизма самая длительная, связана с периодом функционирования советской власти и коммунистической идеологии в России (1917-1991).

Будущее развитие РФ зависит от того, насколько и как эффективно Россия сможет принять участие в процессе глобализации, который ведет к образованию единой планетарной цивилизации. По мнению ряда исследователей нынешняя стадия поддержки глобализации продолжится до 2015-2025 годов и является для РФ временем для самоопределения и выбора ею пути дальнейшего развития.

Единственной формой глобализации, которую Россия целенаправленно поддерживала и проводила на протяжении всей своей истории, являлась территориальная глобализация. Освоение новых территорий и государственная централизация продолжались вплоть до 1991 года. Также с участием России шло формирование межгосударственных союзов: от Священного союза, фактическим вдохновителем которого был Александр I до Совета Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского договора. Идеи же славянского братства не могли преодолеть существующие разногласия между балканскими народами, а социалистическая идеология не изменила традиционную ориентацию стран Центральной Европы на своих западных соседей.

Проблемной для России всегда оставалась информационно-коммуникативный аспект глобализации. Огромные неосвоенные территории стали проблемой доведения управляющих команд в регионы в приемлемые сроки. Способы, которыми российская государственность пыталась разрешить данную проблему, - строительство транспортных магистралей и расширение бюрократического аппарата на местах — не смогли ликвидировать главное препятствие. Любая информация устаревала быстрее, чем успевала дойти до исполнителей. Обратный процесс сбора информации о положении дел на местах и доведения ее до Центра занимал такое же длительное время. Вплоть до настоящего времени Россия не предпринимает мероприятий должного уровня для улучшения положения дел в данной области.

На фоне глобальных рынков российская экономическая жизнь ежедневно демонстрирует политику «разделяй и властвуй». В РФ нет ни одной компании, которая сегодня могла бы претендовать на статус сверхкорпорации (субъекта негосударственного типа). Такие гиганты российской экономики, как ГАЗПРОМ или РАО ЕЭС, Минатом, являются не столько экономическими субъектами, сколько инструментами для политических игр глобальных группировок. У этих компаний нет как таковой собственной политики и собственной глобальной стратегии.

Этническая глобализация в истории России представлена двумя основными тенденциями. Первая представляет собой формирование славянско-тюркской общности как основы российского этноса, что подробно описано в работах Л.Н.Гумилева. Другая тенденция — этнический национализм народов России, - которую нужно отнести к антиглобализации. Искусственное нагнетание националистических настроений среди «славянских» и «тюркских» этнических групп является инструментом тех, кто осознанно стремится не допустить превращение России в одного из лидеров глобализации.

В итоге, напрашивается вывод, что Россия как историческая общность и государство объективно участвует в процессах глобализации, но субъективно к этому процессу не готова., что не позволяет ей занять достойное место среди лидеров.

Главным препятствием на пути вступления России в ряды лидеров глобализации можно назвать неконструктивную позицию «Мирового правительства». Оно искусственно ограничило число стран, которые могут в качестве лидеров участвовать в глобализационных процессах. По мнению многих идеологов «Нового Мирового Порядка», РФ не должна войти в число этих лидеров и рассматривается ими лишь как источник сырьевых ресурсов.

Для исправления создавшегося положения вокруг позиции «Мирового правительства» по отношению к России, нужно активно внедрять российских представителей во все международные организации. Основной субъективной задачей стратегии «глобализационного лидерства» РФ является существенная корректировка целей и средств глобализации.

Россия должна выработать свою военную доктрину в связи с реализацией стратегии «глобализационного лидерства» и определиться, в какую континентальную территориальную структуру должна войти. Наиболее оптимальным вариантом для нашей страны является стратегия не вхождения России ни в один из блоков в качестве участника, но являться критическим фактором поддержки для лидера каждого блока. Таким образом РФ выстраивает свою политику, маневрируя между основными центрами силы мира и становясь незаменимым союзником тем странам, которые лидируют в блоках. Без поддержки России лидерство этих стран может быть поставлено под сомнение с о стороны других участников блока.

К примеру, у Европейской континентальной территориальной структуры существует два варианта: самостоятельное развитие с лидерством Германии или вхождение в Атлантический блок, где лидером являются США. Согласно второму варианту, США могут сделать Великобританию проводником своих интересов в Европе. Ключевым элементом для РФ являются отношения с Германией. В том случае, если Россия поможет Германии стать лидером Европейского блока, Германия будет заинтересована в сохранении РФ в качестве союзника.

В рамках формирования Тихоокеанского блока у России есть возможность выбора между Японией и Китаем. Есть возможность предполагать, что союз с Китаем несет РФ потенциальную угрозу. Количественный состав населения России существенно уступает Китаю, причем китайцы практически не ассимилируются в культурно-этническом плане, что создает угрозу возможности вытеснения «российского» этноса на всей территории Дальнего Востока и Восточной Сибири китайцами. А японцы в отличие от китайцев не подвержены желанию заселить дальневосточные территории РФ, для Японии важнее освоить этот регион не культурно-этнически, а экономически. Помимо этого, высказываются предположения, что Китай в XXI веке ждет судьба СССР — распад на несколько национальных государств. Моноэтничную Японию вряд ли ожидает подобная участь, что делает союз России с Японией более стабильным.

Наиболее серьезными кандидатами на лидерство в исламском мире выдвинутся Иран, Турция и Саудовская Аравия. Россия объективно должна поддержать претензии Ирана на роль лидера Исламского континентального лидера, т.к. исторически Иран тяготеет к России.

В итоге, внешнеполитическая стратегия РФ должна ориентироваться на более тесное сотрудничество в Европе с Германией, в Тихоокеанской зоне с Японией, в исламском мире с Ираном.

Подобная постановка вопроса совпадает с сегодняшней стратегией РФ, за исключением тихоокеанской зоны, где Россия связывает свои интересы не с Японией, а с Китаем.

Предлагаемая внешнеполитическая стратегия не предполагает ухудшение отношений с другими странами. Россия должна всегда поддерживать дружественные отношения со всеми государствами, но одновременно уделять повышенное внимание отношениям с Германией, Японией и Ираном.

Просмотров работы: 3353