УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ И ЕГО РОЛЬ В ВЫБОРЕ ВЕДУЩЕГО КАНАЛА ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ И ЕГО РОЛЬ В ВЫБОРЕ ВЕДУЩЕГО КАНАЛА ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Коршунов П.А., Подшивалкина В.И.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисципли, таких как теория информации ( математическая теория систем передачи информации), кибернетика (наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существ), семиотика (наука о знаках и знаковых системах), теория массовой коммуникации (исследование средств массовой информации и их влияния на общество ), информатика (изучение процессов сбора , преобразования , хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки ), соционика (теория информационного метаболизма индивидуальной и социальной психики), информодинамика (наука об открытых информационных системах) и т.д.

Но вместе с тем, до сих пор не решен вопрос, ведет ли рост количества информации к уменьшению или к увеличению энтропии ( теория информации и кибернетика отвечают на этот вопрос противоположным образом ). Таким образом, остается неясным ответ на вопрос, что несет век информации - или совершенное преображение человека и общества и победу над известными "законами природы ", или достижение критической " Точки Омега", когда количество накопленных знаний станет бесконечным и мир обратится в хаос и "информация исчезнет".

Над проблемой информационных потоков в организации работали: Бориснёв С. В., Жданов О.Н., Когаловский М. Р. , Лисовский В. Т. , Петренко С. А. , Реан А.А. , Стратонович Р. Л. и другие. Но вне научного интереса психологов оказались вопросы информационного обеспечения современного ученого процесса в ВУЗе.

Известно, что период адаптации студентов в ВУЗе прежде всего связан с поиском адекватных источников информации, обеспечивающим вхождение первокурсника в новую для него среду. В своем исследовании мы попытались выявить особенности уровня субъективного контроля и сопоставить его с освоением ими различных видов информационных каналов, которые связаны с собственно информационным обеспечением, организационным и коммуникационным обеспечением. Мы использовали методики УСК и шкалу степени важности информационного канала. Все подсчеты были сделаны с помощью программы Excel.

Во время опыта мы с помощью методики уровня субъективного контроля ( УСК ) нашли среднее значение и стандартное отклонение по использованным нами шкалам, а именно :

Шкала общей интернальности ( Ио ) .

Шкала интернальности в области достижений ( Ид ) .

Шкала интернальности в области неудач ( Ин ) .

Шкала интернальности в области производственных отношении ( Ип ) .

Шкала интернальности в области межличностных отношений ( Им ) .

Полученные нами данные показаны в диаграмме 1 :

Диаграмма 1 . Особенности уровня субъективного контроля студентов-первокурсников

Как показывают результаты исследования (диаграмма 1) показатели общей интернальности ( Ио ) студентов первокурсников несколько выше средних, что составляет 27,73 ( при среднем значении 22). Выше среднего оказались показатели по шкале интернальности в области достижений ( Ид ) 8,27 ( при среднем 6 ). Незначительно превышают средние показатели по шкалеа интернальности в области неудач ( Ин ) 6,9 ( при среднем 6 ), по шкале интернальности в области производственных отношении ( Ип ) 5,24 ( при середнем 4). И только по шкале интернальности в области межличностных отношений ( Им ) показатели оказались несколько ниже средних -3,17 ( при среднем 4 ) .

Иначе говоря, наши результаты исследования свидетельствуют о достаточно высоком уровне субъективного контроля у первокурсников, что может помочать им в овладении информационными потоками в ВУЗе.

Нами выявлены и поло-возрастные особенности уровня субъективного контроля студенов (Диаграмма 2).:

Диаграмма 2 . Гендерные и возрастные особенности уровня субъективного контроля студентов

Говоря о половых различиях, мы подчеркнем, что средний уровень субъективного контроля выше у мужчин, чем у женщин, а в возрастных различиях проводится четкая тенденция к уменьшению среднего показателя уровня субъективного контроля с возрастом. Говоря о половых различиях следует сказать, что у мужчин более высокий показатель субъективного контроля в области неудач и в межличностных отношениях, а у женщин превалирует показатель в области достижений и в области производственных отношений. Это может обясняться тем, что мужчины более ответственные в межличностных отношениях, чем женщины и могут признавать свои неудачи в зависимости от их уровня самооценки. Женщины показали высокие результаты в области достижений и производственных отношений, что может обясняться большей ответственностью за поставленные им задачи. Что касается, возрастных особенностей, то как мы указывали ранее с возрастом проявляется тенденция к уменьшению уровня субъективного контроля по всем показателям, кроме области достижений. Это, на наш вигляд, может бать связано с тем, что с возрастом начинается формирование жизненных целей и направлений, а следовательно формируется ответственность за собственные поступки и достижения на осознанно уровне.

При сравнении уровня субъективного контроля у студентов - первокурсников с оценками ими потоков информации, которые для них играют наибольшую роль и имеют наибольший приоритет, мы получили следующие результаты:

Во-первых : приоритетное значение для студентов первого курса носит информационный канал, далее они отдают предпочтение коммуникационному каналу и в последнюю очередь организационному. Поскольку данная тенденция достаточно заметна у студентов первокурсников, мы можем предположить, что это связано с их желанием прежде всего получить определенные знания для того, чтобы потом занять свое место в мире. Не имея никаких представлений о своей будущей карьере, они начинают поглощать знания той специальности, которую выбрали. Итак, главным для них в этот период является именно получение знаний своей специальности.

Находясь в совершенно новом для них социальном институте, студенты-первокурсники еще не имеют четких представлений о информационных каналах. На втором месте находится коммуникационный канал, который помогает студентам лучше понять окружающую обстановку и коллектив. Установление адекватных коммуникаций в новой учебной среде является важным условием успешной адаптации в ВУЗе.

К сожалению, наши исследования показывают недостаточную направленность студентов на информацию об организационных особенностях учебного процесса. Эти организационные особенности возможно начинают рефлексироваться позже.

Во-вторых: мужчины в отличие от женщин, уделяют внимание коммуникационным каналам информации, в то время как женщины собственно информационным. Поскольку направленность на занятие определенной роли в социуме для своего самоутверждения характерна больше мужчинам, это и объясняет предпочтение мужчинами именно коммуникационный каналов. Женщины наоборот ориентированы больше на получение знаний для своего самоутверждения рядом с мужчинами, и показывает важность для них информационного канала.

В целом можно отметить, высокую активность студентов в освоении информационной, коммуникационной и организационной среды в процессе адаптации к учебному процессу в ВУЗе. Вместе с тем, в условиях формирования информационного общества особое значение приобретает совершенствование информационных процессов об особенностях организации процесса обучения на каждом из этапов овладения профессией, что может стать предметом наших дальнейших исследований.

Список литературы:

1. Бармен Скотт. Разработка правил информационной безопасности. М.: Вильямс, 2002. — 208 с. — ISBN 5-8459-0323-8, ISBN 1-57870-264-X.

2. Бориснёв С. В. Социология коммуникации:— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Борисов М.А. Особенности защиты персональных данных в трудовых отношениях. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 224 с. - ISBN 978-5-397-03294-0.

4. Борисов М.А., Заводцев И.В., Чижов И.В. Основы программно-аппаратной защиты информации. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012. - 376 с. - ISBN 978-5-397-02473-0.

5.Борисов М.А., Романов О.А. Основы организационно-правовой защиты информации. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012. - 208 с. - ISBN 978-5-397-02483-9.

6. Галатенко В. А. Стандарты информационной безопасности. — М.: Интернет-университет информационных технологий, 2006. — 264 с. — ISBN 5-9556-0053-1.

7. Галицкий А. В., Рябко С.Д., Шаньгин В.Ф. Защита информации в сети — анализ технологий и синтез решений. М.: ДМК Пресс, 2004. — 616 с. — ISBN 5-94074-244-0.

8. Дэвис Уильям С., Дэвид С. Йен.Информационная система Справочник консультанта. Системній анализ и проектирование. CRC Press, 1998. - ISBN 0-8493-7001-9

9. Жданов О.Н., Чалкин В.А. Эллиптические кривые: Основы теории и криптографические приложения. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 200 с. - ISBN 978-5-397-03230-8.

10. Запечников С. В., Милославская Н. Г., Толстой А. И., Ушаков Д. В. Информационная безопасность открытых систем. В 2-х тт.

11. Когаловский М. Р. Перспективные технологии информационных систем. — М.: ДМК Пресс; М: Компания АйТи, 2003. — 288 с. ISBN 5-94074-200-9

12. Лепехин А. Н. Расследование преступлений против информационной безопасности. Теоретико-правовые и прикладные аспекты. М.: Тесей, 2008. — 176 с. — ISBN 978-985-463-258-2.

13. Лившиц В. Скорость переработки информации человеком и факторы сложности среды // Труды по психологии ТГУ. — Тарту, 1976.

14. Лисовский В. Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С.40-44

15.Лисовский В. Т. Социальные изменения в молодежной среде. // Теоретический журнал «Credo». — 2002.

16. Лисовский В. Т., Дмитриев А В. «Личность студента». — Л.:ЛГУ, 1975.

17. Маглинец Ю.А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам. — Бином, 2008. ISBN 978-5-94774-865-9

18. Петренко С. А. Управление информационными рисками. М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2004. — 384 с. — ISBN 5-98453-001-5.

19. Петренко С. А., Курбатов В. А. Политики информационной безопасности. — М.: Компания АйТи, 2006. — 400 с. — ISBN 5-98453-024-4.

20. «Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.»

21. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: СПб; Изд-во СПб ун-та 2001г., 224с.

22. Родичев Ю. Информационная безопасность: Нормативно-правовые аспекты. СПб.: Питер, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-388-00069-9.

23. Стратонович Р. Л. Теория информации М.: Сов. радио, 1975. — 424 с.

24. Тутшкина М.К.Практическая психология для менеджеров.- М. : Филинъ, 1996. - 368с. (с. 104-109)

25. Урсул А. Д. Природа информации. — М.: Политиздат, 1968. — 288 с.

26. Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. — М.: Наука, 1975. — 288 с.

27. Чернавский Д. С. Синергетика и информация (динамическая теория информации) — М.:Едиториал УРСС, 2004. — 288 с ISBN 5-354-00241-9.

28. Шаньгин В. Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. М.: ДМК Пресс, 2008. — 544 с. — ISBN 5-94074-383-8.

29.Щербаков А. Ю. Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты. — М.: Книжный мир, 2009. — 352 с. — ISBN 978-5-8041-0378-2.

Просмотров работы: 2155