СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Меликян Н.Г. 1, Иванова Н.Н. 1
1Ростовский Государственный Строительный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система современной концепции управления качеством составляет один из элементов, входящих в международные стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года. Она создана для помощи и поддержки организаций, занимающихся различными видами деятельности, во внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента, отвечающих за качество. [1]

За многие годы, в области управленческого консультирования, технических и экономических наук, были предложены многочисленные методики и пути реализации принципов и концепций TQM. Лучшие из них применяются в наше время на предприятиях, которые являются лидерами в экономике и промышленности . В России наблюдается положительный опыт и и явный прорыв в борьбе с конкурентами, но необходимо учитывать и специфику российского рынка.TQM – концепция всеобщего управления качеством ,ее ключевую роль составляет качество и управление услуг, направленных на максимальное удовлетворение потребностей потребителей, является интегрирующим элементом в управлении организацией. Она предполагает, что качество и количество, как мы привыкли понимать, не противопоставлены между собой, а наоборот, при необходимости увеличить объем выпуска продукции производитель должен будет принять все возможные меры, чтобы не привлечь к ухудшению качества. [2]

Неудачи, подстерегающие предприятия в менеджменте, чаще всего случаются из-за того, что изменения, планируемые в организации, не приводят к ожидаемому результату. Связанно это с введением инноваций, к которым можно отнести подход к управлению организацией, основанный на принципах TQM. Также еще одним препятствием является организационная культура или корпоративная, являющаяся фундаментальной психологией предприятия. На нее оказывают большое влияние социальные факторы. Не изменяя их , нельзя провести достаточные изменения в организации. Исходя из того, что человеческий фактор играет огромную роль в способности организации достигать целей ,выделим принципы TQM.

Первые два лидерство руководства и вовлечение персонала. Названия этих принципов говорит о том, на сколько большое влияние оказывает социальная среда предприятия и отношения между руководителем и подчиненными в зависимости от чего и будет определяться успех внедрения системы менеджмента качества, на принципах которых основана TQM.

Третий, ориентирован на удовлетворение потребностей, акционеров, персонала, поставщиков, общества и предвосхищение того, что они ожидают.

Самое трудоемкое - это правильно и своевременно собрать и обработать полученную информацию, отражающую сложившуюся ситуацию на рынке, проанализировать и оценить ее. При удовлетворении и учете потребностей нельзя игнорировать те или иные. Организации необходимо учитывать желания и возможности различных слоев общества. А как удовлетворять спрос общества в целом?

В такой ситуации маркетинговые службы, занимающиеся продвижением товара на рынке, должны налаживать связь с потребителем напрямую, т.е. проводить опросы, анкетирования и др., перерабатывая полученную информацию о вкусах и реакциях на предоставленные продукты или услуги. Такие меры улучшат качество работы персонала организации, направленные на удовлетворение потребностей покупателей.

Сегодня существуют причины, побудившие предприятия стать на путь разработки и внедрения системы менеджмента качества на основе TQM.Одна из них опирается на внешние факторы, такие как заказчик, потребитель и др. В такой ситуации имеет место формализованный подход к TQM,включающий значительную разницу между топ - менеджерами и персоналом. Сотрудники, в такой ситуации не имеют представления о требованиях нововведений и считают их несерьезными. Вторая причина состоит в том, что руководитель организации самостоятельно принимает решение о внедрении TQM, позволяющего сориентировать организацию на покорение новых рынков, укрепление уже имеющихся позиций на освоенных и улучшение конкурентоспособности предприятия в целом. В таком случае система будет освоена и положительно воспринята работниками тогда, когда руководитель сможет довести информацию до подразделений доступно, конкретно, давая четкие указания к действию и создавая, безусловно, все условия для их выполнения. Для этого необходимо обучить персонал, но таким образом, чтобы работники понимали для чего оно необходимо и четко представляли происходящее.[3]

Выше, мною были рассмотрены некоторые принципы TQM.Они не способны полностью изменить ситуацию на предприятии, могут только комплексно, дифференцированно воздействовать на персонал и менеджмент, с учетом социальных, психологических и экономических условий, изменить культуру организации, взгляд людей на злободневные проблемы качества.

Формирование идеологии государства, ее организации, раскрытие способностей и потенциала работников для улучшения деятельности предприятия требует воздействия на их социальную составляющую.

Делая акцент на менеджмент качества и на само понятие «качество» можно сказать, что мы его видоизменяем, ведь это не свойство продукта или услуги, а взаимоотношения организации и заинтересованного лица в по поводу этих показателей и в зависимости от слаженности их взаимоотношений и будет зависеть качество продукта или услуги и реализация конечных целей, т.е. удовлетворение всех заинтересованных сторон.

В большей же степени подходы TQM изложены в МС ИСО 9004:2000, которые являются методическим пособием по применению системы качества. МС ИСО 9001:2000 содержит минимум требований для удовлетворения запросов потребителей. Но все же между стандартами ИСО серии 9000 и концепцией TQM можно выделить ряд отличий, которые приведены в Таблице 1 .

Таблица 1

Стандарты ISO 9000 и TQM

ISO 9000

TQM

1 Нет необходимости фокуса на определенного потребителя

1 Внимание на определенного потребителя

2 Не интегрировано в корпоративную стратегию

2 Интегрированная стратегия компании

3 Сфокусированность на технические системы и процедуры

3 Фокус на философию, концепции, инструменты и методологию

4 Вовлеченность всех работников не обязательна

4 Выделяет необходимость вовлечения всех работников

5 Не фокусирует на непрерывном улучшении

5 Непрерывное улучшение и TQM являются синонимами, в результате чего представляется непрерывным и не оканчивающимся путешествием в качество

6 Ответственность за качество должна быть определена и документально оформлена, но часто ответственность за качество возлагается на соответствующие подразделения, например отдел качества

6 Каждый сотрудник несет ответственность за качество

7 Возможность фокуса на подразделении

7 Организация всех подразделений, функций и уровней

8 В основном статичен

8 Изменение процесса и культуры

Главное отличие TQM от стандартов ИСО серии 9000 состоит в том, что TQM – вершина современных методов управления качеством, ориентированная на повышение качества изделий, при имеющемся достигнутом уровне, а внедрение стандартов ИСО серии 9000 скорее направлено на снижение вероятности сделать что-либо неверно.

Список литературы

  1. Место социальных факторов в концепции TQM [Электронный ресурс] // http://quality.eup.ru: сайт – Режим доступа: http://quality.eup.ru/ MATERIALY2/msftqm.html (дата обращения: 15.11.2013).

  2. Традиционный взгляд на TQM [Электронный ресурс] // http://quality.eup.ru: сайт – Режим доступа: http://quality.eup.ru/ MATERIALY8/tqm-tradicionale.htm (дата обращения: 15.11.2013).

  3. Магомедов Ш.Ш., Беспалова Г.Е. Управление качеством продукции: Учебник – М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 336с.

  4. Михеева Е.Н., Сероштан М.В. Управление качеством: Учебник – М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и К», 2012 – 531с.

Просмотров работы: 2983