Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальной адаптации в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации [6, с.27].
Социальная адаптация военнослужащих — это деятельность органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и самих военнослужащих по подготовке и приспособлению к новым условиям жизни и деятельности после увольнения с военной службы . [3]
Объектом социальной адаптации выступают военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей.
Субъектом социальной защиты являются органы и должностные лица, предназначенные осуществлять эту деятельность.
Для понимания сущности механизма социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту в настоящее время одной из наиболее распространенных является модель социального взаимодействия, предложенная Г. В. Осиповым. По его мнению, социальная среда может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные обстоятельства. Второй аспект - как иерархия социальных позиций (статусов) и социальных ролей личности. И, наконец, третий аспект - совокупность норм и ценностей этой среды. [5, с. 56.]
Исходя из данного подхода, механизм социальной адаптации закономерно включает в себя приспособление личности к новой среде межличностного взаимодействия путем формирования новых качеств личности, усвоения новых функций в различных сферах взаимодействия, занятие нового статусного положения и, наконец, освоения новых норм и ценностей среды.
Идея, заложенная в таком подходе, предполагает, что человек, отдавший большую часть своей сознательной трудоспособной жизни в очень специфических, порой экстремальных условиях, должен изменить свое поведение так, чтобы слиться с основной массой сограждан. Под «основной массой» подразумевается умеренное большинство граждан, которые придерживаются в целом сходных взглядов на то, какое поведение социально приемлемо, а какое нет.
Центральное место в системе социальной адаптации занимают социальные службы, предназначенные для непосредственной работы по социальной поддержке, оказанию бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, социальной адаптации.
В систему социальных служб, осуществляющих социальную защиту и социальную адаптацию военнослужащих, входят:
1) государственная система социальных служб;
2) муниципальная система социальных служб;
3) предприятия и учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию [ 7, с. 67].
Прохождение процесса адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, осложняется ненадежностью социальных гарантий, необязательностью их выполнения, резким падением экономической стабильности семей военнослужащих, уволенных с военной службы, чувством неуверенности в завтрашнем дне, что требует поиска новых форм социальной защиты этой категории населения.
Важная роль в социальной адаптации лиц, уволенных в запас, отводится их занятости. Ведущим аспектом социально-профессиональных ориентации военнослужащих, уволенных с военной службы на рынке труда является связь системы переподготовки с последующим трудоустройством и развитие системы социально-психологической помощи, включающие первичную, квалифицированную и специализированную виды помощи.
В ходе социально-экономических реформ происходит формирование системы адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, внедряются конкретные целевые: программы социальной поддержки, создаются специализированные центры социального обслуживания, способствующие в целом их социальной защиты.
Основными проблемами социальной адаптации бывших военнослужащих являются:
– несовершенство российского законодательства по переподготовке увольняемых военнослужащих. В настоящее время федеральным законодательством предоставлено право увольняемым военнослужащим на бесплатную переподготовку по одной из гражданских специальностей на последнем году службы. Однако порядок финансирования законодательством не определен. В то же время законодательством не определяется возможность финансирования профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих из бюджетов субъектов Российской Федерации;
– отсутствие финансирования переподготовки из федерального бюджета;
– слабая техническая оснащенность справочно-консультационных пунктов (СКП), созданных в воинских частях и гарнизонах.
Обеспечение успешной социальной адаптации военнослужащих запаса - это проблема и личностная, и государственная. Решение этой проблемы даст возможность людям безболезненно перейти к новым видам деятельности, позволяет обществу эффективно использовать подготовленных специалистов в интересах экономического развития, поможет данной категории населения на равных конкурировать на рынках труда.
В целях решения проблем адаптации военнослужащих, уволенных с гражданской службы, разработана Концепция социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которая представляет собой систему принятых в Вооруженных Силах взглядов на сущность, содержание социальной адаптации военнослужащих и организацию работы органов военного управления и должностных лиц по ее обеспечению[3].
Данная концепция представляет собой сконцентрированную в едином документе совокупность основополагающих, официально принятых в Вооруженных Силах Российской Федерации положений (понятий и взглядов) по организации, всестороннему обеспечению и совершенствованию системы социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на ближайшую перспективу с учетом реальных условий социально-экономического развития государства.
Литература
Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета.- 1993.- № 237
Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76– ФЗ «О статусе военнослужащих»
Приказ Министерства обороны РФ от 5 февраля 2001 года N 45 О мерах по повышению эффективности деятельности органов военного управления по осуществлению социальной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы,граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Кочетков С.В. Социальная поддержка и социальная помощь военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей // Социальная работа. – 2007. - № 2. - С. 15-16.
Осипов Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. -- М.: Изд. НОРМА, 2000. С. 56.
Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы : избранные работы 1991 - 2006 гг. : учебное пособие / П. Д. Павленок. – М. : Дашков и К, 2012. – 568 с.
Тадевосян Э.В. Социология. Учебное пособие. – М.: Знание, 2001.-272с.