В настоящее время Россия находится на пути активного строительства демократического общества и создания единой гражданской нации.
В связи с этим одной из важнейших задач является формирование гражданского патриотизма молодого поколения, т.к. государственное строительство не может осуществляться без участия самой передовой и прогрессивной части нашего общества – молодежи.
И здесь очень важно, чтобы молодые люди были настоящими патриотами России. Как же сформировать гражданский патриотизм молодежи? Какие факторы являются определяющими в воспитании патриотизма, чувства гордости за свою Родину?
По нашему мнению здесь, в первую очередь, необходимо делать акцент на ценностные и духовно-нравственные составляющие процесса формирования гражданственности подрастающего поколения с опорой на историю России. Это и определило актуальность нашего исследования.
Объект исследования: студенты колледжа старших курсов специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Фармация».
Предмет исследования: гражданский патриотизм молодежи 21 века.
Цель исследования: определить наиболее значимые ценностные, исторические и духовно-нравственные составляющие процесса формирования гражданственности молодежи 21 века.
Задачи исследования:
Провести на основе анкетирования анализ знаний студентов по следующим вопросам:
знаменательные даты основных сражений Великой Отечественной войны
герои Великой Отечественной войны.
полководцы Великой Отечественной войны и их роль в победе над немецко-фашистскими захватчиками.
города – герои Великой Отечественной войны.
2) Определить факторы, влияющие на формирование гражданского патриотизма молодежи 21 века
Гипотеза исследования: знание героического прошлого своего Отечества является основой формирования гражданского патриотизма молодежи 21 века.
Методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
-социологический опрос по специально разработанной анкете;
- метод математической статистики для обработки результатов исследования.
2. Основная часть. Исследование уровня гражданского патриотизма молодежи 21 века
2.1.Определение наиболее значимых факторов, влияющих на формирование гражданского патриотизма студентов медицинского колледжа.
Проведено анкетирование студентов Краснодарского краевого базового медицинского колледжа по специально разработанной нами анкете с целью выявления знания истории Великой Отечественной войны, т.к. мы предположили, что знание героического прошлого своего Отечества является основой формирования гражданского патриотизма молодежи 21 века.
В социологическом опросе участвовали 170 человек – студентов старших курсов специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Фармация».
После обработки данных социологического опроса нами получены следующие результаты исследования:
Разницу в датах Второй мировой войны и Великой Отечественной войны знали только 56 респондентов, т.е. 32.9%.
Знали дату и время нападения Германии на Советский Союз только 94 опрошенных, т.е. 55,3%.
Глав государств, со стороны Германии и Советского Союза в период Великой Отечественной войны, верно указали 136 студентов, т.е. 80%.
Знали страны-союзники со стороны Германии и Советского Союза (с учетом разных периодов в Великой Отечественной войне) 77 респондентов, т.е. 45%
Смогли правильно сопоставить фамилии и портреты выдающихся полководцев и героев Великой Отечественной войны 58 студентов, т.е. 34,1%
Знали точную дату самых значимых событий и переломных сражений в Великой Отечественной войне 72 студента, т.е. 42,3% опрошенных.
О подвигах людей, внесших неоценимый вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне, в ходе анкетирования смогли написать 145 опрошенных, т.е. 85,3%
Обладали знаниями о городах России, которым присвоено звание города-героя, 77 старшекурсников, т.е. 45,3%
Смогли перечислить памятники, установленные во городах России, и, в частности, в Краснодарском крае, а так же указать событие или личность, в честь которой установлен этот памятник 44 студента, т.е. 25,9% опрошенных.
Знали фильмы/книги/стихи/рассказы о Великой Отечественной войне 86 респондентов, т.е. 50,6%
В роли источников информации о Великой Отечественной войне у студентов выступают:
телевидение – 24%
книги – 5%
интернет – 45%
периодические издания – 1%
музеи, выставки, внеурочные мероприятия – 7%
документальные и художественные фильмы – 18%
Т.е. основной источник информации для современных студентов является интернет.
Уровень гражданского патриотизма у молодежи 21 века сами опрошенные определили как:
высокий – 0%
средний – 23%
низкий – 77%
Среди предложений по повышению уровня гражданского патриотизма у молодежи 21 века самыми популярными были:
проводить больше внеаудиторных мероприятий гражданско-патриотической направленности, посвященных героическому прошлому России;
чаще показывать по телевидению фильмы о Великой Отечественной войне.
Выводы:
Уровень гражданского патриотизма молодежи 21 века, по мнению большинства опрошенных, является низким.
Наиболее значимыми источниками информации, влияющей на формирование гражданского патриотизма молодежи 21 века, являются:
- интернет;
-телевидение;
-документальные и художественные фильмы.
3. Больше половины из опрошенных не интересуются литературой и кинофильмами, связанными с Великой Отечественной войной.
4. Однако, намного больше студентов (более 85%) располагают знаниями о подвигах людей, внесших неоценимый вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.
Предложения:
- привлекать молодежь к посещению музеев, например, таких как "Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына" и музей истории Краснодарского краевого базового медицинского колледжа, в которых представлены экспонаты, освещающие историю Кубани, подвиги кубанцев и выпускников колледжа в годы Великой Отечественной войны ;
- создавать новые достоверные документальные и художественные фильмы по истории России;
- привлекать студентов и школьников к выполнению научно-исследовательских работ, т.к. в процессе сбора материала и проведения исследования, как раз и происходит формирование гражданского патриотизма молодежи на примере героического прошлого российского народа.
Приложение 1
Анкета на тему «Гражданский патриотизм молодежи 21 века»
Письменно ответьте на вопросы:
Укажите годы: А) Второй мировой войны.
Б) Великой Отечественной войны.
Укажите дату и время нападения Германии на СССР.
3. Кто стоял во главе стран во время Великой Отечественной войны:
А) в СССР
Б) в Германии
4. Перечислите страны - союзники со стороны:
А) СССР
Б) Германии
Задания на сопоставление: Сопоставьте ниже приведенные цифры и буквы.
5.
1) 2) 3)
4) 5)
А) Василевский Александр Михайлович
Б) Жуков Георгий Константинович
В) Покрышкин Александр Иванович
Г) Рокоссовский Константин Константинович
Д) Джугашвили Иосиф Виссарионович
6. 1) Блокада Ленинграда А) 5 июля 1943 – 23 августа 1943
2) Курская битва Б) 30 сентября 1941—20 апреля 1942
3) Сталинградская битва В) 8 сентября 1941—27 января 1944
4)Битва за Москву Г) 17 июля 1942 – 2 февраля 1943
Кратко ответьте на вопрос:
7. Какой подвиг совершили следующие личности?
Зоя Космодемьянская
Николай Гастелло
Александр Матросов
Гений и Евгений Игнатовы
И.А. Воробьев
Володя Дубинин
Каких героев Вы можете добавить в этот список?
Перечислите (не менее четырех на каждый вопрос):
8. Города-герои России.
9. Памятники Великой Отечественной войне, кому/чему они посвящены.
10. Фильмы/книги/стихи/рассказы о Великой Отечественной войне.
Заключительные вопросы (укажите Ваше мнение):
11. Из каких источников Вы получаете основной объем знаний:
А) Телевидение
Б) Книги
В) Интернет
Г) Периодические издания
Д) Музеи, выставки, внеурочные мероприятия
Е) Документальные и художественные фильмы (кинотеатр)
12.Каков уровень гражданского патриотизма среди молодежи 21 века?
Высокий
Средний
Низкий
13. Что могло бы поднять этот уровень среди молодежи в нашей стране?