РОЛЬ ГЕОЛОГО-ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ ГЕОЛОГО-ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Ларцев В.Н. 1, Бакланова С.Л. 1
1Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система геолого-геоморфологических знаний играет, наряду с климато­логическими, важнейшую роль в школьном курсе географии. Объясняется это тем, что предметом изучения физической географии яв­ляется географическая оболочка, все ее компоненты и природно-территориальные комплексы. Один из основных компонентов географической оболочки является литосфера, так как это основа, на которой начинает формироваться любой природный комплекс.

Геолого-геоморфологические знания имеют и прикладное зна­чение. Для решения практических задач рельеф часто является тем ведущим звеном, на которое надо воздействовать в первую очередь, чтобы вызвать перестройку во всем природном комп­лексе. Литосфера и ее рельеф — это свойство, на котором раз­вертывается хозяйственная деятельность человека. Геолого-геоморфологические знания широко используются при строитель­стве инженерных сооружений, рельеф оказывает прямое или кос­венное влияние на расселение людей, на сельскохозяйственное производство.

Овладевая геолого-геоморфологическими знаниями, школьни­ки осознают роль земной коры, которая дает человеку металлы, источники энергии, строительные материалы, она же — главный поставщик пресной воды. Земные недра и в будущем будут да­вать человеку огромное количество разнообразного сырья. Неда­ром перед науками о Земле поставлена задача расширения мас­штабов изучения земной коры и верхней мантии Земли в целях исследования процессов формирования и закономерностей раз­мещения месторождений полезных ископаемых[3].

Помимо знаний, в процессе изучения рассматриваемой сис­темы школьники овладевают некоторыми практическими уме­ниями: определять горные породы, читать общегеографические, тектонические и геологические карты, проводить их наложение и сопоставление, составлять по картам описание и характеристи­ки рельефа территории, устанавливать зависимость между текто­ническим строением, рельефом и полезными ископаемыми по вышеназванным картам.

Поскольку геолого-геоморфологические знания и умения фор­мируются на протяжении нескольких лет обучения, с 6 класса по 10 , важнейшим условием является соблюдение преемственности, т. е развитие системы знаний во времени. Преемственность и системность тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, понятие "платформа" формируемое в 8классе, основывается на знаниях о кристаллических и осадочных породах, о литосферных плитах, их движении, о вертикальных колебательных движениях земной коры, которые раскрываются в 6-7классах.

Большую роль в формировании рассматриваемой системы зна­ний играет работа с географическими картами различного содержания. На первом этапе изучения рельефа школьники учатся читать общегеографи­ческие карты, знакомятся со способами изображения рельефа, учатся составлять описания крупных равнин, гор. В курсе «География материков и океанов» учащиеся работают с тематическими картами, проводят их сопоставления или наложения карт с целью установления причинно-следственных связей, зависимостей, закономерностей (размещения крупных форм рельефа, сейсмических поясов, мес­торождений полезных ископаемых и т. п.), с целью установления сходства и различия.

Важным показателем овладения системой знаний служит их применение в учебном познании, получение новых знаний, ре­шение творческих задач. Примером могут служить задания к тек­стовой карте учебника 7 класса, на которой изображены литосферные плиты с указанием скорости их движения: как изме­нятся очертания материков через много миллионов лет? Что мо­жет произойти со Средиземным морем? Какие океаны увеличат­ся по площади? Где могут образоваться новые океаны? [2].

С целью развития опыта творческой деятельности школьни­кам целесообразно предложить моделирование с контурами ма­териков и океанов, составление пазлов. Можно применять аппликацию на настенной карте при для заслушивания сообщений школьников. При существующей структуре школь­ных курсов географии теоретические знания вводятся в основ­ном в общих разделах курсов, а их конкретизация и применение приходятся на изучение региональных тем, т. е. крупных терри­торий материков, своей стра­ны или своего края. При рассмотрении рельефа регионов особое внимание уде­ляется времени образования форм рельефа, горным породам, слагающим эти формы, процессам, формирующим рельеф. Здесь большая роль отводится представлениям, которые должны со­здать яркие образы, отразить наиболее характерные черты ландшафта. Эти представления создаются применением учебных кар­тин, карт, работой с текстом и иллюстрациями учебника, экран­ными пособиями. Так, при изучении особенностей Центральной Азии[2] в учебнике на странице 173 школьники могут выполнить самосто­ятельную работу по характеристике рельефа этого региона.

По нашему мнению, очень эффективным способом формирования геолого-морфологических знаний будут являться экскурсии, выезды на природу или туристические походы. В которых учащиеся смогут конкретизировать теоретические представления, получаемые в ходе обучения в классе, вырабатывать навыки диагностики геологических, экологических элементов, оценке хозяйственной деятельности человека на рельеф[1].

Задачами походов являются: 1) научиться выявлять геологические элементы, зарисовывать их; 2) систематизировать горные породы и минералы, описывать, их и составлять коллекции и отчеты о проделанной работе.

В ходе таких форм проведения занятий учащиеся осваивают методы проведении полевых исследований: метод полевых наблюдений и анализ фациальных, литологических, неотектонических особенностей формирования геологических элементов рельефа. На конкретном материале учащиеся знакомятся с воздействием человека на окружающую природу, в том числе и на земную кору. Тем самым решается одна из воспитательных задач для учащихся, по бережному отношению к окружающей среде.

Литература

1. Бакланова,С.Л. География Алтайского края. Уроки краеведения. [Текст] /С.Л.Бакланова: учебно-методическое пособие, -Бийск: Издательский дом «Бия»,2008.-288с

2.Климанова, О. А. География. Страноведение. 7кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / [ О. А. Климанова, В. В. Климанов, Э.В. Ким, В. И. Сиротин] ; под ред. О. А. Климановой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 336 с.

3.Панчешникова, Л.М. Методика обучения географии в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов / Л.М. Панчешникова, И.В. Душина; Просвещение, Учебная литература, - М. - 1997. - С.213-230.

Просмотров работы: 1245