ИГРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИГРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема детской агрессивности на сегодняшний день является одной из очень значимых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Данная проблема весьма актуальна в связи с ее распространенностью и деструктивным влиянием.

Особое звучание проблема агрессии и агрессивного поведения приобретает когда речь идет о подрастающем поколении. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем психологии и педагогики. Агрессивность современных детей затрагивает не только окружающих людей ребенка, она создает трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими, определяет развитие всей его личности, различных её сторон.

Увеличение численности детской преступности и детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения социально - педагогических условий, вызывающих эти явления и поиск новых подходов к организации эффективной профилактической и коррекционной работы.

Результаты проведенного нами исследования подтверждают весьма неутешительную современную тенденцию роста агрессивных проявлений современных детей. Для изучения агрессивности детей младшего школьного возраста нами были использованы следующие психодиагностические методики: методика «Крокодилы»; методика «Несуществующее животное»; «Шкала агрессивности» А.Г. Долгова; «Шкала реактивной и проактивной агрессии» Э. Роланд и Т. Идсье и методика «Анкета для педагога» Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет сделать следующие выводы. У большинства респондентов преобладает высокий уровень агрессивности. Детям с высоким уровнем агрессии чаще всего присуще поведение, которое включает физическую агрессию. Они используют в своем поведении запретные и наказуемые меры по отношению к своим сверстникам. Для них характерна активная невербальная прямая агрессия, активные вербальные и невербальные действия, направленные на предметы. Следует отметить также, что для этих детей не характерна готовность к сотрудничеству и компромиссу. Они не в силах соблюдать правила игры, поддерживать других. При усилении конфликта чаще приходят в ярость, отсутствует самостоятельный контроль за своими действиями.

Для предупреждения агрессивных поведенческих реакций различного происхождения в современной психологической теории и практике существует достаточно широкий спектр возможностей.

Профилактика агрессивного поведения детей предполагает следующий алгоритм действий:

1. Распознавание вида агрессии, поскольку каждый вид агрессии требует собственного подхода.

2. Профилактика естественной агрессии детей:

а) контроль за соматическим состоянием ребёнка – при нарушении состоянии ребёнка воспитательное воздействие на него неэффективно. б) тактика эмоциональной поддержки воспитательного процесса;

в) разъяснительная практика.

3. Профилактика вынужденной агрессии детей – направлена, в первую очередь, на устранение причин вынужденной агрессии.

4. Профилактика агрессии детей с неадекватным поведением:

а) выявление причины неадекватного состояния детей (внешние, внутренние:

- внешние причины: резкое изменение социальных условий, смена коллектива, негативная обстановка в семье и.т.д.;

- внутренние причины: особенности психики, особенности личности ребёнка.

Вместо распространенной и неэффективной моральной оценки нежелательного поведения, оценивая поведение ребенка, современные исследователи настаивают на необходимости апеллировать только к фактам и к тому, что произошло сейчас.

Психологическая коррекция агрессивных форм поведения в настоящее время проводится различными методами по следующим направлениям.

1. Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста).

2. Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением).

3. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).

4. Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа – уход за больными, стариками и пр.).

5. Сублимирование агрессии в спорт: целесообразно приобщать детей к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате, нежелательны.

6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.

В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия. Многие авторы отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми, выделяя в качестве основного достоинства возможности контроля социальной среды ребенка, возможности воздействия на механизмы дезадаптивного поведения детей, относительную временную краткость терапии. В качестве основного достоинства поведенческого подхода

Н. М. Платонова выделяет концептуальную четкость, направленность на поведенческие изменения, выраженный практический характер.

Психологическое воздействие в рамках поведенческой коррекции осуществляется в следующих направлениях:

- ослабление или устранение агрессивного поведения;

- усиление ассертивного поведения;

- развитие способности понимать свои чувства;

- уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение;

- формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева;

- развитие способности расслабляться;

- развитие способности самоутверждаться;

-развитие эффективных социальных навыков (например, конструктивного разрешения конфликтов).

И. А. Фурманов признавая эффективность поведенческой коррекции, выделяет ряд существенных недостатков подобной терапии, относя к их числу следующие:

1) техника позволяет «снимать» симптомы нарушений поведения, но не влияет на их причины;

2) техника не имеет средств для профилактики нарушений поведения;

3) техника оказывает кратковременный эффект;

4) техника не позволяет получить «эффект переноса»;

5)отсутствие «эффекта переноса», или иными словами генерализации, и поддержки навыков, приобретенных в ходе поведенческой терапии.

В настоящее время достаточное признание исследователей получило когнитивно–поведенческое направление в групповой психотерапии. Его суть сводится к тому, что наряду с классическими процедурами поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктурирования – «атаки» на иррациональные убеждения, формирования способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек.

Достаточно эффективно и перспективно, на наш взгляд, использование игры для работы с агрессивными детьми.

Игра, как технология коррекционного воздействия на детей, оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной коррекции игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др.

Игра способствует:

-созданию доверительных отношений между участниками группы;

-снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими;

-повышает самооценку;

-позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Основные механизмы воздействия игры:

1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребёнком и ориентировка в этих отношениях.

2. Изменение позиции ребёнка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

3. Формирование реальных отношений как равноправных партнёрских отношений сотрудничества и кооперации между ребёнком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.

4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребёнка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.

5. Формирование способности ребёнка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

Сущность игры, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Так как физический и психический компоненты в играх тесно связаны проведение игровых упражнений с детьми весьма эффективный способ коррекции отклонений в развитии агрессивного поведения. В подвижных и спортивных играх дети не только реализуют свою потребность в движении, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, инициативности, самостоятельности, настойчивости, а с другой – умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других игроков.

У младшего школьника игра вызывает много положительных эмоций. Эти эмоции помогают ребенку глубже познать мир и формируют его личность.

Игра даёт возможность ребенку пробовать, получать оценку со стороны и не бояться ошибаться. В настоящее время, в популярных источниках по психологии встречается много сценариев подвижных игр, предназначенных для психоэмоциональной разгрузки. Такие игры можно использовать и на уроках, и на переменах, и в свободное время. Они очень важны для снятия накопившейся агрессии за небольшой промежуток времени. С помощью игры ребенок в интересной и увлекательной для себя форме знакомится с кругом окружающих его явлений. В игре дети воспроизводят то, что видят вокруг себя и в деятельности взрослых. Отображая в играх жизнь окружающих людей, их поступки и трудовую деятельность, дети получают возможность более глубоко понять и прочувствовать окружающее. В игре возникают ситуации сотрудничества и взаимопомощи. Кроме того, распределяя роли, обсуждая замыслы игры, помогая друг другу, дети становится коллективом. Наличие правил в игре и требования им подчиняться способствует развитию воли младшего школьника.

Список литературы

1. Долгова А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция [Текст] / А. Г. Долгова. – Москва : Генезис, 2009. – 216 с.

2. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст] / И. А. Фурманов.– Минск, 1996.– 216 с.

3. Румянцева,Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст]/ Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 1991. - № 1. - С. 81-88.

4. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] / О. А. Карабанова – М.: Просвещение, 1997. - 312 с.

5. Шалагинова К. С. Учебно-методическое пособие Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками Часть 1 (лекционный курс). [Текст]/ К. С. Шалагинова. Изд-во ТГПУ Толстого, Тула, 2011. – 105 с.

Просмотров работы: 4735