ИГРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИГРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Агрессивного поведения у студентов обусловливается, преимущественно тем, что данный период жизни – это этап активного становления себя, поиска индивидуального стиля поведения в профессиональной сфере и оттого насколько выражена агрессивность, будет зависеть дальнейшее становление как личностное, так и профессиональное.

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецендентный рост агрессии в цивилизованном двадцать первом веке. Феномен агрессии в свое время исследовали гуманисты-психологи К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл, необихевиористы А. Бандура и Дж. Доллард, внес свой вклад и Э. Фромм, также А. Басс, К. Лоренц и т. д. Из отечественных ученых, так или иначе затронувших в своих научных работах проблему агрессии, можно выделить А. А. Реана, Т. Г. Румянцеву. Т. Н. Курбатову и множество других. Вопрос об агрессии теоретически и практически разработан во многих трудах, однако по сей день остается открытым, как и все другие вопросы психологии.

ХХІ столетие – действительно исключительный век – век небывалого беспокойства, конфликтов, насилия, агрессии, воин, терроризма…

Сегодня трудно представить себе сводку новостей, любую газету, телевизионную программу, в которой не было бы, хотя б одного сообщения об акте насилия или агрессии. Плохие новости были реальностью жизни на протяжении всей истории человечества, но в наше время их количество значительно увеличилось.

Молодые люди убивают, ранят, причиняют боль и страдания друг другу, своим ближним, самим себе, забрасывают камнями болельщиков другой

команды на стадионе, ломают инвентарь детских садов…. И совсем не обязательно, чтобы они были серийными убийцами, плохо воспитанными или больными людьми. Всему причиной – агрессия.

Агрессия почти всегда воспринимается как антиобщественное поведение. Конечно, есть и такие случаи, когда агрессия приводит к позитивным последствиям: когда она используется для благотворных перемен в обществе или противостоит силам угнетения.

Агрессивные проявления могут быть средством достижения определённой цели; способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности; самоцелью; способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Агрессивное поведение имеет эффект заражения, стереотипизации представлений в создаваемом “образе врага”. Если, например, на троллейбусной остановке в толпе появится раздражённый человек, у остальных людей тоже повышается тон разговора, появляются угрожающие нотки.

Сначала надо размежевать понятия “агрессия” и “агрессивность”. Слово “агрессия” происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако его значение было не всегда одинаковым. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. [1, 96-98]

Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда или уничтожения другого человека/группы; это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессивные эмоциональные состояния могут возникать и по отношению к неживым объектам. Агрессия служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустрации. Она может выступать как способ достижения важной цели, повышения собственного статуса за счёт самоутверждения. Агрессия часто ассоциируется с негативными сильными эмоциональными переживаниями (злость, гнев, досада); мотивами (стремление оскорбить, навредить); негативными установками (расовые, этнические предрассудки); экспрессивными оформлениями (жесты угрозы, враждебности, неуважения, пренебрежения...).

Становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов: влияние семьи, сверстников, СМИ. Среди факторов, которые провоцируют агрессивное поведение надо выделить следующие: норма отплаты: вендетта, кровная война (в некоторых культурах агрессия по отношению к другому - норма); эффект оружия (если у человека есть оружие, он будет искать возможность его использования); самоутверждение (человек совершает агрессивные поступки, уничтожает другого для того, чтобы утвердить себя). Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений и путём наблюдения агрессивный действий.

Агрессивное поведение можно объяснить следующими причинами: 1) биологическое объяснение: агрессия – следствие перенаселённости и потребности отстоять свою территорию; 2) психологическое: агрессия –

неизбежное следствие блокировки на пути к поставленной цели; 3) социологическое: развитие агрессивного поведение связано с инициацией; 4) генетическое: агрессия – врождённое свойство, связанное с наличием определённого гена.

Проявления агрессии весьма разнообразны. Различают два основных её типа: целевая (осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту) и инструментальная (средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным). Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Й.Заградова, А.К.Осинский, Н.Д.Левитов: по направленности: агрессия, направленная вовне; аутоагрессия; по цели: интеллектуальная и враждебная агрессия; по методу выражения: физическая и вербальная агрессия; по степени выраженности: прямая и косвенная агрессия; по наличию инициативы: инициативная и оборонительная агрессия.

А.Басс предложил описывать агрессию на основании трёх шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Их комбинация даёт 8 возможных категорий.

Т.е., можно сказать, что агрессия – это специфическая форма поведения, а агрессивность – это психическое свойство личности.

Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Агрессивность у разных лиц может иметь разную степень выраженности – от почти полного её отсутствия до предельного развития. Некоторые проявления агрессия могут быть признаками патопсихических изменений личности (паранойя, эпилепсия...). Но даже гармонически развитой личности необходимо обладать определённой степенью агрессивности. Поскольку её отсутствие приводит к неспособности отстоять себя. Чрезмерное развитие

агрессивности превращает человека в конфликтную, неспособную на кооперацию личность. Агрессивность в крайнем своём выражении патологична: агрессия становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной злобности, враждебности, негативизме, жестокости.

Феномен агрессии является достаточно исследованным в психологической литературе, однако очень много вопросов, касающихся рассмотренной в статье проблемы, ещё не решены. Хотя признание фактом того, что агрессивность – врожденное качество личности отрицает саму возможность для человечества когда-либо справиться с жестокими проявлениями агрессии и насилия. Бесспорно также, что само выживание человека во враждебном ему мире возможно лишь при условии наличия у него определенного (фонового) уровня агрессивности, умения добиться в жизни поставленной цели и отстоять свои убеждения.

Исследователи агрессии считают, что молча сдерживать её так же неэффективно, как и срывать злость на других. Т.е., агрессию надо уметь направлять в нужное русло, которое не будет противоречить общепринятым нормам, законам определённого общества. Человек должен уметь трансформировать агрессивную энергию в творческую, социально приемлемую деятельность. [4, 29-31]

В настоящее время все большую актуальность приобретает исследование агрессии и агрессивности. Особенно актуально изучение данного понятия по отношению к студентам – психологам. Ведь в дальнейшем студенты это профессионалы своего дела. Психологи выполняют социальную роль в жизни общества. Они являются и друзьями – потому, что могут выслушать и посочувствовать, и «следователями» т.к. ищут причину образовавшихся проблем и соответственно задают необходимые вопросы, и врачами – с целью установления диагноза, и «педагогом» потому, что могут различить что такое «хорошо» и что такое «плохо», и авторитетом, т.к. при общении с другими

клиентами имеет достаточно большой объем знаний и практики. В связи с этим уже в процессе обучения необходимо проводить исследования будущих специалистов и в случае каких – то отклонений корректировать их поведение. На мой взгляд в институты наряду с теоретическим обучением необходимо вводить и практические занятия самих студентов, проводить тренинги, исследовать по общепризнанным методикам.

Список литературы

  1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция/А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2008. – 384

  2. Алтунин А.В. Психическая агрессивность //Студенческий меридиан №2, 2006.

  3. Бодалев А. А. Общая психология. - М.: Проспект 2007. – с.110

  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2008.

  5. Психология эмоций. Тексты. / В. К. Вильнас и Ю. Б. Гипенрейтер. - М.: Изд-во Московского Университета. 2006. – с.14

Просмотров работы: 1532