Актуальность.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется нам, как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и экологического мировоззрения личности в целом, должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
В проекте Федерального закона «Об экологической культуре», «Концепции дошкольного воспитания» подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, то есть выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.[1]
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для всестороннего воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
В настоящее время, и это правомерно, экологическая образованность и воспитанность становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды [2].
Доказано, что основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Как утверждает С. Н. Николаева, важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. По данным психологов, примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе.
Многими исследователями отношение к природе рассматривается, как особая часть или элемент целостного отношения к реальному миру. Поскольку, свойства личности проявляются и формируются только в отношениях, изучение отношений является основным в педагогической диагностике экологического воспитания.
Целью нашего исследования стало выявление эффективных педагогических условий формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Мы предполагаем, чтовоспитание основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при включении в учебно-воспитательный процесс природоохранной деятельности совместно с взрослыми и при оптимизации предметно- развивающей среды.
Методологическими основами исследования стали положения о единстве природы и общества, социальной обусловленности отношений человека и природы; исследования экологической культуры как общечеловеческой ценности (И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, Д. В. Владышевский, Б. С. Кубанцева, В. Р. Душенков, Б. Т. Лихачев, С. Н. Глазачева, О. Н. Козлова, В. А. Игнатова и др.); ествественнонаучные основы экологического образования (А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Реймерс и др.); общеметодические аспекты экологического образования дошкольников (Н. А. Рыжова, С. Н. Николаева, Т. В. Потапова, А. Вересов, Т.А. Серебрякова, П.Г. Саморукова и др.).
Базой исследования являетсяМБДОУ №126 «Радуга» г.Чебоксары. В педагогическом эксперименте участвовали дети и родители старшей группы.
С Целью выявления показателей уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, нами была проведена диагностика по методике Смирновой В.В.
Экологическая воспитанность является результатом присвоения дошкольниками ценностей экологической культуры в ходе экологического образования и выражается в гуманно-ценностном отношении к природе (усвоение экологических представлений, умений осуществлять природоохранную деятельность и накопление эмоционального опыта отношения к живым существам).
Для выявления особенностей ценностного отношения к природе в суждениях детей были использованы следующие задания: 1) изучение особенностей понимания детьми ценности природных объектов в беседе; 2) выявление интереса у дошкольников к природным объектам и деятельности с ними в ходе решения различных ситуаций; 3) изучение представления детей о правилах и нормах отношения к природе и понимание значимости их соблюдения при взаимодействии с животными и растениями. Дошкольнику предлагалось ответить на вопросы, оценить изображенные на картинках позитивные и негативные поступки детей в природе, и мотивировать свою оценку; 4) определение вербального отношения ребенка к живому объекту в ситуации выбора. Дошкольнику предлагалась ситуация, в которой герой делает выбор между помощью живому существу и более приятным для себя делом; 5) выявление представлений детей о живом и влияние этих представлений на развитие ценностного отношения детей к природе.
Для изучения особенностей проявления ценностного отношения к природе и ее объектам в поведении детей использовались следующие задания: 1) выявление характера отношения детей к животным и растениям: его активность, избирательность, устойчивость, осознанность - в естественных условиях через наблюдения; 2) изучение характера отношения детей к животным и растениям в специально созданных условиях; 3) изучение особенностей практической деятельности детей в природе - осуществление ухода за растениями (полив, рыхление, удаление пыли).
Результаты выполнения данных заданий, позволяют получить полную картину своеобразия и уровневых проявлений экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
Оценить уровень экологической воспитанности возможно на основе наличия у детей: 1) проявлений гуманного отношения к животным и растениям; доброжелательности и интереса к ним, стремления осуществить позитивное взаимодействие с живыми существами, оберегать живое и заботиться о нем; 2) экологических представлений о животных и растениях как живых существах, сложившихся в природе связях, ценности объектов природы вытекающих из этого нормах отношения к ним; 3) практических умений, позволяющих ребенку осуществлять уход за животными и растениями и проявить гуманное отношение к ним в деятельности.
По итогам диагностики были выявлены следующие уровни экологической воспитанности детей. Для детей первого уровня (50%) характерно отсутствие интереса и выраженной положительной направленности к природным объектам. Дети действуют в природе неосознанно, подражательно, присоединяются к неправильным поступкам других, соблюдают правила поведения только в условиях внешнего контроля. Представления о живом поверхностны, практические умения не сформированы.
Дети, отнесенные ко второму уровню (40%), отличаются избирательной направленностью положительного отношения к природе, распространяющегося на отдельные привлекательные живые объекты. Характерно расхождение вербального и реального поведения в природе. В уходе за живыми объектами, дети увлекаются процессом, не нацелены на результат, поскольку не осознают до конца его направленности.
Только 10% детей достигли 3 уровня. Для них характерна выраженная положительная направленность к широкому кругу объектов природы. Они хорошо ориентируются в правилах поведения в природе, их вербальное и реальное отношение к ней преимущественно совпадает, необходимость гуманного отношения к природным объектам дети мотивируют пониманием ценности жизни. Качественно осуществляют уход за живыми существами. Тем не менее, во взаимодействии данных детей с животными и растениями наблюдались ошибки, связанные с недостаточной степенью активности отношения, вариативности мышления и т.п. Как правило, эти дошкольники имеют опыт общения с природными объектами в семье, их родители отличаются интересом и бережным отношением к природе, уделяют внимание их воспитанию.
Эксперимент показал, что в рамках традиционного подхода к воспитанию у детей формируется гуманное ценностное отношение к ней. Однако, выявленные в ходе исследования уровни развития являются неудовлетворительными.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по воспитанию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически. Не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось практической деятельности со взрослыми в повседневной жизни. Хотя, всем известно, что для дошкольников первостепенное место имеет образец взрослого.
Таким образом, разработанная система педагогических мероприятий по формированию экологической культуры у детей в совместной деятельности с взрослыми является актуальной.
Список литературы
Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок [Текст] / Л.М. Маневцова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дет.сада [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.