ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ТЕХНОЛОГИЯМ РАБОТЫ С КОНФЛИКТАМИ, ВОЗНИКАЮЩИМИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ТЕХНОЛОГИЯМ РАБОТЫ С КОНФЛИКТАМИ, ВОЗНИКАЮЩИМИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Признание конфликта как неотъемлемой составляющей жизнедеятельности общества и каждой отдельной личности, закрепление за ним статуса индикатора прогресса, а также пропаганда толерантности, отказ от насилия, жестокости, отнюдь не избавили современного общество от целого букета проблем, обусловленных спецификой отношений, возникающих в условиях поликультурности.

Этническая перемешанность школ, постоянный приток эмигрантов, неумение и нежелание оставлять за представителями других национальностей права «этнического своеобразия» становятся причиной роста конфликтов в современных школах. Нелестные прозвища, ярлыки, насмешки, бойкотирования и игнорирование – наверное, не самый опасный список проявлений в отношении представителей других национальностей. Справедливости ради, следует отметить не всегда корректное и достойное поведение мигрантов по отношению к коренным жителям. Но, во-первых, они-в меньшинстве, а во-вторых, выяснение- кто прав, кто виноват, кто корректен, а кто - не очень, вряд ли позволит решить проблему. Тем более, как известно, в конфликте нет абсолютно правой и абсолютно виноватой стороны.

ЮНЕСКО, определяя образование как скрытое сокровище, в качестве одного из его основных приоритетов провозглашает тезис - «научиться жить вместе», то в свою очередь предполагает умение жить в мире и согласии, решать споры на основе диалога, освоение толерантного способа жизни. Тезис ЮНЕСКО положен в основу разработки новой парадигмы, которая можем быть определена как поликультурный подход в образовании, раскрывающий возможности межнационального общения и диалога, формирование интереса к истории и культуре представителей различных национальностей, толерантного образа жизни.

Однако разработка данной парадигмы при всей ее значимости и актуальности требует, в первую очередь, еще больших усилий от педагогов, на которых, на наш взгляд, ложиться основная функция по реализации принципа «научить жить вместе». При этом в науке давно известно, что нельзя научить другого тому, чего не умеешь сам. Именно с этой целью нами разработана методическая основа дисциплины «Конфликтлогия», направленная на формирование знаний в области методологических, теоретических и методических основ исследования конфликтов, развитие умений и навыков по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтных ситуаций, а также подготовка к конструктивному решению конфликтов различного вида, в том числе возникающих в поликультурной образовательной среде.

Справедливости ради следует отметить, что дисциплина, в первую очередь, разработана для студентов педагогических вузов-будущих учителей, между тем, ее изучение полезно и необходимо для работающих педагогов, не имеющих необходимой конфликтлогической компетентности для работы в условиях поликультурности.

При выстраивании логики изучения дисциплины мы воспользовались идеей И.А. Зимней о характеристиках, представляющих определенные аспекты содержания компетенции.

1) Когнитивный аспект - знания о конфликте, его профилактике, возможных стратегиях его разрешения, ведении переговоров; уровень восприятия существующих и возможных действий оппонента, сферах индивидуальности.

2) Мотивационный аспект - готовность к проявлению, система побуждений индивида, связанных с конфликтной ситуацией, отражает состояние внутренних побуждающих сил, которые благоприятствуют адекватному поведению в конфликте. Свойства мотивации конфликта проявляются через признаки конфликтогенности в интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферах.

3) Поведенческий аспект - умение проектировать свое взаимодействие как бесконфликтное, что подразумевает владение совокупностью необходимых умений таких, как реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации с использованием технологий разрешения и управления конфликтами; рефлексивное слушание; ясная и точная передача собственной точки зрения и позиции; установление и соблюдение правил и порядка ведения в конфоликте; анализ и критическая оценка действий конфликтующих сторон; принятие взвешенных и ответственных решений.

Когнитивный аспект дисциплины Конфликтлогия с учетом специфики обучения в педагогическом вузе представлен

1) четырьмя основными разделами:

- конфликт как социальный феномен общественной жизни - изложены основные положения теории конфликта, его признаки, структура, функции.

- управление конфликтом - содержит анализ причин возникновения, способов урегулирования, участие третьей стороны в разрешении конфликта, а также проблемы насилия в конфликтах.

- типология конфликтов - описывает различные виды конфликтов, особенности и специфику их протекания, разрешения и профилактики.

- конфликты в социально-педагогическом процессе - посвящен специфике педагогических конфликтов, анализу причин их возникновения, способов протекания, урегулирования, основных направлений профилактической работы.

2) одиннадцатью темами:

1. Социальный конфликт: признаки, структура, функции. Психологическая традиция изучения конфликта. Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой. Философское понимание конфликта. Социальные противоречия и социальные конфликты. Понятие о конфликте и его психологической структуре. Конфликт как трудно разрешимое противоречие. Конфликт как актуализировавшееся противоречие. Конфликт как многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление. Различные подходы к определению конфликта Сущностные свойства конфликта:наличие противоречия, различий между интересами, ценностями, целями,мотивами, ролями субъектов; противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать «Я»;негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики взаимодействия. Признаки конфликта (биполярность, активность, направленность на преодоление противоречий, наличие субъекта как носителя конфликта). Основные элементы структуры конфликта: стороны, участники, субъекты конфликта; предмет конфликта; условия протекания; образы конфликтной ситуации; возможные действия участников конфликта; исход конфликтной ситуации. Значение конфликтов в жизни человека, организации, общества; негативные и позитивные функции конфликтов, конструктивные, деструктивные конфликты.

2. Методы исследования конфликтов. Характеристика основных методов исследования конфликтов. Наблюдение, его возможности, достоинства и недостатки. «Профессиональные» наблюдатели конфликтов. Сбор информации с помощью опросов, интервью, достоинства и недостатки. Тестирование в конфликтологии. Эксперимент в конфликтологии, особенности организации. Этические аспекты использования эксперимента в исследовании конфликтов.

3. Анализ конфликта, стадии его разрешения. Стадии конфликта, особенности, специфика протекания каждой стадии. Начало конфликта - роста напряженности, инцидент как формальный повод начала конфликта. Стадия собственно конфликта, возможные варианты поведения субъектов, участников. Разрешение конфликта. Типичные ошибки в разрешении конфликтов - запаздывание в принятии мер по урегулированию конфликтов; попытка разрешить конфликт без выяснения его истинных причин; шаблонное применение схем урегулирования конфликта без учета его типа и особенностей и т. д. Стадии разрешения конфликта: анализ конфликта; принятие решения о вмешательстве в конфликт с учетом его исхода; реализация принятого решения. Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов как комплекс мер, направленных на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта. Удовлетворенность сторон разрешением конфликта. Разрешения конфликта как воздействие на причины его порождающие и его участников. Анализ источников; субъективных или объективных переживаний участников; глубины конфликта; биографии конфликта; позиций и отношений участников.

4. Способы поведения в конфликте. Конфликтная личность. Основные модели поведения в конфликте и соответствующие типы его участников: деструктивный, конформистский, конструктивный. Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации. Применение двухмерной модели К. Томаса для описания стратегии конфликтного взаимодействия. Выбор стратегии поведения в конфликте в зависимости от степени внимания сторон к интересам других, а также от степени важности проблемы и заинтересованности в ее решении. Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество; компромисс; избегание; приспособление; настойчивость (принуждение). Понятие конфликтная личность. Типы конфликтных личностей, особенности поведения.

5. Участие третьей стороны в разрешении конфликта. Формы вмешательства третьей стороны в разрешение конфликтов. Медиаторство, примирение, арбитраж; рабочие группы по разрешению проблем и «советование. Арбитраж как государственная или официальная практика. Алгоритм арбитража. Применение «модели арбитража» на практике; достоинства и недостатки. Медиаторство как важнейший инструмент разрешения конфликтов на различных уровнях общественной жизни. Медиатор как центральная фигура процесса. Эффективность медааторства: за и против. Границы медиаторства, Стратегии и техники медиаторства. Участие психолога в разрешении конфликта. Принцип психологического посредничества: направленность на создание диалога между людьми. Этическая, моральная позиция психолога.

6. Насилие в конфликтах. Типология насилия: прямое, структурное, культурное насилие. Природа человеческой агрессивности. Биогенетические, психологические, экологические и социальные подходы в объяснении агрессивности человека. Насилие как одно из свойств человеческой природы. Цели и мотивы насилия. Насилие как средство доминирования и господства. Насилие как борьба за существование. Эмоционально-психологические компоненты насилия. Последствия насилия. Механизмы ограничения человеческой агрессивности. Нравственные ограничения: насилие и мораль. Идея ограничения насилия в обществе. Концепция ненасильственного развития общества. Профилактика насилия и жестокости в современном обществе.

7. Внутриличностные, межличностные и групповые конфликты. Потребности, интересы, ценности и мотивы поведения личности. Причины и источники внутриличностных конфликтов и формы их проявления. Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов. Развитие стрессоустойчивости. Последствия внутриличностных конфликтов. Значение конфликтов в развитии личности. Межличностные конфликты: причины и мотивы возникновения, типология. Способы разрешения и урегулирования межличностных конфликтов. Причины возникновения групповых конфликтов. Функции внутригруппового конфликта. Последствия конфликтов в группе.

8. Социально-трудовые конфликты.Проблемы социально-трудовых отношений в обществе. Причины возникновения и сущность социально-трудовых конфликтов. Действующие силы конфликта. Внешние и внутренние факторы конфликта. Динамика развития социально-трудового конфликта. Забастовка и формы её проявления в конфликте.

9. Межэтнические и политические конфликты. Противоречия ценностей и норм в полиэтническом государстве. Этнические конфликты и их классификация. Психология морали в этнических конфликтах. Способы формирования «образа врага». Война как одна из форм этнических конфликтов. Способы разрешения межэтнических конфликтов. Причины возникновения и типология политических конфликтов. Виды и способы проявления политических конфликтов. Проблемы достижения социально-политического согласия в обществе. Урегулирование и разрешение политических конфликтов. Управление конфликтами в обществе.

10. Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе. Причины возникновения конфликтов в условиях школы и ВУЗа. Особенности педагогических конфликтов: различный социальный статус участников (учитель-ученик); разница в возрасте и жизненном опыте участников (как следствие разная степень ответственности за ошибки); различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика»); присутствие других учеников при конфликте; профессиональная позиция учителя в конфликте – взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика как формирующейся личности и т. д. Конфликт в педагогической деятельности как проявление стремления учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Виды конфликтогенных педагогических ситуаций: ситуации (или конфликты) деятельности; ситуации (конфликты) поведения; ситуации (конфликты) отношений. Противоречия в системе высшего образования (на уровне взаимодействия общество-ВУЗ, ректор-вузовский коллектив, студент- преподаватель, преподаватель-преподаватель, студент- студент).

11Предупреждение и урегулирование конфликтов в социально-педагогическом процессе. Принципы управления педагогическими конфликтами: принцип заинтересованности в психологических последствиях конфликта для нравственного развития личности; принцип системности анализа причин конфликта, объективных и субъективных факторов в его возникновении; принцип исключения односторонней ответственности за возникновение конфликта; принцип нейтралитета по отношению к враждующим сторонам; принцип профилактики конфликтов (не игнорирование, а выявление конфликтных ситуаций и организация последующей индивидуальной работы с ними). Технологии локализации, нейтрализации, урегулирования и разрешения социально-педагогических конфликтов. Роль педагога в урегулировании конфликта и формирование у учащихся навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-16-71005 а/Ц

Просмотров работы: 2636