Высокие требования к современной системе образования, определение физического, социально-личностного, познавательно-речевого развития дошкольника делает особенно важной проблему изучения вопросов подготовки к школе и диагностики детей старшего дошкольного возраста.
Психологическая готовность к школе – один из важнейших компонентов общей готовности к обучению в школе.
Актуальность изучения психологической готовности детей к обучению в школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: вводятся новые требования к образовательным программам; все более высокие требования предъявляются к уровню развития детей, идущим в первый класс; изменяется сама структура образовательной деятельности в школе.
Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными: Л.И. Божович, И.А.Бурлакова, Л.А.Венгер, В.В. Давыдов, И.В.Дубровина, Д.Б. Эльконин и др.
Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к новым социальным ситуациям развития на протяжении всего жизненного пути, личностного развития человека.
В настоящее время сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей соответствовать этим требованиям. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной, которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома.
Проблема исследования психологической готовности к школе обусловлена запросами практики. Для того чтобы ребенок мог в дальнейшем включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть достигнут определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире.
В дошкольном образовательном учреждении №84 г.Тулы было проведено исследование, направленное на диагностику психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Эксперимент проводился индивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы «Об отношении к школе и учению». Экспериментатор знакомился с ребенком и спрашивал, хочет ли он пойти в школу. Детям предлагалось ответить на 9 вопросов, таких как: что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, привлекательное, любимое в школе? По результатам ответов детей можно сделать вывод об их школьных, либо дошкольных предпочтениях. По результатам данной методики было выявлено, что 60% испытуемых на первое место ставят дошкольный образ жизни. Этим детям интересно, как учатся школьники, но они все же предпочитают еще побыть дома, заняться рисованием, играть, следовательно, внутренняя позиция школьника и мотивы учения до конца не сформированы и только у 40% детей сформирована внутренняя позиция школьника и они готовы к обучению в школе. При каждом ответе на вопрос данные дети тщательно продумывали ответ, сосредоточенно и тщательно подбирали слова, высказывали свое заинтересованное отношение к школе, рассказывали, что уже бывали там и им очень понравилось. высказали большой интерес к обучению в школе, выбрали учебные занятия, проявили сильный интерес к книгам, сами просят, чтобы им читали; ребята выбрали в игре роль ученика, и урок длиннее перемены. Все это говорит о сформированной внутренней позиции школьника у этих детей.
Для определения отношения детей к школе и уровня школьной тревожности использовалась диагностическая методика «Рисунок школы». Для проведения исследования каждому ребенку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». Качественный анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что у 60% детей присутствует некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для них ситуации. Рисунки детей наделены светлыми и темными тонами в равной степени, объекты рисунка прорисованы тщательно, аккуратно; на нем симметричное изображение, много деталей (книги), изображены дети, стоящие около парт и учитель, сам «процесс учения». У 40% детей присутствует явно выраженный страх перед школой; часто это приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками. Данные рисунки имеют темные тона, мрачные краски были использованы в ходе рисования, объекты изображены на рисунке несколько небрежно и неясно, общие картины рисунков имеют мало деталей, погода хмурая, людей не видно.
Данные проведенного среди педагогов воспитанников анкетирования свидетельствуют, что воспитатели группы отмечают важность психологической готовности детей к обучению в школе. По итогам проведения исследования нами была разработана развивающая программа, направленная на повышение уровня психологической готовности.
Основные направления программы: формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов; раскрытие индивидуальных способностей и особенностей; развитие навыков общения со сверстниками; повышение уровня психологической готовности ребенка к школе (развитие памяти, внимания, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы для повышения школьной успеваемости); повышение внутригруппового статуса.
В нашей работе мы выделили три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе: Во-первых, это формирование умственного компонента готовности к обучению в школе. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
Во-вторых, это формирование нравственного компонента готовности к обучению в школе. Этот компонент тесно связан с изменением характера взаимоотношений ребенка со взрослыми и рождение у него на этой основе нравственных представлений и чувств, названными Л.С. Выготским внутренними этическими инстанциями. В течение всей жизни дошкольника у него формируется обобщенное знание многих социальных норм.
В-третьих, формирование мотивационного компонента. Речь идет о воспитании мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Занятия проводились в игровой форме, т.к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, мы, в процессе выполнения упражнений, развиваем их способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы. Каждое занятие начиналось ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта с детьми, и завершалось ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия. Продолжительность процедуры 5-7 минут. Основная часть занятий включает в себя упражнения направленные на развитие познавательных и коммуникативных навыков. Заключительная часть (подведение итогов занятия, краткое обсуждение, ритуал прощания). Продолжительность 5 минут.
Занятия построены в игровой форме и в форме соревнования. Программа рассчитана на группу 10 человек. Перед каждым занятием детям раздавался наглядный материал, с которым они работали. Настроение детей было приподнятым и веселым, детям нравилось каждое задание, они проделывали все задания старательно, не отставая друг от друга.
Развивающая программа с целью подготовки ребенка к школе была осуществлена успешно. Организованная таким образом работа способствует повышению уровня психологической готовности детей к обучению в школе.
Список литературы:
Ягловская Е.К., Бурлакова И.А. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. Рекомендации для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада и учителей начальной школы. – М.: МГППУ, 2010 – 32с.
Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
Семаго Н. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации /Н.Семаго, М.Семаго. – М.:ООО “Чистые пруды”, 2005. – 32 с.