БУЛЛИНГ: КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ИНИЦИАТОРАМИ И ЖЕРТВАМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

БУЛЛИНГ: КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ИНИЦИАТОРАМИ И ЖЕРТВАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под термином «буллинг» понимается запугивание или же своеобразный физический и психологический террор одних людей по отношению к другим с целью подчинения их себе на почве страха, преднамеренно вызванного преследователями у их жертв. В последние годы появилась новая разновидность школьного буллинга, так называемый кибербуллинг, когда жертва получает оскорбительные послания на свой электронный адрес в Интернете или через другие электронные устройства.

Жертвами буллинга может стать любой ребенок, но обычно для школьной травли выбирают тех, кто слабее или как-то отличается от других. Среди этих причин могут быть: плохие социальные навыки; особенности поведения; физические недостатки; страх перед школой; отсутствие опыта жизни в коллективе.

Инициируется буллинг учениками, которые снова и снова нарушают правила, используют насилие и подавление других учеников, для утверждения своего авторитета, извлечения выгоды или как способ развлечься. В большинстве случает ученики, которые используют «буллинг» как способ самоутверждения имеют проблемы в семье или испытывают социальные трудности. Инициаторов буллинга называют буллеры. Нередко у жертв насилия возникает эффект привыкания: его неадекватное поведение теперь воспринимается как такое, в котором он сам же и виноват. Своими силами он уже не может справиться с ситуацией. Появляются первые признаки нарушения здоровья.

Психолог Дан Ольвеус выделил такие основные черты инициаторов буллинга как: желающие быть в центре внимания; уверенные в своем превосходстве над жертвой; с высоким уровнем притязания; мечтающие быть лидерами в классе; агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения в жертве; дети, не признающие компромиссы; со слабым самоконтролем; интуитивно чувствующие, какие одноклассники не будут оказывать им сопротивления.

Последствия буллинга, иногда могут преследовать свою жертву на протяжении всей жизни, эти дети в дальнейшем могут стать жертвами в Высшем Учебном Заведении, на работе, или армии. Если учащийся на протяжении длительного времени, подвергался школьной травле, у него может развиться серьезное постстрессовое расстройство. Постстрессовое расстройство может выражаться в повышенном уровне тревожности у ребенка; могут появиться соматические расстройства, бессонница.

Конфликты между детьми в школе явление довольно частое, является неизменным атрибутом их взросления и эмоционального развития. Несмотря на то, что конфликты в школе доставляют множество негативных эмоций, как самому ребенку, так и его родителям, в конфликтах можно найти и положительные компоненты, которые учат ребенка решать проблемы и находить общий язык со сверстниками. Коммуникативные навыки обязательно пригодятся ему в будущем.

Чаще всего конфликт между детьми в школе возникает из-за борьбы за авторитет. В каждом классе есть несколько лидеров, которые противостоят друг другу, вовлекая в конфликт и других учеников. Это противостояние может быть как среди мальчиков так и среди девочек, или, например, одного человека и всего класса. Дети школьного возраста склонны к демонстрации собственного превосходства, иногда это может проявляться в циничности и жестокости по отношению к окружающим и особенно к более слабым детям.

Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому детей следует научить разрешать конфликтные ситуации без проявления агрессии и насилия к окружающим. Только конструктивный диалог может помочь принять наиболее правильное решение при выходе из конфликтной ситуации, помогает выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения. Конфликтность ребенка ведет к недоверию в его сторону, враждебности, а впоследствии и к закреплению в его сознании стереотипов конфликтного поведения.

По результатам психодиагностического исследования учащихся восьмого класса, выполненного в одномй из школ г. Тулы, удалось учтановить, что такой стиль поведения как соперничество свойственен 2 из 14 учащимся. Соперничество - стиль поведения, в большей степени свойственный активным и агрессивным людям с мотивацией активно-оборонительного поведения или самоутверждения в качестве доминирующих мотиваций. Сотрудничество свойственно лишь 3 из 14 учащимся.

Сотрудничество - стиль, направленный на разрешение противоречий, лежащих в основе конфликта. Характеризуется тем, что субъект конфликта ориентирован на разрешение задачи, а не на социальные отношения и может в связи с этим жертвовать своими ценностями ради достижения общих целей.

Компромисс свойственен 6 из 14 учащимся. Компромисс - стиль поведения осторожных, рационально мыслящих людей, ориентированных на сохранение стабильных социальных отношений в ущерб общей цели и задачам.

Избегание используют 2 из 14 учащих ся. Избегание - стиль, ориентированный на сохранение статуса своего «Я», поэтому наиболее полное социально пассивный, сводящийся обычно к непризнанию наличия внешнего конфликта. Учащиеся с преобладанием такого типа поведения сводят свое поведение в конфликте до минимума.

И, наконец, такой стиль поведения как приспособление свойственен 1 из 14 учащемуся. Приспособление - стиль, ориентированный на сохранение социальных отношений. Субъект осознает наличие внешнего конфликта и пытается к нему приспособиться с помощью различных тактик. Учащийся с преобладанием такого типа поведения не проявляет инициативы и способности к активным социальным действиям, что может привести к возрастанию напряженности внутренних конфликтов личности.

Для повышения авторитета ребенка среди сверстников следует применять ряд профилактических мер: научить ребенка не бояться своих одноклассников; вовлекать ребенка в классные мероприятия; помочь избавится от плохих привычек, способствовавших проявлению буллинга; повысить самооценку ребенка, поддерживать сильные стороны ребенка.

Буллинг является актуальной проблемой современного общества. Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома. В школе необходимо проводить мероприятия по профилактике и предотвращения буллинга, тренинги по преодолению этой проблемы и информированию школьников, учителей, родителей.

 

Просмотров работы: 1426