Несмотря на то, что сам термин «буллинг» появился не так давно, проблемы, связанные с проблемой унижения и «задирания», являются серьёзной проблемой в отношениях между членами коллектива, на протяжении столетий. З. Фрейд в своей теории агрессии, подчеркивал, что агрессия имеет инстинктивную природу, и преодолеть ее невозможно, кроме как, ограничить социальными нормами. Можно представить, как агрессия школьников выглядит со стороны: охота стаи животных за одним слабым зверьком, загоняемым в угол.
Для подростков это игра – так играет кот, принесший с улицы грязную, испуганную мышку. Он не хочет ее убивать, ведь, для него она не пища. Сытый кот наслаждается, наблюдая за тем, как это «серое нечто» пытается вырваться из его цепких лап. Иной раз, ей удается отбежать, но он нагоняет, ведь, интерес еще не прошел.
Теперь, вокруг уже не звери. В момент азарта, подталкиваемые своим вожаком, люди способны на гораздо большее зло. В своей эволюционной теории К. Лоренц отмечает, что благодаря тому, что с биологической точки зрения, человек менее опасен, его сдерживающее начало, т.е. - то, что не позволяет причинять вред представителям своего вида, - также слабо.
«Выживает сильнейший» - закон джунглей. Не его ли используют, сознательно или бессознательно, подбирая жертву буллинга? Ими становятся слабые, больные и неприспособленные люди, или тот, кто посмел зайти на территорию лидера, без поддержки и защиты. В таком человеке лидер класса или группы видит угрозу. Ведь, чаще всего, те, кто пытаются запугать другого, просто надеются повысить авторитет и свое «Эго» за чужой счет. Человеческому вожаку остается лишь «указать» на «мышку», и начнется травля. Ведомые стадным инстинктом, члены школьного коллектива даже не подумают о том, чтобы воспротивиться приказу. Единицы поставят себя на его место, представят: как это – быть изгоем? Вообразят, но ничего не предпримут, испугаются, что окажутся на месте несчастного. Страх оказаться не таким как все, отделиться от общества - тот же естественный инстинкт человека.
Не каждый может выдержать такую обстановку. Все дни напоминают войну; мысли заняты тем, как бы не пострадать, а на учебу и вовсе сил не остается. Кто-то перестает посещать занятия, кто-то «скатывается» в успеваемости, а кто-то и вовсе, убегает из дома, или пытается покончить с жизнью. По статистике, у тридцати процентов населения в возрасте от 14 до 24 лет возникают мысли о суициде, в девяносто процентов случаев – это попытка привлечь к себе внимание. Та же статистика, говорит, что подобных ситуаций среди парней в четыре раза больше, чем среди девушек.
Считается, что по своей природе, мужчины более склонны к агрессивному поведению, но, в тоже время, доказано, что женщины, обладая более выраженной эмпатией и чувством вины, подавляют у себя открытое проявление агрессивности там, где мужчины ее проявляют.
«Одно из основных качеств мужчины — это агрессивность, без агрессии мужчина становится вялым, бездеятельным, безынициативным. Агрессия тесно связана с его врожденными потребностями, является частью его успешной деятельности», - пишет известный психолог Денис Филимонов.
Именно по этой причине, мужчины больше проявляют свою агрессивность во время драк, в то время как женщины предпочитают косвенное проявление агрессии: оскорбления, слухи, сплетни. Возможно, именно по этой причине мужчины хуже переносят психологическое воздействие, особенно, в тех ситуациях, когда обидчик сильнее, или же -обстоятельства не позволяют применить грубую силу.
Так же, сама культура воспитания подталкивает людей к выполнению определенного шаблона поведения, рожденного из стереотипов, традиций и отношений в семье. Мужчина – защитник, воин, солдат, драчун, сорванец, а девушка – слабая, мирная, заботливая, хитрая, лукавая и т.д. Вспомним, хотя бы, кота Базилио и лису Алису из известной сказки. Одна действует словами, другой - кулаками.
Можно отметить, что девушкам, несмотря на всю свою слабость, легче пережить подобные агрессивные проявления доминирования со стороны окружающих, по причине меньшей склонности к лидерству. Основатель школы Саммерхилл, новатор в области образования и автор многих книг, Александр Сазерленд Нилл в своих работах неоднократно отмечал, что высокая агрессивность по отношению к окружающим людям у школьников, является не чем иным, как ответной реакцией на дисциплину и напор со стороны взрослых. Чем более свободным чувствует себя ребенок, тем меньше проявляется агрессия. Как известно, страх, зависть и ревность – основные катализаторы агрессивного поведения.
Детям, как и взрослым, свойственна агрессия, и только от того, насколько взрослые смогут организовать их окружающий мир, воспитать, найти причину агрессивности, уточнить, на что она направлена - можно будет говорить о стабильном психологическом развитии. Вряд ли существует универсальное лекарство против агрессии, тому замечательным подтверждением служит книга Стивена Кинга «Конец света». Когда гениальный ученый с подавленной агрессией, превратил человечество в пассивных существ со слабым интеллектом.
Но, несмотря на имеющиеся трудности целесообразно продолжать разрабатывать научные методы, которые помогут многим детям и взрослым обрести душевное равновесие и адекватно реагировать на вызовы любой среды. Помощь нужна как «охотнику», так и «жертве». Разумные варианты ответа на эту психологическую, социальную, культурную проблему желательно искать, основываясь на комплексном изучении гендерных, возрастных и индивидуальных особенностей личности.