Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Оно связано с резким изменением всего образа жизни. Первоклассники должны привыкнуть к новому школьному коллективу, к новым требованиями к новым повседневным обязанностям.
Согласно данным социологических исследований, большинство детей старшего дошкольного возраста стремится стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но с началом учебной деятельности для многих из них школьные требования оказываются слишком трудными, а распорядок слишком строгим. Для этих детей период адаптации к школе может стать травмирующим.
По мнению отечественных ученых (A.M. Вейн, Г.М. Зараковский, В.П. Казначеев, А.И. Клиорин, В.И. Медведев, Н.А. Разыграев, В.П. Чтецов, Г.Я. Шидловский и др.), качество адаптационного процесса определяется величиной «психофизиологического потенциала индивида», в структуру которого входят характер, интеллект, энергетические и регуляторно-адаптационные возможности индивида.
В своих трудах М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, И.В. Дубровина, Д.А. Фарбер и др., исследуя проблему школьной адаптации, делают акцент на внешних факторах, влияющих на процесс адаптации, точнее – тех факторах, которые ее тормозят, а именно: чрезмерная интенсификация учебного процесса; раннее начало систематического обучения; несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей; нерациональная организация учебного процесса и зачастую стрессовая тактика педагогического взаимодействия. Поэтому взаимосвязь и взаимозависимость эмоционально-мотивационной сферы и систем вегетативного регулирования, особенности взаимодействия педагога и учащихся в процессе педагогического общения обусловливают необходимость изучения соотношений педагогических, психологических и психофизиологических функций в адаптационном процессе младших школьников.
Для обеспечения эффективности адаптационного процесса существенное значение имеет психолого – педагогическое сопровождение обучаемых. Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях общеобразовательной школы – достаточно молодое направление в образовании. Первая книга в помощь школьному психологу вышла в 1991 году: «Рабочая книга школьного психолога» под ред. А.И. Дубровиной. В работах М.Р. Битяновой, Р.В Овчаровой, Л.М. Фридмана также рассматривались вопросы психологического мониторинга в школе.
Цель данного сопровождения, по мнению Битяновой М.Р. – создать для ребёнка, обладающего психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определённых личностных задач, соответствующие условия обучения и общения. То есть такие условия, которые не провоцировали бы отклонений в поведении, внутриличностных конфликтов, позволяли бы в доступной ребёнку форме решить образовательные задачи. Всё это может послужить основой успешной школьной жизни, а может стать камнем преткновения, причиной болезненных состояний, внутренних и внешних конфликтов, тотальной личностной не успешности в настоящем и будущем.
Именно поэтому необходима система психолого – педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников в школе, позволяющая преодолевать трудности, вовремя реагировать на проблемы и направлять процесс адаптации таким образом, чтобы учащиеся первого класса благополучно адаптировались, сохранили своё физическое и психическое здоровье и успешно усвоили учебную программу.
«Сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем – либо в качестве спутника или провожатого». То есть сопровождение ребёнка по его школьному пути – это движение вместе с ним, рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
По мнению М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Ю.В. Забродина,сопровождение как основа профессиональной деятельности школьных педагогов и психологов ориентировано на создание условий (педагогических, психологических, социальных) успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Таким образом, задачей психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, является разработка и внедрение в школьную практику программы таких условий и ситуаций, которые обеспечивали бы каждому ребенку возможности решения своих актуальных потребностей: образовательных, возрастных, индивидуально-личностных. И задачи эти - общие для всех взрослых, включенных в учебно-воспитательный процесс. Наличие общей профессиональной цели, центрированной на ребенке, процессе его обучения и развития, делает всех взрослых равноправными и равно ответственными, задаёт им общее поле для сотрудничества, заставляет искать различные формы обмена знаниями, представлениями. Педагог и психолог (они прежде всего) в рамках работы, построенной, на идее сопровождения, становятся очень нужными друг другу, так как их связывает единое отношение к ребенку, и общая профессиональная цель, достичь которую легче, объединив усилия и ресурсы.
Список литературы
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе /М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 1998.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М., 2008.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2007.