Проблема мотивации вообще была и остается одной из самых острых в психологической теории и практике. Профессиональная мотивация, заявившая о себе по-новому в настоящее время, на наш взгляд, может и должна быть интерпретирована только через понимание мотивации.
Подготовка высокопрофессионального компетентностного, конкурентоспособного специалиста возможна только в том случае если удается ответить на вопрос, что движет специалистом, побуждает его к деятельности, к поиску новых инновационных форм и методов, выработке наиболее оптимального и приемлемого стиля деятельности. Зная мотивы, механизмы их формирования, можно не только и не столько оптимизировать деятельность специалиста, но и в определенной степени облегчить ее, вывести на качественно новый уровень.
Проблема профессиональной мотивации должны решаться уже в вузе и не на выпускных курсах, а с первых дней приобретения студентами компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.
Я и мои сокурсники, как современные студенты, оказались в качественно новых условиях обучения. Мы вправе и должны самостоятельно выбирать собственную индивидуальную траекторию обучения (бакалавриат - магистратура), самостоятельно планировать посещение курсов по выбору и делать предпочтение в пользу того или иного, уже на первом курсе решая, что важнее для будущей профессиональной деятельности, а к третьему курсу нужно определиться с интересующей научной проблематикой , при этом, хорошо бы было, чтобы статьи и тезисы, опубликованные на первом-втором курсах были в контексте этой проблематики, а при выборе базы практики - уже на втором курсе соотнести ее с будущим местом работы.
В отечественной науке сложились традиционные подходы, согласно которым проблема развития профессиональной мотивации рассматривается и решается в контексте учебной мотивации, профессиональной самореализации, профессионального самоопределения. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают подходы, делающие акцент на мотивационной сфере личности и ее динамике (Л.И. Божович, В.Н. Дружинин, В.И. Ковалев и др.), ценностных ориентациях (Б.Г. Ананьев, М. Рокич, В.А. Ядов и др.), профессиональной направленности (А.И. Гебос, А.К. Дусавицкий, Е.М. Иванова, В.Т. Лисовский, А.Ю. Панасюк и др.), готовности студентов к профессиональной деятельности (О.В. Айгистова, Е.Н. Ильина и др.).
Все эти исследования, мы считаем возможным, рассматривать в качестве методологического обоснования изучения проблемы развития профессиональной мотивации студентов, методов и средств профессионального становления и развития специалиста.
Выше мы уже говорили о специфике ситуации, в которой оказались современные студенты, в связи с необходимостью планирования индивидуальной траектории обучения. В не менее жестких условиях оказываются и молодые-начинающие свою профессиональную деятельность специалисты, к которым в современных условиях предъявляется целый ряд требований – наличие не только достаточно высокого уровня теоретической и практической подготовки, но социальная зрелость как обязательное условие, умение сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и адаптироваться к постоянно меняющимся условиям профессиональной среды.
Таким образом, проблема развития современного профессионала заключается в реализации его карьерного потенциала и возможность осуществить собственную конкурентоспособность на современном рынке труда. При этом активное управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях должно рассматриваться как одно из ключевых условий профессионального и даже жизненного успеха специалиста.
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что «…мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение» [1 с. 122].
Между тем, говоря о проблеме мотивации вообще и профессиональной мотивации в частности, на наш взгляд, необходимо остановиться еще на одной не менее значимой категории в контексте рассматриваемой проблемы. Речь идет об активности. Сразу следует отметить, что понятия «активность» (как общепсихологическое понятие) и «активность личности» (как понятие частное) в должной мере не освещаются ни в общенаучных, ни в философских, ни в специальных психологических энциклопедиях и словарях. «Активность» оказывается растворенной в категориях «труд», «деятельность», «практика», «свобода», «субъект» и т. д., в понятиях «поведение», «активация», либо, наконец, определяется через перечисление ряда способностей организма (способность к самосохранению, саморегулированию и т. п.) без вычленения связующего их признака [4].
Анализ литературы по проблеме исследования «активности» как психологической категории позволяет выделить несколько принципиальных подходов:
1) активность как внутренняя спонтанность.
2) активность как внутреннее основание существования человека.
3) активность как деятельность.
4) деятельность и общение как форма проявления активности.
5) активность как способ деятельности.
6) активность как способ отношения субъекта к объекту.
7) активность и причинная детерминация.
8) активность как внутренняя причинность деятельности.
9) активность как внутренний механизм деятельности.
10) активность как адаптивность.
11) активность как неадаптивность.
12) активность как фактор изменения деятельности.
Активность человека вообще и специалиста в частности можно определить как особое состояние, предрасположенное к тому или иному взаимодействию, или относительно устойчивое свойство, проявляющееся в уровне интенсивности реализации поведения, деятельности и их результате, устойчивости и объеме взаимодействия, исходящего из внутренней его инициативы.
Таким образом, активность и мотивацию считаем целесообразным рассмотреть как основные слагаемые профессионального успеха. У высокомотивированного студента с активной жизненной позицией значительно больше шансов стать компетентным специалистом, построить карьеру, добиться профессиональных достижений и высот.
Список литературы
Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. - С.122.
Аширов Д.А. Трудовая мотивация: учебное пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 . – 448 с. 6.
Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов . — М.: Логос 2006 . — 184с.
Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 2006.
http://fictionbook.ru