ВЗАИМОСВЯЗЬ БУЛЛИНГА И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЗАИМОСВЯЗЬ БУЛЛИНГА И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении многих лет исследуется проблема насилия и агрессии. Масштаб данных явлений не перестает удивлять. На проблему насилия среди учеников все чаще обращают внимание учителя в школе. Эта жесткость принимает различный характер и схожа с такими проблемами, как «дедовщина» в армии. У нас «дедовщину» в школе называют травлей. В США этому явлению дано определение буллинг.

Буллинг – достаточно новое понятие в жизни современного человека. Из повседневного определения это слово преобразовалось в международный термин и содержит в себе ряд социальных, психологических, юридических и педагогических проблем. И хотя для нас это слово новое, явление, которое оно означает, к сожалению, нам хорошо известно, и представляет собой одну из актуальных проблем современности, требующей тщательного изучения, однако отсутствие достаточной информации о буллинге является препятствием для разрешения этой важной проблемы. Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит педагогов различных стран мира.

Причины буллинга сложны и разнообразны. К примеру, одной из причин появления у детей признаков агрессивного поведения в школе лежит процесс социализации: наиболее экономный для ребенка путь социализации – подражание взрослому. Ребенок, видя агрессию у взрослых, подражает им. Агрессивность пока еще не является чертой характера ребенка, она взята им на вооружение как «подсмотренный» у взрослых способ поведения. Если на этом этапе агрессия не пресекается, если взамен ребенка не учат другим способам поведения, если, более того, она поддерживается взрослыми, то очень скоро ребенок начинает проявлять агрессивность сознательно.

Буллинг может возникать и как механизм самозащиты, как проявление страха или тревоги в тех случаях, когда ребенок видит реальную или мнимую опасность. Проявляя агрессивность, ребенок стремится защитить себя, оградить от того, с чем он по-другому не может справиться.

Школьное насилие подразделяется на два вида: эмоциональное и физическое.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Виды эмоционального насилия:

• насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

• отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно жертвами травли становятся дети, которые чем-то выделяются среди других. Это могут быть какие-то особенности внешности, национальность, заболевания или какие-либо видимые трудности (заикание, энурез и др.). Подпадают под огонь дети застенчивые, робкие, с трудностями в общении, слишком опекаемые родителями. Что касается психологических характеристик, установлено, что жертвы травли в школе – это чаще всего ребята, имеющие или явно завышенную, или явно заниженную самооценку. Довольно часто в этой роли оказываются дети, оказавшиеся в любимчиках у педагогов.

Ученикам 5 класса была предложена анкета «Признаки агрессивности», с целью выявления уровня агрессивности и ее влияния на окружающих. Анкета включала в себя 19 вопросов. В анкетировании приняли участие 15 школьников.

После подведения итогов были получены следующие результаты:

  • У четырех школьников наблюдается высокие показатели агрессии: у двух из них наблюдалась низкая самооцека. Это было вызвано негативным отношением окружающих, неуспеваемости по учебе и отсутствием эмоциональной поддержки.

  • Средний уровень агрессивности был выявлен у трех учеников. Исходя из ответов на задаваемые вопросы, удалось установить, что такой уровень агрессивности возник из-за постоянного недовольства собой и своим поведением.

  • Низкие показатели агрессивности были зафиксированы у восьми испытуемых. Они утверждали, что ко всем возникающим трудностям относятся с легкостью, проблем с окружающими практически не возникает.

Следовательно, возникает вопрос, о возможности возникновения буллинга в дружных и сплоченных школьных коллективах?

Травля возникает в коллективах, которые не объединены какой-либо общей идеей. Именно поэтому это так часто происходит в школьных классах и гораздо реже в каких-то других объединениях школьников (кружок, клуб, общественная организация). Поэтому лучший способ справиться с этим явлением – найти возможности объединить и сплотить коллектив вокруг какой-то конструктивной идеи. Прежде всего, эта возможность доступна школьным педагогам, но и заинтересованные родители вполне могут взять на себя такую роль. Это может быть дело, которым вы увлечены сами – будь-то журналистика, археология, танцы. Это может быть специально придуманный социальный проект – «шефские» визиты в ближайший детский дом, благоустройство территории школы, все что угодно.

Травля – болезнь коллектива, а не отдельных детей, потому важно справляться с ней, работая именно целиком с коллективом. Иначе вместо одних «зачинщиков» (допустим, выгнанных из школы) найдутся другие, вместо «жертвы», переведенной в другой класс, моментально найдется еще одна.

Таким образом, буллинг – в основном латентный для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть до самоубийства. И не имеет значения, имел ли место физический буллинг или психологический. Предотвращение случаев школьного насилия является важнейшей задачей государства, поскольку жестокое отношение к ребёнку неминуемо приводит к негативным последствиям.

 

Просмотров работы: 1498