Физическое развитие ребенка дошкольного возраста является одним из условий становления его личности и интеллекта.
Технический прогресс избавил человечество от тяжелого физического труда, но вместе с тем создал недостаток двигательной деятельности (гиподинамию). Он же постепенно лишает человека необходимого количества движений - обязательного условия для нормального развития растущего организма.
Следует отметить и тот факт, что даже высокая двигательная активность ребенка в дошкольном возрасте вовсе не обеспечивает стремления к физическим упражнениям в дальнейшем. В связи с этим уже в первые семь лет жизни нужно формировать у детей устойчивый интерес к постоянным физическим нагрузкам, овладению новыми движениями, к занятиям физической культурой.
Одним из важных условий формирования интереса к физическим упражнениям называют использование физкультурного оборудования. Оно позволяет разнообразить и варьировать упражнения, вызывает у детей эмоциональный отклик и желание действовать с ним. В особой мере все вышесказанное относится к нестандартному физкультурному оборудованию, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям.
В дошкольном образовательном учреждении №84 г.Тулы было проведено исследование, направленное на выявление интереса у детей 5 лет к физическим упражнениям.
Детям был задан ряд вопросов, по результатам которых можно сделать вывод о том, что большинству детей нравиться заниматься физкультурой - 10 человек (55,5).Среди физкультурного оборудования предпочитают мяч - 5 человек (27,7 %), скакалки - 5 человек (27,7 %), обруч - 4 человека (22,2 %), кегли - 2 человека (11,1 %). Однако в семье не занимаются физкультурой - 9 человек (50 %), прибегают к физическим упражнениям от случая к случаю - 6 человек (33,3 %). Большинство детей умеют кататься на велосипеде, плавать - 10 человек (55,5 %).
Наблюдение за детьми в повседневной жизни показало, что большинство детей - 16 человек (88,8 %) проявляют инициативу в посещении утренней гимнастики, физкультурных занятий, однако регулярно посещают лишь 13 детей (72,2 %); пассивны в выборе упражнений - 13 человек (72,2 %); у большинства детей интерес к физкультурному оборудованию проявляется через его оформление - 14 человек (77,7 %); в основном дети проявляют интерес к мелкому инвентарю (мячи, кегли, обручи).
Данные проведенного среди педагогов воспитанников анкетирования свидетельствуют, что воспитатели группы отмечают важность формирования интереса у дошкольников к физическим упражнениям («развивают физические качества», «чтобы росли здоровыми»). 65 % опрошенных считают, что для формирования интереса требуется руководство со стороны взрослых: как педагогов, так и родителей. Среди ценных качеств личности, которые можно сформировать с помощью физических упражнений, на первое место выдвинули волю, целеустремленность. 70 % воспитателей из физкультурного оборудования чаще всего используют: мяч, кегли, обручи. Для формирования интереса к физическим упражнениям в условиях семьи 50 % педагогов группы проводили только родительские собрания.
Анализ уголка физкультурного оборудования в группе показал, что там располагается мелкий инвентарь, флажки, кегли, мячи. Отсутствуют обручи скакалки, шнуры и другие пособия, активизирующие самостоятельную двигательную активность детей. В свободной деятельности дети использовали однообразное оборудование: мячи и кегли. Часто дети овладевают способами действий самостоятельно, воспитатель проводит руководство поверхностно.
По наблюдениям в течение 2-х недель на утренней гимнастике оборудование не менялось, в результате чего у детей пропадал интерес к физическим упражнениям. Во время занятий и утренней гимнастики не продумывалось размещение физкультурного оборудования, его использование в процессе занятий. Результаты наблюдений позволяют заключить, что эти недостатки отрицательно сказываются на возможности формирования интереса к физическим упражнениям у детей 5 года жизни.
В рамках экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении нестандартное оборудование использовалось на физкультурных занятиях при обучении детей общеразвивающим упражнениям и основным движениям; на утренней гимнастике при повторении комплексов общеразвивающих упражнений с различными предметами; в совместной деятельности на прогулках и в свободное от занятий время.
С целью повышения интереса детей к физическим упражнениям были специально изготовлены такие предметы как: цветные палочки, гимнастическая лента, гимнастический ролик и т. д.
На занятиях на воздухе упражнения в ходьбе и беге строились как преодоление полосы препятствий, состоящих из разных сочетаний нестандартных предметов: игрушки с песком, ребристая доска, «домики».
Для упражнений в равновесии использовались простые в изготовлении снаряды: шашка-балансир, балансировочное бревно.
В комплексе общеразвивающих упражнений также включалось нестандартное оборудование. Как известно, использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться), делает понятной поставленную двигательную задачу. Предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие палки, обручи и др., создающие эффект сопротивления.
Естественно, детям более интересно выполнять общеразвивающие упражнения на нестандартном оборудовании. Общеразвивающие упражнения проводились со стульчиками, гимнастическими булавами, канатом - «удавом» и т. д.
Например, детям предлагался комплекс общеразвивающих упражнений с трансформером из проволоки, обмотанной бельевой веревкой.
Для спортивных игр и развлечений дошкольники смастерили несложные и интересные пособия: "моталочки", "скакалочки", "леталочки" и др. Надо сказать, что такое оборудование не занимало больших затрат и времени. Дети проявляли гордость за сделанные самостоятельно пособия и интерес к нестандартному физкультурному образованию.
Организованная таким образом работа способствует формированию интереса к физическим упражнениям у детей 5 лет через использование нестандартного физкультурного оборудования.