ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ – ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ – ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конфликтологическая компетентность специалиста включает в себя свойства коммуникативной, перцептивной, межличностной и управленческой компетентностей, реализует прикладные (ситуативные) аспекты профессиональной деятельности. Последняя составляющая, с одной стороны, отличает конфликтологическую компетентность от других видов профессиональной компетентности, с другой стороны, выступает основанием для ее особого выделения в ряду видов профессиональной компетентности. На формирование и развитие конфликтологической компетенции влияют различные факторы: характер личности, темперамент, социальная среда и т. д. Не последнее место среди этой системы факторов занимает гендерная особенность.

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально психологические характеристики личности, которые связаны с полом. Таким образом, понятие «пол» акцентирует биологические основания психологических различий, а «гендер» подчёркивает социокультурное происхождение этих различий. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность.

Гендерный подход помогает прогрессивно мыслящим психологам развивать универсальную человеческую психологию, опирающуюся на партнерский стиль взаимодействия и равноправие. При этом гендерный подход основан на идее о том, что важны не биоло­гические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое общество придает этим различиям.

Анализ различных теорий и подходов позволяет свести основные положения современной теория гендерной социализации к следующим положениям: мужчины и женщины вырастают в различных социально-психологических контекстах; что в свою очередь оказывает решающее влияние на последующее функционирование мужчин и женщин. У мужчин возникают конфликты (проблемы) в сфере семейной самореализации, а у женщин - в сфере профессиональной самореализации.

В конфликтах мужчины и женщины ведут себя по-разному. При этом практически все модели закладываются в раннем детстве. В сознании общества есть некоторые стереотипные модели относительно поведения в конфликте мужчин и женщин. Большинство концепций гендерных личностных конфликтов (ролевой конфликт работающей женщины, экзистенциально-гендерный конфликт, конфликт боязни успеха и др.) сформировалось на основе хорошо известных теоретических психологических и социологических ориентаций.

Нами разработана диагностическая программа, направленная на изучение уровня гендерных особенностей конфликтологической компетентности у студентов - психологов.

Участники программы: студенты ТГПУ им. Л. Н. Толстого, факультета психологии

При определении содержания и структуры конфликтологческой компетенции мы воспользовались идеей И. А. Зимней о характеристиках, представляющих определенные аспекты содержания компетенции.

Мотивационный аспект-готовность к проявлению, система побуждений индивида, связанных с конфликтной ситуацией.

Когнитивный аспект - знания о конфликте, его профилактике, возможных стратегиях его разрешения, ведении переговоров; уровень восприятия существующих и возможных действий оппонента.

Поведенческий аспект - умение проектировать свое взаимодействие как бесконфликтное, что подразумевает владений совокупностью необходимых умений таких, как реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации с использованием технологий разрешения и управления конфликтами; рефлексивное слушание; ясная и точная передача собственной точки зрения и позиции; установление и соблюдение правил и порядка ведения переговоров; анализ и критическая оценка действий конфликтующих сторон; принятие взвешенных и ответственных решений.

В диагностической программе (Таблица 1) представлены методики, позволяющие получить данные количественного и качественного характера.

Таблица 1

Диагностическая программа исследования сформированности конфликтологической компетентности у студентов

п/п

Критерии

Показатели

Название методики и автор

1.

Мотивационный

Признаки конфликтогенности в интеллектуальной, мотивационной сферах индивидуальности

Полоролевой опросник. Автор: С.Бем Тест «Определение уровня конфликтоустойчивости». Автор: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.

2.

Когнитивный

Знания о конфликте, его профилактике, возможных стратегиях его разрешения, ведении переговоров; уровень восприятия существующих и возможных действий оппонента

Анализ документации (зачетно-экзаменационная ведомость по дисциплине «Конфликтология»)

3.

Поведенческий

Взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации с использованием технологий разрешения и управления конфликтами; рефлексивное слушание; ясная и точная передача собственной точки зрения и позиции; установление и соблюдение правил и порядка ведения переговоров; анализ и критическая оценка действий конфликтующих сторон; принятие взвешенных и ответственных решений

Методика диагностики "помех" в установлении эмоциональных контактов. Автор: Бойко

Методика К.Н. Томаса Методика диагностики уровня эмпатических способностей. Автор: В. В. Бойко

Экспресс-опросник "Индекс толерантности". Авторы: Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова

Опросник Басса-Дарки. Автор: А. Басс и А. Дарки

По итогам диагностики обнаружено, что для большинства испытуемых выявлена степень выраженности андрогинности в структуре личности, частично – феминность, ни одного результата - по выявлению маскулинности. При этом у всех испытуемых мужского рода- 100 % андрогинность, а у женского-29 %- феминность и 71 %- андрогинность.

Андрогинность - явление, при котором человек проявляет одновременно (необязательно в равной степени) и женские, и мужские качества; психологическая андрогинность выявляется по высоким показателям одновременно и по шкалам маскулинности (уподобление мужчине) и фемининности (уподобление женщине); андрогинность во внешнем виде является сочетанием мужских и женских признаков. Андрогин - человек, который не подходит под определение ни маскулинной, ни фемининной гендерной роли, сформировавшейся в том обществе, где он находится. Многие андрогины идентифицируют себя как ментально находящихся между мужчиной и женщиной или же бесполых.

Феминность - комплекс психологических и характерологических особенностей, традиционно приписываемых женщинам. К ним относятся мягкость, готовности помочь, уступчивость и пр.

По результатам методики «Определение уровня конфликтоустойчивости»было выявлено, что у большинства мужчин - 55 % низкий уровень конфликтоустойчивости, 34 %- средний и у 11 % - очень низкий уровень.

У женщин были получены следующие результаты – у более половины студентов женского пола- 63 % средний уровень конфликтоустойчивости, у 19 %- низкий и у 9 % женщин - очень низкий уровень и высокий. Средний уровень конфликтоустойчивости свидетельствует об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта, что непосредственно важно для работы психолога. Очень низкий и низкий уровень конфликтоустойчивости свойственен конфликтным людям, стремящимся решать спорные ситуации неконструктивно. Данный уровень не приемлем для профессий типа «человек- человек», к которому относится профессия психолог. Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблемах и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания себя, сосредоточение усилий на грамотном разрешении конфликта.

По результатам данной методики можно сделать вывод, о том, что женщины в большей степени стремятся грамотно решить конфликт, искать компромисс.

По методике «Диагностики "помех" в установлении эмоциональных контактов» у большинства студентов мужского пола выявлены такие «помехи» как: негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций- 44 %, доминирование негативных эмоций и неумение управлять эмоциями присутствует у 17 %. В то время, как у женщин проявляются такие «помехи»: неумение управлять эмоциями, дозировать и неадекватное проявление эмоций- 62 % опрошенных, негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций- 24 %, доминирование негативных эмоций и нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе – у 31 %.

Большинство опрашиваемых студентов мужского рода находятся на 4 уровне эмоциональной эффективности в общении - 83 %, остальные- 17 % на пятом. Женщины распределились следующим образом: 76 % также как и большинства мужчин на 4 уровне, 19 % на пятом и 5 % на втором.

Многим мужчинам и женщинам эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами. Данный результат зависит не только от личности испытуемого, его характера, темперамента, но и также от гендера. Существующий стереотип о том, что мужчины более эмоционально скрыты, а женщины наоборот эмоционально чувственны в некоторой степени может быть подвергнут сомнению, поскольку многие представители сильного пола отмечали у себя «помехи», связанные внутренним скрытием эмоций или же, наоборот, выплеском негативных эмоций, а женщины отмечали, что слишком выплёскивают эмоции и не сдерживают.

Рациональный канал эмпатии выявлен у 44 % из 100 опрашиваемых мужчин и у 52 % женщин. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии присутствует у 22 % студентов мужского пола и 71 % женского. Фиксируется способность эмпатирующего входить в одну эмоциональную "волну" с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством “вхождения” в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла эмоциональная подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии обнаружен у 22 % мужчин и у 24 % женщин, что свидетельствует о способности представителей обоих гендеров видеть поведение партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции формируются различные сведения о партнерах. Интуиция менее зависит от стереотипов, чем осмысленное понимание партнеров.

Установки, способствующие эмпатии выявлены у 22 % мужского пола и 38 % женского пола. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, раз­личные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии прослеживается у 11 % мужчин и 38 % женщин. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует словесно-эмоциональному обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация в эмпатии обнаружена лишь у 48 % женского пола. Идентификация — еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе со переживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

У большинства мужчин заниженный уровень эмпатии- 77 % , и лишь у 23 %- средний. В то время как у большинства женщин средний уровень эмптии- 52 %, заниженный у 38 % и у 10 %- очень низкий уровень.

Низкий уровень толерантности- 5 % у женщин. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности и выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. Средний уровень - 95 % у женщин и 100 % мужчин. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

Нормой агрессивности выявлена у 56 % опрашиваемых мужчин и 62 % женщин, у 22 % мужчин и 14 % женщин - агрессивность завышена, 22 % мужчин и 24 % женщин- занижена. Норма враждебности у 55 % студентов мужского пола и 14 % женского, у большинства женщин - 81 % и 44 % мужчин агрессивность завышена.У 15 % женщин агрессивность заниженна.

По результатам проведённой диагностической программы можно сделать следующие выводы: большинства мужчин и женщин андрогинны, то есть они проявляют одновременно (необязательно в равной степени) и женские, и мужские качества и лишь малая часть опрошенных женщин феминны, то есть проявляют комплекс психологических и характерологических особенностей, традиционно приписываемых женщинам; уровень конфликтоустойчивости у большинства мужчин низкий, в то время как у большинства женщин средний уровень; большинству студентов мужского пола в общении мешает эмоциональная скудность, тогда как женщины в свою очередь наоборот испытывают эмоциональное излишество и негативные эмоции; мужчинам свойственен рациональный и интуитивный канал эмпатии; женщинам эмоциональный канал эмпатии, также установки, способствующие эмпатии и использование проникающей способности в эмпатии; у большинства мужчин заниженный уровень эмпатии, в то время как у большинства женщин средний уровень эмптии, у большинства мужчин и женщин средний уровень толерантности, у большинства женщин и почти половина мужчин агрессивность завышена.

Просмотров работы: 3166