ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Последние социологические исследования и данные медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. Уровень алкоголизации (т.е. хотя бы однократное употребление спиртных напитков) среди подростков и молодежи составляет 80,5% - среди мальчиков и 66% - среди девочек. В 9 классе спиртные напитки употребляют 48% школьников, в 10 классе – 74%, а в 11 классе – 98,4% подростков-мальчиков. Время знакомства с алкоголем для большинства составляет 11-15 лет. Причем «пик» приходится на возраст 13-14 лет.

По данным официальной статистики выявлено, что среди 100% злоупотребляющих алкоголь (с диагнозом – алкоголизм) - 31,8% впервые начали употреблять алкоголь в возрасте 10 лет; 64,4% - в возрасте от 14 до 15 лет и только 3,8% от 16 до 19 лет. Следовательно, можно сделать вывод, что большинство среди больных алкоголизмом получили пагубную привычку будучи подростками [3, 2].

Данные официальной статистики зафиксировали, что за период с 2001 по 2006 годы число впервые диагностированных подростков, больных алкоголизмом выросло в 1.5 раза и составило 10, 5 на 100 тыс. подростков. Число подростков, состоящих на учете у наркологов, также выросло в 1,5 раза и по данным официальной статистики на 2006 г. составило 819.8 человек на 100 000 населения. О явно неблагополучной ситуации в отношении здоровья подрастающего поколения свидетельствует и существенный рост алкогольных психозов среди подростков - в 8 раз - за последнее пять лет. Это крайне неблагополучный показатель, т.к. алкогольный психоз у подростка - в принципе случай достаточно редкий. Для его возникновения хронический алкоголизм должен длиться минимум 2-3 года [3, 2-3].

В связи с данными обстоятельствами все большее внимание уделяется проблеме профилактики алкоголизма среди подростков и молодёжи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков молодыми людьми, выявления факторов, способствующих употреблению алкоголя подростками.

Большинством исследователей алкоголизация подрастающего поколения рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Кроме того, употребление алкоголя в детском и подростковом возрасте наносит необратимый вред психическому и физическому здоровью личности, алкогольная зависимость формируется исключительно быстрыми темпами.

Исторические аспекты изучения проблемы ранней алкоголизации подростков подробно раскрыты в работах Н.А.Шилова, А.М Коровина, И.О Сикорского и др.

В работах Э.Е. Бехтеля, М.А. Галагузовой, Е.А. Кошкиной, О.П. Стрелец, Н.Ю Максимовой, Н.Н. Иванца и др. рассматриваются педагогические и социальные аспекты подросткового алкоголизма. Этими специалистами выявлено, что среди главных факторов возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении алкоголя – нереализуемые потребности данного возраста, неблагоприятная макросоциальная ситуация развития, отклонения в функционировании высшей нервной деятельности.

Исследователями Б.М. Левиным, В.Д. Рожновым, В.Е. Пелипаса, А.Е. Личко и В.Д. Москаленко подробно рассмотрены психологические и медицинские аспекты ранней алкоголизации подростков. Этими специалистами выявлены причины, толкающие подростка на то, чтобы первый раз попробовать алкоголь; закономерности употребления алкоголя детьми и подростками.

В работах Б.М. Левина, А.Г. Золотникова, И.Е. Булыгиной, Л.Д.Мирошниченко, И.Н. Пятницкой и др, также рассматриваются причины и последствия ранней алкоголизации подростков, делаются определенные выводы и предлагаются пути решения данной проблемы.

Психологические механизмы формирования алкогольной зависимости у подростков описаны в исследованиях таких авторов как Н.И.Григорьев, А.М. Коровин, В.Ю. Завьялов, И.Г. Ураков, М.С. Попова, О.Л. Романова, Т.И. Петракова, У. Брем, Р. Мос и др.

Следует отметить, что среди причин всевозможных зависимостей (в том числе и алкогольной) специалисты выделяют две основные группы: внешние и внутренние.

Широкая реклама и продажа алкогольных напитков на фоне социальной, экономической и психологической напряженности, безработицы, особенно в подростковой и молодежной среде, неорганизованность досуга и отдыха, неустроенность жизни и несостоятельность семьи в вопросах воспитания, неясность перспектив дальнейшей жизни для многих людей, алкоголизм родителей и неблагополучие в семье, обычаи окружения, то есть группы, в которую входит данный подросток (класс, друзья), объективно способствуют росту алкоголизации населения.

Основные внутренние причины алкогольной зависимости среди подростков - это незнание средств и способов для обозначения своей индивидуальности, нарушение системы отношений со сверстниками и взрослыми, неумение правильно использовать свободное время, тревожность, мнительность, постоянные сомнения и переживания, неуверенность в своих силах, комплекс неполноценности (излишняя робость, застенчивость,), невозможность самоопределения, низкая самооценка, слабые коммуникативные навыки, растущее психологическое напряжение, уход от проблем, отчуждение, эмоциональная неустойчивость, слабые волевые качества, конфликт с общественными нормами [1, 78].

Учитывая тот факт, что в основе алкогольной зависимости лежит неблагополучие таких личностных характеристик подростков как: низкая самооценка, слабые коммуникативные навыки, эмоциональная неустойчивость, слабая волевая регуляция, психологическое напряжение, логично предположить, что решение данной проблемы во многом зависит от своевременных профилактических мер, направленных на оптимизацию данных личностных характеристик.

Предлагаемая программа направлена на

 снижение уровня тревожности;

 формирование адекватной самооценки;

 формирования позитивного образа «Я»;

 формирования коммуникативных навыков, навыков разрешения конфликтных ситуаций;

 формирование навыков волевой регуляции, что будет способствовать позитивной деятельностной трансляции индивидуальности подростка.

Список литературы

1. Личко А.Е., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании.2000.

2. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. СПРАВКА о состоянии наркологической помощи населению САО в 2005-2006 г. и за 4 месяца 2007 года. Наркологический диспансер № 11 УЗ САО города Москвы.

4. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев СБ., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М. 2006.

Просмотров работы: 2326