УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Шадрина О.В. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Челябинский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Глобальное изменение методов управления экономикой и ее финансовой сферой требует от российских экономических субъектов интеллектуализации экономических процессов. В связи с этим возникает необходимость максимальной реализации имеющегося трудового потенциала экономических субъектов.

Величина средней заработной платы в 2013 году в Уральском федеральном округе составила 30,6 тыс. руб. Что касается средней заработной платы в других регионах Российской Федерации, то тенденция к увеличению разрыва между доходами граждан двух мегаполисов - Москвы и Санкт-Петербурга и жителями остальных регионов РФ только усиливается. Исключением по-прежнему остаются только регионы России, которые непосредственно связаны с нефтегазовой отраслью экономики, здесь заметна динамика роста средней заработной платы в 2013 году. Рассматривая данные комитета статистики по Челябинской области, необходимо отметить, что номинальная начисленная заработная плата работников организаций Челябинской области в 2013 год составила 21835 руб. За пять последних лет этот показатель вырос примерно на 10 тыс. руб.

Проблема организации оплаты труда на предприятии остается одной из наиболее острых на всех этапах развития нашего общества. По итогам прошлого года на рынке труда выросла занятость в большинстве секторов, а уровень безработицы опустился до рекордно низких уровней. Рост спроса на труд отмечался по большинству секторов, но, прежде всего, это промышленность, строительство, финансовая деятельность. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Реализация задач, направленных на повышение оплаты труда, требует значительных ресурсов - в совокупности до 1,5% ВВП в год. Важно использовать серьезные внутренние резервы отраслей - в частности, реорганизовать неэффективные организации и программы. Такая реорганизация должна дать не меньше трети от необходимых средств. На фоне общего повышения уровня доходов слишком медленно сокращается разрыв между наиболее и наименее обеспеченными группами населения. В нашей стране дифференциация доходов соответствует США и существенно выше, чем в Западной Европе. Определенная степень дифференциации доходов естественна для зрелой рыночной экономики, однако избыточный разрыв воспринимается как несправедливость и служит источником социальной напряженности.

Нормативно-правовая основа взаимоотношений работодателя с персоналом по оплате труда определяется нормами Трудового кодекса и положениями о проверке формирования и расходования средства на оплату труда в ООО «Уралспецмаш».

Объектом исследования выступает компания «Уралспецмаш» является крупнейшим поставщиком и производителем специальной техники. Обследуемое в работе предприятие относится к отрасли нефтепродуктов. Заработная плата в производстве нефтепродуктов в 2012 г. относительно аналогичного периода 2011 года выросла на 16,3% и превышает среднюю заработную плату по экономике в 2,2 раза (самый высокий уровень оплаты труда среди наблюдаемых видов деятельности) [38]. За 2012 год предприятие смогло повысить объемы продаж на 11,16%, а также прибыль от продаж на треть. Прибыльность продаж увеличилась в 2012 году на 6 коп. с 1 руб. полученной выручки, что можно оценить положительно. Хотя в 2010 году данный показатель было гораздо выше. Доходность собственного капитала значительно упала с 8,98% до 0,27%, что связано с сокращением чистой прибыли. В целом предприятие финансово устойчивое. Предприятие идет по интенсивному пути развития, что подтверждается рост производительности труда за счет увеличение объемов продаж и сокращения фонда заработной платы, в результате повышения эффективности использования основных фондов.

Изменение суммы фонда заработной платы и среднемесячной заработной платы работников предприятия приведено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Изменение суммы фонда заработной платы и среднемесячной заработной платы

Таким образом, в результате увеличения численности персонала на 6 чел. (46 + 6) в 2011 году вырос фонд оплаты труда с 8567 тыс. руб. до 10028 тыс. руб., то есть на 17,1%. При этом уровень среднемесячной зарплаты 1 работника также вырос с 15520 руб. в 2010 году до 16071 руб. в 2011 году, это говорит о стимулировании работников.

За 2012 год наблюдается обратная ситуация: на фоне сокращения штата на 4 чел. (48 - 52) в результате сокращения объемов продаж сократился фонд заработной платы на 10%. При этом среднемесячная заработная плата снизилась на 2,2%.

Сопоставляя темпы зарплаты на 1-го работающего и темпы выработки на 1-го работающего можно отметить, что в 2011 году выработка росла меньшими темпами (95,7%), чем заработная плата (103,5%). Однако уже в 2012 году наблюдается обратная ситуация: темпы выработки (120,4%) опережают темпы заработной платы (97,7%), то есть на предприятии в 2012 году соблюдалась расчетная дисциплина с персоналом.

Анализ эффективности использования средств, направленных на оплату труда работников предприятия, проведен в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Анализ эффективности использования средств, направленных на

оплату труда работников предприятия

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

Темп роста за 2011 год, %

Темп роста за 2012 год, %

Выручка от продаж, тыс. руб.

148912

161134

179113

108,2

111,2

Прибыль от продаж, тыс. руб.

3 133

540

723

17,2

133,9

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

8567

10028

9040

117,1

90,1

Оборот на рубль фонда оплаты труда, тыс. руб.

17,4

16,1

19,8

92,4

123,3

Прибыль от продаж на рубль фонда оплаты труда, тыс. руб.

0,4

0,1

0,1

14,7

148,5

Интегральный показатель эффективности использования фонда оплаты труда

2,5

0,9

1,3

36,9

135,3

По данным анализируемого предприятия оборот на один рубль фонда оплаты труда (показатель стимулирования оборота) в динамике за 2012 год увеличился на 23,3% и составил 19,8 руб.

Анализ темпов прибыли и заработной платы показал, что фонд заработной платы растет медленнее (90,1% в 2012 году), чем прибыль (133,9% в 2012 году). Это говорит об эффективности использования средств, направленных на выплату заработной платы. В результате у компании экономия фонда заработной платы составила:

(90040 – 10028) × 111,2% = -1098 тыс. руб.

Интегральный показатель эффективности использования фонда оплаты труда составил в 2010 г. 2,5 , в 2011 г. – 0,9 и в 2012 г. 1,3 . Таким образом, он возрос на 0,4, что является положительным моментом в деятельности предприятия за 2012 год, но указывает на необходимость дальнейшего повышения рациональности использования средств, направляемых на оплату труда.

Анализ прироста выпуска продукции за счет экстенсивных и интенсивных факторов использования персонала проведен в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Анализ прироста выпуска продукции за счет экстенсивных

и интенсивных факторов использования персонала.

Показатель

2011 год

2012 год

Отклонение

Объем выполненных работ, тыс. руб.

161134

179113

17979

Среднесписочная численность персонала, чел

52

48

-4

Среднегодовая выработка одного работающего, тыс. руб.

3099

3732

633

Оценим снижение объемов продаж за счет экстенсивных факторов (сокращение численности работников):

(-4) * 3099 = - 12395 тыс. руб.

Снижение объемов продаж за счет экстенсивных факторов:

- 12395 / 17979 × 100 = - 68,9%

Прирост объемов продаж за счет интенсивных факторов (увеличение производительности труда):

48 × 633 = 30384 тыс. руб.

Прирост объемов продаж за счет увеличения производительности труда:

30384 / 17979 × 100 = 169%

Сравнение показателей экстенсивных и интенсивных факторов свидетельствует о том, что для данного предприятия характерен интенсивный путь использования трудовых ресурсов.

Анализ прироста объемов продаж с точки зрения использования персонала показал, что на долю интенсивных факторов (производительность труда) приходится большая часть прироста впуска продукции – 169%, а влияние экстенсивных факторов – сокращение численности персонала привело к снижению продаж на 69%.

Для анализа состояния расчетов необходимо оценить фонд заработной платы и его динамику, что позволит установить соблюдение предприятием правил трудовой дисциплины по оплате труда.

Анализ задолженности по оплате труда на предприятии за 2012 год проведен в таблице 1.3.

Таблица 1.3 – Анализ задолженности по оплате труда за 2012 год

Период

Задолженность

3-х дневная задолженность

Отклонение

Январь

748

748

 

Февраль

712

712

 

Март

745

620

125

Апрель

714

714

 

Май

698

698

 

Июнь

812

812

 

Июль

798

513

285

Август

725

613

112

Сентябрь

763

763

 

Октябрь

785

785

 

Ноябрь

774

659

115

Декабрь

766

766

 

Всего

9040

8403

637

Таким образом, за анализируемый период можно отметить в течение четырех месяцев нарушение дисциплины по оплате труда. Так. В марте было начислено 745 тыс. руб., фактически же было выплачено лишь 83,2% или 620 тыс. руб. В результате задолженность предприятия перед персоналом составила 125 тыс. руб. Это было вызвано отсутствием достаточной суммы денежных средств на счете предприятия вследствие задержки погашения дебиторской задолженности. В июле ситуация повторилась, но задолженность была гораздо больше – 285 тыс. руб., то есть фактически было оплачено лишь 64,3% из начисленной оплаты труда. Причиной тому стало направление финансирования предприятием на обновление оборудования. В августе и ноябре ситуация повторилась. Задолженность составила 112 и 115 тыс. руб. соответственно. Таким образом, возникновение задолженности перед персоналом типично для предприятия.

Фонд состава заработной платы непосредственно связан с нормированием труда, тарифными ставками, с нормативами трудоемкости производства продукции с количественными показателями за выполнение и перевыполнение которых начисляются премии, доплаты. В таблице 3.15 приведены данные о распределении рабочих ООО «Уралспецмаш» по формам и системам оплаты труда.

Таблица 1.4 – Анализ распределения рабочих по формам и системам оплаты труда в 2010-2012 гг.

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

чел.

доля, %

чел.

доля, %

чел.

доля, %

Всего рабочих

31

100,0

36

100,0

38

100,0

в т. ч. сдельная

17

54,8

21

58,3

21

55,3

- премиальная

9

29,0

11

30,6

11

28,9

- бригадная

8

25,8

10

27,8

10

26,3

в т. ч. повременная

14

45,2

15

41,7

17

44,7

- премиальная

11

35,5

11

30,6

12

31,6

- контрактная по трудовому договору

3

9,7

4

11,1

5

13,2

По данным приведенным в таблице 1.4 можно сделать вывод о том, что наибольшая часть рабочих на предприятии ООО «Уралспецмаш» работает по сдельной форме оплаты труда: в 2011-2012 гг. по сравнению с 2010 годом прослеживается тенденция к росту числа рабочих при сдельной форме оплаты труда. Если в 2010 году работало – 17 (54,8%) чел., то в 2011 году и 2012 году число рабочих выросло до 21 человека.

Наибольшее количество рабочих оплачиваются по сдельно-премиальной форме оплаты труда 9 чел. (29%) - в 2010 году, 11 чел. (30,6%) и 28,9% в 2011 году и в 2012 году соответственно. Применение данной формы оплаты труда позволяет повысить мотивацию сотрудников на более эффективную работу.

По повременной форме оплаты труда оплачивалось в 2010 году 14 чел. (или 45,2%), в 2011 году – 15 чел. (или 41,7%), а в 2012 году – уже 17 чел. (44,7%). Выросло количество работников, работающих по контракту. В 2010 году таких работников было 3 человека, в 2012 году – 5 чел. Таким образом, предприятие ориентируется по повышение производительности труда путем материального стимулирования персонала.

Состав фонда оплаты труда ООО «Уралспецмаш» приведен в таблице 1.5.

Таблица 1.5 – Состав фонда оплаты труда за 2010-2012 гг. ООО «Уралспецмаш»

Категории персонала

2010 год

2011 год

2012 год

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

Рабочие

4594

53,6

5116

51,0

4883

54,0

Руководители

1842

21,5

2069

20,6

1860

20,6

Инженерно-технические работники

1241

14,5

1736

17,3

1568

17,3

Обслуживающий персонал

890

10,4

1107

11,0

1001

11,1

Всего

8567

100,0

10028

100,0

9311

100,0

По данным таблицы 3.16 можно увидеть, что фонд заработной платы в 2012 году уменьшился по сравнению с 2011 годом на 988 тыс.руб. Анализируя выполнение фонда оплаты труда по категориям работающих ООО «Уралспецмаш», то видно, что в 2012 году удельный вес рабочих предприятия составил 54,0% от общего количества работников предприятия. В свою очередь доля руководителей составила 20,6%. Фонд оплаты труда по сравнению с 2011 годом снизился. При этом, темп роста заработной платы рабочих выше, чем темп роста работающих . Это говорит о том, что материальное стимулирование рабочих является первоочередной задачей в системе оплаты труда.

Основные показатели работы предприятия ООО «Уралспецмаш» представлены в таблице 1.6.

Таблица 1.6 – Основные показатели работы ООО «Уралспецмаш»

Показатели

Ед. изм.

2010 год

2011 год

2012 год

Темп роста за 2011 год, %

Темп роста за 2012 год, %

Объем продаж

тыс. руб.

148912

161134

179113

108,2

111,2

Фонд оплаты труда

тыс. руб.

8567

10028

9040

117,1

90,1

Среднесписочная численность

чел.

46

52

48

113,0

92,3

Среднемесячная заработная плата

руб.

15520

16071

15694

103,5

97,7

Среднегодовая выработка одно-го работающего, тыс. руб.

Тыс. руб./ чел

3237

3099

3732

95,7

120,4

Анализ темпов позволяет сделать вывод об эффективности использования средств на оплату труда, так как темпы роста численности персонала за 2012 год и 2011 ниже темпов объема продаж. Выработка на 1-го работающего в 2012 году составила 120,4% и превысила темп роста заработной платы (97,7%). Это говорит об эффективном использования трудовых ресурсов. Чего нельзя сказать о данных за 2011 году.

В качестве важнейшего инструмента осуществления руководства хозяйственной деятельностью предприятия выступает управление затратами на производство.

В соответствии с бухгалтерским подходом все затраты, в частности и трудовые делятся на постоянные и переменные.

Рассматривая управленческий учет расходов на оплату труда, необходимо отметить, что его нормативная база представляет собой внутренние документы, которые содержат общие положения об организации управленческого учета на предприятии, специальные стандарты, которые определяются методику учета, а также должностные инструкции специалистов.

В ООО «Уралспецмаш» оптимизация процесса учета затрат на оплату труда персонала была проведена в рамках внедряемого на предприятии управленческого учета. Функции по постановке и ведению управленческого учета на ООО «Уралспецмаш» распределены между сотрудниками отделов без привлечения сторонних консультантов и на основе уже используемой программы «1С:Предприятие».

В ООО «Уралспецмаш» установлено жесткое ограничение круга лиц, имеющих доступ к каждому компьютеру. Для каждого сотрудника бухгалтерии предусмотрен код доступа к программе.

Однако, в сети необходимо проводить еще одно организационное мероприятие — своевременную смену паролей с фиксированием их в журнале паролей подписью администратора сети. Это немаловажное мероприятие должно проводиться не реже одного раза в месяц.

В целях оптимизации управленческого учета, а именно процессов планирования и учета затрат на оплату труда, на предприятии был утвержден порядок отнесения персонала ООО «Уралспецмаш» на затраты по оплате труда (таблица 1.7), который предполагает для сбора и регистрации первичной информации использование управленческого плана счетов, составленного на основе российского Плана счетов с введением аналитик (уровней детализации).

Таблица 1.7 Порядок отнесения персонала ООО «Уралспецмаш» на затраты по оплате труда

Код

Категория персонала

Подразделение

Профессия

44.3.2

Руководители административно-управленческих подразделений

Администрация, главный бухгалтер, главный инженер, производственно-технический отдел, инженер по охране труда, зам.директора по снабжению, зам.директора по сбыту, сервисный отдел специальной техники

Все должности, относящиеся к руководителям

44.3.3

Специалисты и служащие административно-управленческих подразделений

Бухгалтерия, производственно- технический отдел, инженер по охране труда, отдел снабжения, отдел сбыта, сервисный отдел специальной техники

Все должности, относящиеся к специалистам и служащим

44.2.4

Рабочие административно-управленческих подразделений

Производственно- технический отдел, отдел снабжения, отдел сбыта, сервисный отдел специальной техники

Кладовщик, грузчик, уборщик производственных и служебных помещений, электрик, механик

Структура кода счетов управленческого учета следующая (рисунок 2).

Х Х Х

Категория персонала (2 – руководители, 3 – специалисты

и служащие, 4 - рабочие)

Вид подразделения (1 – основное, 2 – вспомогательное, 3 - АУП)

Номер счета в бухгалтерском учете

Рисунок 2 – Структура кода счетов управленческого учета

Источником управленческой информации на предприятии явился бухгалтерский учет. Разработанный порядок отнесения персонала предприятия на затраты по оплате труда, а также имеющееся штатное расписание позволяют формировать управленческие отчеты в необходимом разрезе. Фрагмент отчета, содержащего данные о начисленной заработной плате руководителям приведен в таблице 1.8.

Таблица 1.8 – Отчет начисленной заработной платы руководителям

Код счета

Категория персонала

Наименование должностей

Оклад

Премия

Ураль-ский коэффи-циент

Итого начис-лено

44.3.2

Руководи-тели подраз-делений

Директор

25000,00

3750,00

4312,50

33062,50

Главный бухгалтер

15000,00

2250,00

2587,50

19837,50

Главный инженер

14500,00

2175,00

2501,25

19176,25

Инженер по охране труда

11500,00

1725,00

1983,75

15208,75

Зам.директора по снабжению

13500,00

2025,00

2328,75

17853,75

Зам.директора по сбыту

13550,00

2032,50

2337,38

17919,88

Начальник сервисного отдела специальной техники

9850,00

1477,50

1699,13

13026,63

Итого

102900,00

15435,0

17750,25

136085,25

Отсюда начисление заработной платы согласно счетам управленческого учета осуществляется следующим образом (таблица 1.9).

Таблица 1.9 Учет расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды

Содержание хозяйственной операции

Сумма, руб.

Корреспондирующие счета

дебет

кредит

Начислена заработная плата администрации

255903,75

44.3.2

70

Начислена заработная плата специалистам и служащим

670055,20

44.3.3

70

Начислена заработная плата обслуживающему персоналу (кладовщик, грузчик, уборщик производственных и служебных помещений, электрик, механик)

120005,00

44.2.4

70

Настройка форм управленческой отчетности происходит в 3 этапа:

1) настройка источников данных;

2) настройка статей оборотов по бюджетам;

3) разработка (настройка) форм бюджетов.

Данные регистра «Остатки и обороты» применяются в самом простом случае, когда для отбора требуется лишь аналитика счета (например, при настройке получения данных по счету 44 по статье расходов «Заработная плата АУП»). В настоящее время управление торговой компанией невозможно без использования системы управленческого учета. Хорошо организованный управленческий учет не только обеспечивает контроль за текущей деятельностью компании, но и создает предпосылки для ее успешной работы в будущем. Неотъемлемым элементом управленческого учета в ООО «Уралспецмаш» является система бюджетирования. Фрагмент бюджета расходов на оплату труда в ООО «Уралспецмаш» приведен в таблице 1.10.

Таблица 1.10 – Фрагмент бюджета расходов на оплату труда в ООО «Уралспецмаш» на 1 квартал 2013 года

Категории персонала

Период

Итого

январь

февраль

март

Администрация

59513

59513

59513

178539

Отдел главного инженера

36501

36501

36501

109503

Бухгалтерия

6125

6125

6125

18375

Отдел снабжения

33665

33554

36645

103864

Отдел сбыта

39452

36776

38856

115084

Склад

545

545

545

1635

Общий итог

175801

173014

178185

527000

Таким образом, в планируемый состав затрат на оплату труда включаются:

– выплаты заработной платы за выполнение плановых работ;

– премии и надбавки стимулирующего характера по системным положениям;

– выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда;

– оплата очередных и дополнительных отпусков;

– оплата по договорам гражданско-правового характера;

– другие виды выплат, установленные в соответствии с законодательством.

Формируемые бюджеты в ООО «Уралспецмаш» включают прогнозы по повышению оплаты. Так, каждый работник, который в течение года не имел выговоров, необоснованных прогулов, получает единоразовую доплату в сумме от 50 до 100% от оклада в зависимости от стажа работы. К примеру, отработавшим меньше 3 лет — 50%, от 3 до 5 лет — 70%, от 5 лет и более — 100%. Плюс каждые 3 года фиксированная часть увеличивается на 5%.

От менеджеров требуется, чтобы повышение оплаты труда отдельных работников находилось в рамках бюджета, который, тем не менее, может меняться в сторону увеличения или уменьшения, если изменяется уровень деятельности в ООО «Уралспецмаш» или предположения, на которых основывались прогнозы повышения оплаты труда.

На основе рассчитанных плановых сумм выплат и предусмотренных вознаграждений сотрудникам ООО «Уралспецмаш» формируются начисления, предназначенные для государственного пенсионного обеспечения, социального страхования, медицинской помощи и страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В бюджетном регламенте ООО «Уралспецмаш» установлены следующие моменты, которые следует учитывать при составлении бюджета затрат на оплату труда:

Прямые затраты на оплату труда - это затраты на заработную плату основного торгового персонала. Порядок расчета заработной платы приведен в таблице 1.11.

Таблица 1.11 – Порядок расчета заработной платы при повременной форме оплаты труда

Система оплаты труда

Количество отработанных дней

Дневная ставка заработной платы, руб.

Сумма заработной платы, руб.

Размер премии, руб.

Итого начислено, руб.

Простая повременная

21

350

7350

7350

Повременно-премиальная

20

420

8400

500

8900

Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета ставок оплаты труда основного торгового персонала и предполагаемых затрат на премиальную часть: для начисления премии каждому менеджеру по продажам в ООО «Уралспецмаш» устанавливается персональный план реализации техники, который рассчитывается следующим образом:

– за базу берется показатель реализации за соответствующий период прошлого года с повышающим коэффициентом на % роста цен;

– фактическая сумма поступлений от реализации продукции учитывается индивидуально по каждому менеджеру;

– при выполнении установленного персонального плана менее чем на 70%, премия не начисляется, а выплачивается только базовый оклад;

– показатели премирования (таблица 1.12)

Таблица 1.12 – Показатели премирования менеджеров по продажам ООО «Уралспецмаш»

Наименование должности

Размер премии

за каждые 10 тыс. руб. реализации

за каждые 10 тыс. руб. реализации полученной по взаимозачету

за каждые 10 тыс. руб. реализации полученной от новых покупателей

За отсутствие просроченной задолженности

Менеджеры по продажам

150 рублей

250 рублей

100 рублей

5% от оклада

В случае прихода в отдел нового менеджера по продажам, ему дается период в течение 6 месяцев, на создание базы покупателей. В течение этого периода ему выплачивается должностной оклад и премия в размере 10%, кроме того, при заключении договоров с новыми покупателями выплачивается премия в размере 50 рублей за каждые 1000 рублей реализации. Новыми - считаются покупатели, проработавшие с менеджером в течение одного года с начала поступления денег за отгруженную продукцию. По истечении 6 месяцев оплата производится в соответствии с показателями премирования.

При отсутствии менеджера по продажам по уважительным причинам (болезнь, очередной отпуск, учебный отпуск, а также в случае увольнения и пр.) менеджерам, которые совмещают их обязанности, начисляется 50% от суммы реализации отсутствующего.

В бюджете заработной платы основного торгового персонала необходимо выделять две составные части:

– фиксированную часть оплаты труда. За 2012 год ее величина составила 4429 тыс. руб.;

– переменную часть оплаты труда – в 2012 году составила 4882 тыс. руб.

Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

Трудовые затраты исследуемого предприятия отражаются в бюджете расходов на реализацию. Бюджет затрат предприятия на месяц представлен в таблице 1.13.

Таблица 1.13 – Бюджет расходов на реализацию, тыс. руб.

Наименование затрат

Сумма затрат по итогам 1 кв.

Сумма сокращенных затрат

Сумма планируемых затрат по итогам 2 кв.

1. Транспортные расходы

509

509

580

2. ГСМ

148

148

169

3. Прочие расходы по автотранспорту

68

68

74

4. Оплата труда

527

444

506

5. Отчисления на социальные нужды

181

152

176

6. Амортизация основных средств

276

276

305

7. Командировочные расходы

21

21

24

8. Расходы на субаренду

189

68

75

9. Содержание торгового оборудования

8

8

9

10. Услуги связи

93

80

91

11. Затраты на инкассацию

0

0

0

12. Услуги программиста

37

37

42

13. Амортизация нематериальных активов

11

11

11

14. Коммунальные платежи

270

244

278

15. Расходы на аренду

39

39

44

16. Прочие расходы

98

38

43

Итого

2475

2143

2424

Постоянные затраты на оплату труда включаются в себя оклады, начисленные и выплаченные персоналу, премии, отпускные. Переменные затраты состоят из доплат за работу в выходные и праздничные, сверхурочную работу.

При оценке труда менеджеров ООО «Уралспецмаш» учитываются значения следующих показателей:

– объем продаж / выполнение плана продаж;

– просроченная дебиторская задолженность;

– количество новых клиентов.

Рассмотрим, как начисляется премия менеджеру по продажам.

Так, индивидуальный план продаж менеджера по продажам в марте 2013 года был установлен в размере 386500 руб. За данный месяц менеджер заключил договора на отгрузку продукции на сумму 391250 руб. таким образом, план продаж был выполнен. Согласно действующей системе премирования за каждые 10 тыс. руб. реализации начисляется 150 руб. Отсюда сумма премии за выполнение плана продаж составит:

391250 / 10000 * 150 = 5869 руб.

За отсутствие просроченной задолженности на предприятии менеджерам по продажам начисляется премия в размере 5% от оклада. Отсюда премия составит:

8000 * 5% = 400 руб.

За текущий месяц менеджер заключил 6 договоров с новыми покупателями на сумму 69780 руб.. Поэтому ему за каждые 10 тыс. руб. реализации полученной от новых покупателей начисляется премия в размере 100 руб. премия в данном случае составит:

69780 / 10000 * 100 = 698 руб.

Общая сумма премии составит:

5869 + 400 + 698 = 6967 руб.

Рассматривая трудовые затраты, можно отметить, что по итогам 1 квартала в связи с изменением системы премирования менеджеров, повышения планов продаж величина премии сотрудникам может снизиться, так как по некоторым наименованиям товаров планы продаж не выполняются.

Таким образом, на основе данных бюджета расходов формируется бюджет себестоимости реализованных товаров. Бюджет разрабатывается бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности (отделов предприятия).

Исследуемая организация относятся к субъектам хозяйственной деятельности с большим документооборотом, поэтому на успешное ведение деятельности, помимо всего прочего, большое влияние оказывает грамотно выстроенная система документооборота. Ведь правильное и полное документальное оформление хозяйственных операций имеет важное практическое значение не только для целей бухгалтерского и налогового учета, но и для внутреннего контроля над издержками предприятия, а, следовательно, и для своевременного принятия необходимых управленческих решений.

Руководству предприятия можно предложить график документооборота, форма которого приведена в приложении В.

Предлагаемый график предполагает разделение стадии оформления документа на три процедуры: создание, проверка и обработка документа. График отражает, прежде всего, ответственность за исполнение, а именно ответственных лиц за выписку документа, его оформление, выполнение указанных правил, проверку и сохранность. Введение такого графика позволило бы повысить контроль надлежащего исполнения обязанностей по документальному оформлению.

В целях соблюдения должного порядка в системе документооборота, а при необходимости - установления слабых мест в качестве приложения к графику рекомендуется указать фамилии конкретных должностных лиц, которые выписывают, подписывают, передают отдельно взятый документ в бухгалтерию для обработки и дальнейшего хранения. Данная процедура приобретает особую важность, так как при возникновении ошибок и нарушений в оформлении документов, можно выявить виновников и причины данных нарушений, а также быстрее устранить выявленные ошибки. При этом сдают первичные документы на основании составленного реестра (таблица 1.14).

Таблица 1.14 Реестр № 112 приема-сдачи документов по заработной плате за 01 марта 2013 г.

Инвентарный номер объекта

Название документа или группы документов

Количество документов

Номера первичных документов

Примечание

00001

Приказ о приеме на работу

1

25

 

00005

Табель учета рабочего времени

1

10

 

Всего принято документов два

(прописью)

« 01»марта2013 г. Сдал ___________ главный специалист Мельникова Т.М.

(подпись) (расшифровка подписи)

« 01»марта2013 г. Принял ____________ бухгалтер Батуева Т.Н.

(подпись) (расшифровка подписи)

Кроме того, каждому исполнителю необходимо вручить выписку из графика. В выписке необходимо перечислить документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки представления документов, подразделения предприятия, в которые должны сдаваться документы. Для большей эффективности график документооборота необходимо увязать с должностными инструкциями сотрудников, в которых четко описана последовательность действий при составлении, оформлении и передаче первичных учетных документов в бухгалтерию.

Ввести в обязанности главного бухгалтера контроль графика документов оборота с еженедельной информацией и его соблюдения. В должностных инструкциях главного инженера, заместителя директора по снабжению и заместителя директора по сбыту необходимо установить конкретную ответственность за несоблюдение графика документооборота – строгий выговор за несвоевременное оформление и передачу в бухгалтерию или возмещение ущерба, полученного от не заполнения реквизитов.

Для того, чтобы данный график соблюдался, в бухгалтерии предлагается составлять реестры документов, которые не были сданы в срок, и рассылать по подразделениям предприятия. Для большей эффективности контрольных процедур на еженедельном совещании с участием начальников отделов, обсуждать проблемы, связанные со своевременной передачей документов в бухгалтерию. Если подразделения задолжали какие-либо бумаги, об этом сразу становится известно директору. Такой способ помогает соблюдению графика документооборота.

Предприятию целесообразно закрепить определение счетной ошибки во внутрифирменном акте, например, коллективном договоре, что соответствует ст.5 Трудового кодекса РФ, так как понятие счетной ошибки не определено в законодательных либо нормативных актах.

Для квалификации факта излишне выплаченных сумм в пользу работников рекомендуется создать на предприятии специальную компетентную комиссию. Заключение комиссии о необходимости удержания излишне выплаченных сумм из заработной платы работника должно быть доведено до его сведения.

Преимущества предложенного механизма решения проблем счетных ошибок для предприятий очевидны:

– закрепляется документальное определение счетной ошибки;

– коллективный договор является документом, которым достигается обоюдная договоренность работников и администрации;

– факт обнаружения счетной ошибки фиксирует специальная компетентная комиссия;

– в случае несогласия работника с удержанием сумм из заработной платы предприятию легче обосновать свою позицию в суде либо в ином контролирующем органе.

В трудовом договоре, заключенном с бухгалтером, начисляющим заработную плату, рекомендуется прописать следующие положения:

В целях применения ст. 137 Трудового кодекса РФ считать счетной ошибкой:

1) ошибку, возникшую в результате неверного произведения арифметических действий

2) ошибку в результате сбоя в программном обеспечении.

Неверное применение законодательных, нормативных и локальных актов по исчислению и выплате заработной платы, а так же иные случаи, приведшие к неправильному начислению заработной платы счетной ошибкой не считать.

В случае выплаты излишних сумм причину, по которой это произошло, устанавливает и квалифицирует специальная комиссия в составе: главного бухгалтера, системного администратора, зам.директора по снабжению, зам. директора по сбыту. Председателем комиссия является директор предприятия.

Поскольку комиссией устанавливается факт счетной ошибки, работник не несет обязательств по удержанию излишне полученной заработной платы. В ином случае порядок удержания не противоречит Трудовому кодексу РФ (ст. 138), то есть за месяц не может быть удержано в пользу предприятия более 20% от начисленных сумм оплаты труда.

Приведенные рекомендации позволят сделать механизм взаимодействия предприятий и работников по вопросу правильности оплаты труда более прозрачным, а решения, принимаемые руководством более взвешенными.

 

 

 

Просмотров работы: 10900