АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В КИТАЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В КИТАЕ

Батова И.Б. 1
1Санкт-Петербургский Национальный Исследовательский Университет Информационных Технологий, Механики и Оптики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Малые предприятия – неотъемлемая часть экономики большинства индустриально развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства, вовлечение в процесс производства ресурсов, не используемых крупным бизнесом, удовлетворение дифференцированного производственного и непроизводственного спроса, освоение новых (в том числе зарубежных) рынков и т.д.

Развитие китайской экономики на рубеже веков в значительной степени было предопределено стратегическим прогнозом Дэн Сяопина, которого называют архитектором китайских реформ. Дэн Сяопин наметил четкий план модернизации страны: за 1980-е гг. увеличить ВВП с 250 до 500 долл. на душу населения. За 1990-е гг. – вновь удвоить ВВП, то есть поднять его с 500 до 1 тыс. долл. на душу. А потом к 2049 г. (то есть к 100-летию провозглашения КНР) увеличить ВВП еще в четыре раза – до 4 тыс. долл. на каждого жителя.

Общий объем товаров и услуг за 2007 г. достиг 2,3 трлн. долл. Это вывело КНР на четвертое место в мире после США, Германии, Японии, опередив Англию, Францию, Италию и Канаду. В 2007 г. ВВП КНР достиг 2,7 трлн. долл., или более 2 тыс. долл. на каждого жителя. Это значит, что третье удвоение ключевого показателя экономической мощи произошло не за десять, а всего за шесть лет.

Таким образом, за 28 лет (к 2008г.) с начала реформ экономический потенциал Китая увеличился в 15 раз, его внешнеторговый оборот вырос почти в 80 раз (с 21 до 1600 млрд. долл.) при среднем темпе роста 16 %. По своей доле в мировой торговле, достигшей 9 %, и по золотовалютным резервам, достигшим 1 трлн. долл., Китай опередил Японию. Это произошло на фоне впечатляющего роста прямых иностранных инвестиций. За годы реформ в стране создано 570 тыс. предприятий с участием иностранного капитала на общую сумму 670 млрд. долл. Одни лишь налоги с зарубежных предпринимателей позволяют финансировать расходы бюджета на образование и здравоохранение.

Огромный вклад в этот динамичный рост внес китайский малый бизнес, который бурно развивался вместе с общим экономическим ростом страны. В экономике Китая предприятия малого бизнеса играют значительную роль. В 2007 г. ими было произведено 55 % ВВП страны; налоги, отчисляемые МБ в бюджет государства, составляют приблизительно 46%; их доля в числе организаций Китая составляет около 99,8 %. В настоящее время на эти предприятия приходится 75 % запатентованных разработок и 82% общего количества рабочих мест в стране [2]. В КНР в настоящее время (2010-2011 гг.) действуют свыше 6 млн. малых предприятий, которые стали движущей силой экономического развития Китая [4].

Сегодня сектору малого и среднего бизнеса в Китае принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта Китая. При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек. В 2007 году объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил $218,25 млрд и $197,71 млрд, увеличившись на 31,8 и 22,5% соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор малого бизнеса.

Государственная поддержка малого бизнеса в Китае

В Китае одним из способов поддержки малого предпринимательства в области предоставления гарантий субъектам малого предпринимательства является Кредитный гарантийный фонд. Успешно создаются и действуют технопарки, которые поддерживаются правительством страны, что создает предпосылки для инновационного развития. Отсутствует и проблема производственных помещений в Китае, так как идет их интенсивное строительство, а арендная плата намного меньше, чем в России.

Активной поддержкой малого бизнеса занимается Китайский центр координации и кооперации бизнеса (CCBCC) как часть Национальной комиссии по развитию и реформированию (NDRC). CCBCC является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства.

Основными функциями CCBCC являются:

  • исследование проблем малого бизнеса;

  • сбор информации и разработка политики в сфере малого бизнеса;

  • создание комплексной системы оказания услуг для малого бизнеса;

  • организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров;

  • обучение и консультирование бизнеса.

В Китае поддержкой малого предпринимательства занимается также Государственный фонд развития малых и средних предприятий, который полностью финансируется государством. Основные функции фонда – это защита законных доходов малых предприятий от посягательств любых лиц и организаций, а также отстаивание прав малого бизнеса во всех сферах (льготные кредиты, налоги и т. д.).

Интересен опыт Китая в области налоговых преференций. Было создано большое количество свободных экономических зон (СЭЗ), что привлекло иностранные инвестиции и научно-технические ресурсы, были созданы фонды развития малого и среднего предпринимательства, предоставляющие льготные кредиты и гарантии потенциально успешным предприятиям, была открыта государственная некоммерческая информационная служба China SME Online – CSMEO: www. sme. gov. cn, что позволило обеспечить всестороннее и своевременное информационное обслуживание населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности малого и среднего бизнеса. Постепенно служба реформировалась в 3-х уровневую систему таким образом, что в каждом городе аккумулировалась актуальная информация именно для этого города. Таким образом, в КНР была реализована успешная политика развития технопарков, что совместно с наличием большого количества СЭЗ привлекло иностранный венчурный капитал, были созданы площадки для развития инновационных предприятий, развивалась система профессионального обучения и т. д.

В августе 2013 г. руководство Китая анонсировало нововведения в системе налогообложения малых предприятий страны. Согласно предложенным поправкам, представители малого бизнеса, чей месячный доход не превышает 20 тыс. юаней, или 3226 долларов, полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Малый бизнес провинции Чжэцзян

Роль малых и средних предприятий в развитии регионов можно продемонстрировать на примере экономики провинций Чжэцзян и Гуандун. В настоящее время они занимают ведущее положение в народном хозяйстве Китая, а объём продукции малого бизнеса только провинции Чжэцзян составил 99% от общего объёма промышленности региона.

Как правило, малые и средние предприятия во всем мире возникают в рамках семейной системы. В дальнейшем же, когда производство расширяется, возрастает конкуренция, рынок требует повышения технологий и семейная структура управления перестаёт соответствовать требованиям времени.

Есть 2 пути решения этой проблемы:

1. Объединение с другими малыми предприятиями;

2. Привлечение специалистов и менеджеров со стороны.

В ежегодном «Докладе о конкуренции в китайских городах» сравниваются достижения МСП провинции Чжэцзян за 2 года [1]. Выяснилось, что провинция по-прежнему занимает первое место по темпу роста экономики:

  • малые предприятия города Вэньчжоу выпускают 70% зажигалок всего мира;

  • малые предприятия г. Цаннань – 45% на рынке Китая по производству значков;

  • г. Хайнин – 35% на рынке Китая по выпуску ткани;

  • г. Юнкан 2/3 китайского производства металлических изделий;

  • села Ху – 90% производства жемчуга в стране.

Все указанные предприятия являются объединенными, и они создают базу для освоения китайского и мирового рынка.

Необходимо отметить связь современной экономики с историей и культурой прошлого. В провинции Чжэцзян очень рано начала развиваться экономика, ещё во времена династии Суй. Города Нинбо и Вэньчжоу ещё в эпоху Цзинь являлись крупными морскими торговыми портами, которые отличались оживлённой экономической деятельностью.

В городе Наньцзин постоянно расширялась ручная обработка, совершенствовались методы экономической деятельности:

  • появилось детализированное разделение труда;

  • получил распространение наёмный труд (предприниматели на определённое время (иногда на квартал) нанимали крестьян);

  • всё больше развивался рынок;

  • постепенно шло привлечение торгового капитала (при дальних перевозках и морской торговле).

Современные малые предприятия провинции Чжэцзян наследуют прошлые достижения этого региона. Сами предприниматели отличаются трудолюбием и усердием, это люди рискованные и волевые, что объясняется условиями их жизни. Провинция расположена на побережье, где мало земли, недостаточно ресурсов, но есть избыток рабочих рук. Это заставляет производителей повышать эффективность труда и технологии. В результате товары этой провинции пользуются большим спросом:

  • обувь, одежда, очки (г. Вэньчжоу);

  • текстильные товары (Шаосин);

  • металлические товары (Юнкан);

  • кожевенные товары и одежда (Хайнин).

Малый бизнес провинции Гуандун

Большое развитие получила также экономика провинции Гуандун. Немаловажную роль в этом следует отвести близости провинции к Гонконгу и Тайваню. Именно это способствовало тому, что в Гуандуне были созданы МСП на базе деятельности сёл, специализировавшихся на производстве мебели, обуви, одежды, металлических изделий и др. Первое в Китае МСП «Винты» Цзичан Лунцзи родилось именно в провинции Гуандун, где в 70-х годах ХХ века интенсивно развивалась кустарная промышленность, преимущественно связанная с обработкой металлов.

Близость Гуандуна к Гонконгу, Тайваню и Макао обусловила масштабную миграцию в эту провинцию из названных городов (до семисот тысяч). Все они знали китайский язык и культуру, привезли капиталы и технологии, и за короткое время создали МСП. Правительство всемерно поддерживало их деятельность:

  • инвесторы получили земельные и налоговые льготы;

  • время для оформления бизнеса сократилось с 2-3 месяцев до одной недели;

  • быстро решались все возникающие проблемы, вплоть до приглашения профессоров университета для консультаций по проблемам технологии и т.д.

В настоящее время, когда быстрыми темпами идёт процесс экономической глобализации, для Китая очень важно увеличивать международную конкурентоспособность. По объему производства продукции китайские предприятия занимают четвертое место в мире, КНР становится мировым лидером, и сейчас важно поддерживать и развивать эти достижения. В этой связи назрела необходимость реформирования малых и средних предприятий. В частности, крайне важно создавать, по мнению экономистов, в провинциях Чжэцзян и Гуандун объединенные группы малых предприятий [2]. При этом необходимо учитывать, что:

  1. Важная роль при создании и развитии объединенных групп МСП отводится специализации и разделению труда, в отличие от промышленных районов, для которых важна территория, строительство предприятий, привлечение инвестиций;

  2. Развитие объединенных групп МСП должно усиливать местную экономику и опираться на международные ресурсы. Например, в провинции Чжэцзян МСП, которые производят галстуки, зажигалки, одежду, начали интенсивно развиваться после того, как вышли на внешние рынки.

  3. Для развития МСП необходима стабильная макроэкономическая среда, а также юридическая и судебная защищённость. Все это может обеспечить только правительство, которому, в свою очередь, важно сотрудничество с МСП.

  4. Для развитых МСП государство должно поощрять чёткое разделение труда, создать центр новаторства, стимулировать сотрудничество с научно-исследовательскими отделами, развернуть обучение для менеджеров и рабочих, приветствовать взаимодействие местных МСП с иностранными [2].

На сегодняшний день правительство КНР оказывает финансовую поддержку МСП, упрощает процедуру их регистрации, поощряет привлечение иностранного капитала (инвесторы работают в условиях 3-летнего льготного периода полного освобождения от налогов) [3].

Таким образом, малые и средние предприятия в КНР, возникнув, как и во всем мире, в рамках семейной системы, с увеличением рыночной конкуренции стали объединяться в промышленные группы. Их развитие характеризуется принципами поэтапности и постепенности, переходом от простого к сложному в структуре производства, в формах и методах привлечения иностранного капитала, осуществлении экспорта и импорта продукции, беспошлинной торговли.

Возникновение и развитие малых и средних предприятий в конечном итоге быстро привело к специализации регионов. Так, провинция Чжэцзян стала специализироваться на изготовлении одежды (преимущественно галстуков), провинция Гуандун – домашнего электрического оборудования и т. д.

Анализ тенденции развития малого бизнеса в Китае

Начиная с 2003 года, в стране произошло стремительное развитие малого бизнеса, увеличение рентабельности предприятий, рост налоговых поступлений в бюджет государства. Такое развитие было обеспечено в основном за счет увеличения числа субъектов малого бизнеса. Малое предпринимательство составляет подавляющее большинство в общем количестве предприятий страны. Ведь именно на малых предприятиях занято около 60% ее трудоспособного населения. Благодаря низкой стоимости рабочей силы, малый бизнес в стране составляет серьезную конкуренцию крупным компаниям, которые работают на мировых рынках.

Малый бизнес можно назвать двигателем развития экономики, благодаря тому, что малые предприятия производят наибольшее количество инновационной продукции и технических изобретений. Большая часть производимой в стране продукции, предоставляемая на экспорт, произведена именно малыми предприятиями.

В настоящее время малый бизнес в стране развивается очень успешно. Правительство Китая несколько лет назад приняло решение переориентировать экономику страны с ресурсоемких предприятий на предприятия малого бизнеса. По мнению китайских лидеров, коренная модернизация экономики страны должна быть закончена в 2050 году, что должно вывести ее в число лидеров по уровню экономического развития. Но результат работы малого бизнеса можно наблюдать уже в настоящее время - полки многих магазинов уставлены дешевыми товарами, которые производятся на малых предприятиях страны.

Развитие малого бизнеса в стране происходит по нескольким направлениям: правительство страны стимулирует, прежде всего, развитие частных предприятий, которые работают в сфере производства электроники и разработки программного обеспечения. Предприниматели в Китае активно участвуют в развитии инновационных технологий, 65% патентов и более 80% производящейся новой продукции страны принадлежит ее малым предприятиям. Также на долю малого бизнеса приходится около половины налоговых поступлений и около 60 % объема экспорта. При этом большинство малых предприятий имеет в своем штате менее 100 человек, средние предприятия с большим количеством сотрудников составляют лишь менее 1 %. Малый бизнес в стране также ориентирован на сферу услуг. По мнению китайских экономистов, в 2020 году доля индустрии услуг в общем объеме ВВП должна составлять до 60 % [4].

Моделирование тенденций развития основных показателей малого бизнеса Китая

В таблицах 1,2,3 представлены данные об основных показателях малого бизнеса в Китае с 2007 по 2011 гг.[4].

Таблица 1

Число малых предприятий в Китае

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

Число малых предприятий (тыс.шт)

4335,6

4655,4

5282,4

5645,3

6008,3

Таблица 2

Численность работников на малых предприятиях Китая

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

Численность работников (тыс.чел)

56362,2

60520,7

68671,0

67877,0

69827,0

Таблица 3

Оборот малых предприятий в Китае

 

2007

2008

2009

2010

2011

Оборот малых предприятий (млрд. юань)

19729,07

25462,11

32728,24

39993,86

48827,44

Анализ динамики количества малых предприятий, численности работников, и оборота малых предприятий показывает, что для всех этих показателей имеет место устойчивая тенденция роста.

В соответствии с экономическим содержанием исследуемых показателей и формальными свойствами кривых роста могут быть использованы следующие аппроксимирующие кривые:

  • полином первой степени (теоретический ряд 1), т.к. показатели имеют монотонный характер развития и приблизительно одинаковые абсолютные цепные приросты, а также отсутствует предел роста;

  • полином второй степени, как наиболее часто используемый для выявления тенденций экономических показателей на небольшом временном отрезке;

  • показательная функция при условии одинаковых цепных темпов роста.

На рисунках 1, 2 и 3 представлены уравнения тенденций исследуемых показателей развития малого бизнеса Китая.

Рис. 1. Число малых предприятий в Китае (КНР)

Рис. 2. Численность работников в Китае (КНР)

Рис. 3. Оборот малых предприятий в Китае (КНР)

На этих графиках представлены также прогнозные значения, полученные на основании построенных уравнений тенденций: в случае развития по прямой линии или по полиному второй степени. Представляет большой интерес сравнение полученных прогнозных значений и реальных показателей за 2012-2013 гг., что позволит оценить точность построенных моделей тенденций. К сожалению, в настоящий момент авторы не располагают информацией за 2012-2013 гг.

Оценка качества построенных моделей осуществляется с помощью коэффициента детерминации () и критерия Фишера (F).

Значение означает, что выбранная модель объясняет % общей вариации уровней данного временного ряда.

Для оценки близости уравнения тенденции к исходным данным применяется критерий Фишера (F). Фактический (расчетный) уровень F-критерия сравнивается в критическим (табличным) значением F-критерия: ,

где n – наблюдений временного ряда,

m – кол-во параметров в уравнении тенденции.

Если Fфакт >Fкрит , то построенную модель (уравнение тенденции) можно признать надежной.

Для представленных на рисунках 1, 2 и 3 уравнений тенденции это условие выполняется. Поэтому для прогнозирования следует использовать то уравнение, для которого Fфакт имеет наибольшее значение.

Заключение

Следует отметить, что кроме своих количественных характеристик, китайский малый бизнес обладает отличительными качественными и структурными особенностями:

  • динамичность китайского малого бизнеса;

  • большой удельный вес в общем числе предприятий и в ВВП страны;

  • ориентацию на обрабатывающие отрасли и отрасли передовых технологий;

  • открытость китайского малого бизнеса, который реализует общую стратегию экспансии внешних рынков, провозглашенную руководством Китая и получившую название «цзоучуцюй» [4];

  • большая инновационная ориентированность малого бизнеса;

  • большая роль китайского малого бизнеса в социальной политике страны.

В период до 2020 года по национальной программе экономического развития основное внимание будет уделено 11 отраслям промышленности, среди которых ключевыми являются телекоммуникация и IT-технологии. Современная индустриализация китайской промышленности должна перейти от ресурсоёмкого хозяйства к наукоёмкому и высокотехнологичному производству, основанному на экологически чистых технологиях.

Китайскими экономистами выдвигаются задачи, согласно которым к 2050 году современное общество должно встать на один уровень с развитыми странами по научно-техническому, интеллектуальному и информационному уровню.

В решении этой задачи одна из ведущих ролей отводится малым и средним предприятиям, как стимуляторам оживления экономического рынка.

Литература

1. Доклад о развитии малых и средних предприятий Китая в 2004 г. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – http://pg.jrj.com.cn/acc/pdf/2005/gp/nb/0322/600415_2004_n.pdf

2. Ли Сянхун. Чжунго цзинцзи тэцюй цзюэцэ ды синчэн юй фачжань // Данши вэньхуй. – Тайюань, 1992. №4. – С. 7-9.

3. Политика в области развития малого и среднего предпринимательства в КНР. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – http://www.chinairn.com/doc/70270/252682.html

4. Национальное бюро статистики Китая:[Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –http://www.stats.gov.cn/english/InternationalCooperation/201311/t20131112_459590.html

Просмотров работы: 16505