Проблеме качества подготовки специалистов в настоящее время уделяется значительное внимание, поскольку в последние годы на рынке труда со стороны работодателей остро ощущается неудовлетворенность профессиональной подготовленностью выпускников. От выпускника Вуза любой квалификации требуется владение не только теоретическими знаниями, но практическими навыками решения задач в профессиональной области. Базу необходимых профессионально важных качеств необходимо сформировать во время обучения в высшем учебном заведении.
Использование традиционного обучения: лекций, практикумов, семинаров часто приводит к пассивности студентов и не вызывает особой заинтересованности в проявлении своих возможностей. Поэтому цель сегодняшнего образования повысить интерес со стороны студентов к приобретению знаний, с другой стороны активизировать их деятельность по приобретению этих знаний самостоятельно, тем более что в свете последних изменений ФГОС, большая доля приобретения знаний переводится именно на самостоятельное освоение студентами [1].
Одним из важных факторов совершенствования системы подготовки профессиональных кадров в высшей школе является активное использование в образовательном процессе современных информационных технологий обучения наряду с традиционным обучением. Механизмом новых преобразований является реализация концепции смешанного обучения, позволяющая с одной стороны реализовать традиционный подход обучения, где не нарушается непосредственный контакт преподавателя и студента через традиционные формы обучения и с другой стороны реализуется возможность использования инновационных (электронных) форм обучения с постоянным наращиванием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и электронных ресурсов [2].
В рассматриваемом контексте смешанное обучение – это целенаправленный процесс получения знаний, умений и навыков в условиях интеграции аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности субъектов образовательного процесса на основе использования и взаимного дополнения технологий традиционного, электронного, дистанционного и мобильного обучения при наличии самоконтроля студента времени, места, маршрута и темпа обучения.
Считается, что данная модель обучения появилась в США, когда начали дешеветь гаджеты. Учителя стали записывать свои уроки на видео и рассылать по электронной почте ученикам, чтобы они смотрели их дома в удобное время. Получается «перевернутый класс»: домашнее задание выполняется в классе при содействии учителя, а лекции ученики разбирают дома — сами планируют свое время, заодно совершенствуя ИКТ-компетентность. Подход оказался эффективным, и сейчас на Западе практически все школы используют смешанное обучение, а параллельно развиваются электронные образовательные ресурсы[3].
Одним из таких вариантов использования смешанного обучения в образовательном процессе является внедрение виртуальной образовательной среды Moodle, которая позволяет общаться преподавателю со студентом, не выходя из дома. Данная среда обучения внедряется в образовательный процесс Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Для оценки значимости внедрения смешанного обучения в образовательный процесс ВУЗа со стороны студентов применялась составленная автором работы анкета. В опросе приняли участие студенты 2-3 курсов различных направлений подготовки университета. Исследования, показали, что большинство студентов (80% опрошенных) положительно относятся к переходу на данный вид обучения и поддерживают мнение о том, обучение стало эффективней, так как в нем преобладает самостоятельная работа студента. В пользу применения среды Moodle в процессе обучения высказывались такие аргументы как: возможность самостоятельно планировать время обучения, заставляет выполнять задания в конкретные сроки, дает возможность высказывать собственное мнение в форумах и чатах, интерактивность позволяет развивать познавательную активность, имеется возможность продемонстрировать умение решать проблемы и задачи самостоятельно.
Однако при ответе на вопрос «Какая форма обучения эффективней по качеству приобретения знаний: традиционная или смешанная?» мнения студентов разделились. Из ответов было видно, что некоторые, ввиду своей неосведомленности, опасаются перехода на форму смешанного обучения, в силу того, что у них не будет возможности иметь непосредственного достаточного контакта с преподавателем в случае возникновения проблем с освоением некоторых сложных тем дисциплины.
Для того чтобы избежать выявленной проблемы и построить образовательный процесс более эффективно преподавателю можно предложить некоторые рекомендации.
Курс смешанного обучения можно построить следующим образом: поделить всю работы на «предварительный», «реализационный» и «заключительный» периоды.
Первый период «предварительный» включает в себя подготовку к семинарским занятиям, коллоквиумам, работе преподавателя и студента в группе. По окончании «заключительного» периода должно выдаваться задание к подготовке перехода на новую тему, что и будет являться «предварительным» периодом новой темы. Данный период обучения предполагается проводить в форме самостоятельного изучения или в среде Moodle. Задания, помещаемые в среду, могут быть представлены в форме интерактивных лекций, презентаций, методических указаний со ссылками на необходимые ресурсы для выполнения заданий.
После «предварительного этапа» начинается цикл аудиторной работы - «реализационный» этап. По-нашему мнению, контактную работу с преподавателем и аудиторией не заменить другими видами обучения при очной форме. Поэтому семинары, форумы требуют обсуждения в «живой» аудитории при личном контакте с аудиторией. Студент изучает самостоятельно тему в цикле «предварительный» этап, а в «реализационном» проходит обсуждение изученной темы, работа в форме «вопрос-ответ», мозговые штурмы, работа в группах.
По окончанию занятия проводится закрепление и проверка полученных знаний с помощью тестов, вопрос или практических заданий, которые выносятся в электронную образовательную среду Moodle. Это и есть «заключительный» период. Здесь студенты выполняют домашние задания, также имеется возможность участвовать в чате с преподавателем, где имеется возможность задать вопросы, а также прокомментировать уже выполненные задания и поставить оценку за пройденную тему [4].
Конечно, возникает проблема в процентном разделении времени, которое отводится на традиционное обучение и использование среды Moodle в процессе обучения в каждой конкретной дисциплине, на выделение конкретных тем разделов, которые могут быть вынесены в среду, а какие должны быть разобраны в непосредственном контакте преподаватель-студент, проблема создания требуемой учебной информации и преобразования ее в образовательный информационный ресурс. Данные вопросы решается при более тщательном их рассмотрении преподавателем исходя из специфики дисциплины и его педагогического мастерства, которое позволит разработать эффективные электронные ресурсы.
Разработанная модель была апробирована на студентах магистратуры очной формы обучения. Процесс обучения полностью повторял предлагаемую выше модель смешенного обучения. По окончании изучения ряда дисциплин результаты оказались положительными: 95 % от общего числа студентов проявили активность в электронной среде обучения, 80% приняли участие в предлагаемых форумах и блогах, 90 % студентов успешно прошли все предлагаемые тестирования после изучения теоретических материалов в среде.
Анкетирование проведенное среди студентов, обучающихся с использованием формы смешанного обучения, показало, что положительными моментами использования данной модели является то, что оно дает больше свободы обучающимся в выборе времени на изучение дисциплины (Рисунок 1), дает возможность работать с дополнительными ресурсами, включенными в виде гиперссылок, создает условия для общения с преподавателям и одногруппниками в форумах и блогах электронной среды, с целью уточнения непонятных моментов при выполнении заданий, при ответе на тестовые задания имеется возможность сразу просматривать оценки за выполненные работы, и устранять пробелы в знаниях.
Рисунок 1 – Активность студентов в электронной среде
Главное, что смешанное обучение предоставляет студенту больше гибкости (возможность планировать самостоятельное время обучения), развивать познавательную активность и использовать незадействованный ресурс самостоятельной работы по изучению учебного материала. И при этом данная среда обучения дает возможность не терять социальный контакт, активно участвовать в процессе обучения с группой, тем самым, не теряется возможность работать в коллективе и приобретаются навыки принятия коллективных решений.
Мастерство преподавателя и эффективное использование модели смешанного обучения дает возможность студентам осваивать теоретические знания, овладевать практическими навыками для решения задач в профессиональной области, формировать базу необходимых профессионально важных качеств, которые им непосредственно пригодятся в своей профессиональной области.
Литература
Петрук Г.В. Петрук Г.В. Технология проектирования вариативных образовательных маршрутов в системе самостоятельной работы студентов (на примере экономистов-менеджеров) // Гуманитарные исследования с Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. № 3 (15) 2011. С. 89-94.
Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – 481 с.
Технологии смешанного обучения появятся в лицее ВШЭ. http://ria.ru/society/20130607/942102233.html дата обращения 10.11.13
Кадырова Э.А. Смешанное обучение в системе высшего образования Интернет-журнал «Эйдос»http://eidos.ru/journal/2009/0114-3.htm дата обращения 17.02.13