В связи с тем, что Россия вступила в ВТО, необходимо понимать, какие трудности этот шаг принесет сельскому хозяйству. Нельзя видеть одни лишь преимущества от вступления в ВТО, не учитывая проблему изменения и дополнения тысячи нормативных правовых актов, составляющих аграрное законодательство [3].
Сегодня торговля сельскохозяйственной продукцией в рамках ВТО является одним из самых проблематичных направлений международной торговли, так как сельскохозяйственным товаропроизводителям стало намного сложнее реализовывать свою продукцию. Российский рынок оказался более открытым для импорта, а государство не сможет в полной мере защитить свой внутренний рынок — в Россию хлынул поток дешевой (и не всегда качественной) продукции по демпинговым ценам.
Если учесть, что Россия обладает уникальными ресурсами (10 % мировых сельхозугодий, из которых почти 50 млн. гектаров плодородного чернозема, самый большой запас пресной воды) [5], она в состоянии не только накормить себя экологически чистой продукцией, но и поставлять излишки на мировой рынок. Однако пока темпы роста импорта в пять раз выше темпов роста отечественного производства. При такой «аграрной» политике государства сельскому хозяйству будет трудно занять свою нишу на мировом рынке продовольствия.
Сельское хозяйство России может серьезно пострадать от вступления страны в ВТО, если государство не примет меры по разработке федеральных и региональных программ адаптации отечественного сельского хозяйства к работе в новых условиях. Поэтому Министерство сельского хозяйства РФ, начиная с 2006 года (с момента реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК») активно поддерживает малые формы хозяйств, для которых предусмотрены льготные кредиты, льготы на покупку удобрений, семян. Кроме того, начинающим фермерам планируется увеличить размер грантов. Планируется, что в 2013—2020 годах решившим заняться сельским хозяйством будут выплачивать государственный грант в размере 1,5 млн. рублей из федерального бюджета. Также предусмотрены выплаты из местных бюджетов, что позволит увеличить сумму гранта начинающим фермерам до 2 млн. рублей [6]. Предполагается, что ежегодно на модернизацию таких компаний будут направлять по 6 млрд. рублей.
Одним из важнейших результатов Уругвайского раунда стало распространение многосторонних торговых правил на сельское хозяйство с целью обеспечить справедливую конкуренцию и проведение рыночно ориентированных реформ в аграрном секторе.
Соглашение по сельскому хозяйству предусматривает преимущественно использование мер поддержки национальных производителей сельскохозяйственной продукции, которые в меньшей степени оказывают искажающее воздействие на торговлю. Целью соглашения "является установление справедливой и ориентированной на рынок системы торговли в сфере сельского хозяйства, и что процесс реформы должен быть инициирован путем переговоров по обязательствам в области поддержки и защиты, а также путем установления более строгих и эффективных в практическом применении норм и правил ГАТТ" [4].
Странам также разрешено принимать меры, облегчающие проведение структурных преобразований в аграрном секторе и дающие определенную гибкость в выполнении взятых обязательств. В соглашении особо учитываются интересы развивающихся стран, в частности тех из них, которые являются нетто-импортерами продовольствия, а также наименее развитых стран.
Соглашение по сельскому хозяйству устанавливает, что присоединяющиеся страны принимают на себя обязательства по четырем основным направлениям:
- доступ на рынок сельскохозяйственных и продовольственных товаров;
- государственная поддержка сельского хозяйства;
- экспортная конкуренция в сельскохозяйственной и продовольственной торговле;
- санитарные и фитосанитарные меры.
Сельское хозяйство в мировой экономике – одна из самых закрытых протекционизмом отраслей. Основной способ протекционизма выражается в колоссальных субсидиях, выделяемых производителям сельскохозяйственной продукции. По объективным причинам сельскохозяйственные товаропроизводители не могут поддерживать рентабельность, сопоставимую с той, которая обеспечивается предприятиями промышленности и сферы услуг. Это обусловлено особенностями индустриального сельскохозяйственного производства и рыночной экономики [1].
Несмотря на имеющиеся проблемы, ожидается, что образование единого таможенного пространства будет стимулировать рост экономик стран-участниц. По оценкам экспертов, устранение таможенных и других административных барьеров во взаимной торговле стран будет способствовать экономическому росту и обеспечит к 2015 году дополнительный прирост ВВП государств Таможенного союза на 5-20%.
Какие же основные требования предъявляются к агропродовольственной политике России с точки зрения ВТО? Основополагающими документами по сельскому хозяйству в ВТО на сегодня являются три соглашения Уругвайского раунда: Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение о санитарных и фитосанитарных стандартах (СФС) и Соглашение о технических барьерах в торговле (ТБТ).
Соглашение по сельскому хозяйству охватывает три направления: доступ к рынкам, экспортные субсидии и политику внутренней поддержки сельского хозяйства. Требования Соглашения по первому направлению предполагают увеличение доступности рынков страны посредством всеобщей тарификации и снижения уровня тарифов. В отношении экспортных субсидий соглашение требует сокращения как бюджетных ассигнований на субсидирование экспорта, так и физических объемов товаров, экспорт которых субсидируется. Хотя в настоящее время Россия не субсидирует экспорт агропродовольственной продукции, в переговорах с ВТО она настаивает на сохранении этой возможности для ее использования в будущем. Внутренняя поддержка, оказывающая искажающее воздействие на торговлю, также подлежит сокращению в соответствии с Соглашением.
Соглашения СФС и ТБТ противодействуют применению неоправданных мер, связанных с санитарными, фитосанитарными и техническими стандартами. В соответствии с Соглашениями ограничения такого рода не должны играть роль торговых барьеров. Страны, вступающие в ВТО, обязаны провести гармонизацию технических, санитарных и фитосанитарных мер на основе международных норм или собственных стандартов, подлежащих научной оценке, подтверждающей необходимость их применения.
В соответствии с этими требованиями необходимо рассмотреть положение дел в России с доступом на внутренние агропродовольственные рынки, уровнем экспортных субсидий и внутренней поддержки АПК, а также положение дел с санитарными и фитосанитарными барьерами [2].
Одним из направлений переговорного процесса в рамках присоединения России к Всемирной торговой организации являются переговоры по обязательствам в области сельского хозяйства. В ходе переговоров должны быть согласованы следующие основные вопросы:
- максимальный объем государственной поддержки (субсидий), которую страна-кандидат после присоединения сможет предоставлять аграриям;
- максимальный уровень экспортных субсидий, которые после присоединения новый член ВТО сможет выделять для поддержки своего сельскохозяйственного экспорта.
Особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе определяет Соглашение по сельскому хозяйству [2].
Возможные последствия вступления России в ВТО для торговли и производства сельскохозяйственной продукции. Членство России в ВТО обеспечит значительные торговые преимущества для развивающихся стран. В случае нарушения обязательств России, система урегулирования споров в рамках ВТО может быть использована для возмещения ущерба (путь, который не был открыт, прежде чем Россия присоединилась к ВТО) [1].
Таким образом, в общем, концептуальном плане, в системе мер государственной поддержки сельского хозяйства можно выделить два взаимосвязанных аспекта: внутренний, связанный с вопросами эффективного развития аграрного сектора экономики внутри страны, и внешний, предусматривающий переход к единым правилам торгово-экономических отношений в рамках требований ВТО. При этом на первом месте должно стоять решение внутренних проблем, связанных с оказанием сельскому хозяйству всесторонней помощи посредством реализации различных мер государственной поддержки, обеспечивающих непрерывное развитие сельского хозяйства и существенное улучшение качества жизни на селе.
Список информационных источников
Горбунов Г. Угробит ли ВТО российское село? // ФК-Новости. 13.07.2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. http://www.wto.ru/ru/opinion.asp?msg_id=15846.
Информация о процессе присоединения России к ВТО в области сельского хозяйства [Электронный ресурс]. http://www.wto.ru/monitor.asp?f=selhoz
Приказ Минсельхоза РФ от 6 марта 2012 г. № 172 «Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70075906/.
Соглашение по сельскому хозяйству [Электронный ресурс]. - Режим доступа- http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13
Россия и ВТО: присоединения и последствия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wtoru.ru/analitika/sel-skoe-khoziaistvo-rossii-i-vto/.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ. 2007. № 1 (часть I). Ст. 27.