ВТО И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВТО И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В связи с тем, что Россия вступила в ВТО, необходимо понимать, какие трудности этот шаг принесет сельскому хозяйству. Нельзя видеть одни лишь преимущества от вступле­ния в ВТО, не учитывая проблему изменения и дополнения тысячи нормативных правовых актов, составляющих аграрное законодательство [3].

Сегодня торговля сельскохозяйственной продукцией в рамках ВТО является одним из самых проблематичных направлений международной торговли, так как сельскохозяйствен­ным товаропроизводителям стало намного сложнее реализовывать свою продукцию. Россий­ский рынок оказался более открытым для импорта, а государство не сможет в полной мере защитить свой внутренний рынок — в Россию хлынул поток дешевой (и не всегда качест­венной) продукции по демпинговым ценам.

Если учесть, что Россия обладает уникальными ресурсами (10 % мировых сельхозуго­дий, из которых почти 50 млн. гектаров плодородного чернозема, самый большой запас пре­сной воды) [5], она в состоянии не только накормить себя экологически чистой продукцией, но и поставлять излишки на мировой рынок. Однако пока темпы роста импорта в пять раз выше темпов роста отечественного производства. При такой «аграрной» политике государ­ства сельскому хозяйству будет трудно занять свою нишу на мировом рынке продовольст­вия.

Сельское хозяйство России может серьезно пострадать от вступления страны в ВТО, если государство не примет меры по разработке федеральных и региональных программ адаптации отечественного сельского хозяйства к работе в новых условиях. Поэтому Мини­стерство сельского хозяйства РФ, начиная с 2006 года (с момента реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК») активно поддерживает малые формы хозяйств, для которых предусмотрены льготные кредиты, льготы на покупку удобрений, семян. Кроме того, начинающим фермерам планируется увеличить размер грантов. Планируется, что в 2013—2020 годах решившим заняться сельским хозяйством будут выплачивать государст­венный грант в размере 1,5 млн. рублей из федерального бюджета. Также предусмотрены вы­платы из местных бюджетов, что позволит увеличить сумму гранта начинающим фермерам до 2 млн. рублей [6]. Предполагается, что ежегодно на модернизацию таких компаний будут направлять по 6 млрд. рублей.

Одним из важнейших результатов Уругвайского раунда стало распространение мно­госторонних торговых правил на сельское хозяйство с целью обеспечить справедливую кон­куренцию и проведение рыночно ориентированных реформ в аграрном секторе.

Соглашение по сельскому хозяйству предусматривает преимущественно использова­ние мер поддержки национальных производителей сельскохозяйственной продукции, которые в меньшей степени оказывают искажающее воздействие на торговлю. Целью соглашения "является установление справедливой и ориентированной на рынок системы торговли в сфере сельского хозяйства, и что процесс реформы должен быть инициирован путем переговоров по обязательствам в области поддержки и защиты, а также путем установления более строгих и эффективных в практическом применении норм и правил ГАТТ" [4].

Странам также разрешено принимать меры, облегчающие проведение структурных преобразований в аграрном секторе и дающие определенную гибкость в выполнении взятых обязательств. В соглашении особо учитываются интересы развивающихся стран, в частности тех из них, которые являются нетто-импортерами продовольствия, а также наименее разви­тых стран.

Соглашение по сельскому хозяйству устанавливает, что присоединяющиеся страны принимают на себя обязательства по четырем основным направлениям:

- доступ на рынок сельскохозяйственных и продовольственных товаров;

- государственная поддержка сельского хозяйства;

- экспортная конкуренция в сельскохозяйственной и продовольственной торговле;

- санитарные и фитосанитарные меры.

Сельское хозяйство в мировой экономике – одна из самых закрытых протекциониз­мом отраслей. Основной способ протекционизма выражается в колоссальных субсидиях, вы­деляемых производителям сельскохозяйственной продукции. По объективным причинам сельскохозяйственные товаропроизводители не могут поддерживать рентабельность, сопос­тавимую с той, которая обеспечивается предприятиями промышленности и сферы услуг. Это обусловлено особенностями индустриального сельскохозяйственного производства и ры­ночной экономики [1].

Несмотря на имеющиеся проблемы, ожидается, что образование единого таможенного пространства будет стимулировать рост экономик стран-участниц. По оценкам экспертов, устранение таможенных и других административных барьеров во взаимной торговле стран будет способствовать экономическому росту и обеспечит к 2015 году дополнительный при­рост ВВП государств Таможенного союза на 5-20%.

Какие же основные требования предъявляются к агропродовольственной политике России с точки зрения ВТО? Основополагающими документами по сельскому хозяйству в ВТО на сегодня являются три соглашения Уругвайского раунда: Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение о санитарных и фитосанитарных стандартах (СФС) и Соглашение о технических барьерах в торговле (ТБТ).

Соглашение по сельскому хозяйству охватывает три направления: доступ к рынкам, экспортные субсидии и политику внутренней поддержки сельского хозяйства. Требования Соглашения по первому направлению предполагают увеличение доступности рынков страны посредством всеобщей тарификации и снижения уровня тарифов. В отношении экспортных субсидий соглашение требует сокращения как бюджетных ассигнований на субсидирование экспорта, так и физических объемов товаров, экспорт которых субсидируется. Хотя в на­стоящее время Россия не субсидирует экспорт агропродовольственной продукции, в перего­ворах с ВТО она настаивает на сохранении этой возможности для ее использования в буду­щем. Внутренняя поддержка, оказывающая искажающее воздействие на торговлю, также подлежит сокращению в соответствии с Соглашением.

Соглашения СФС и ТБТ противодействуют применению неоправданных мер, связан­ных с санитарными, фитосанитарными и техническими стандартами. В соответствии с Со­глашениями ограничения такого рода не должны играть роль торговых барьеров. Страны, вступающие в ВТО, обязаны провести гармонизацию технических, санитарных и фитосани­тарных мер на основе международных норм или собственных стандартов, подлежащих науч­ной оценке, подтверждающей необходимость их применения.

В соответствии с этими требованиями необходимо рассмотреть положение дел в России с доступом на внутренние агропродовольственные рынки, уровнем экспортных субсидий и внутренней поддержки АПК, а также положение дел с санитарными и фитосани­тарными барьерами [2].

Одним из направлений переговорного процесса в рамках присоединения России к Всемирной торговой организации являются переговоры по обязательствам в области сельского хозяйства. В ходе переговоров должны быть согласованы следующие основные вопросы:

- максимальный объем государственной поддержки (субсидий), которую страна-кандидат после присоединения сможет предоставлять аграриям;

- максимальный уровень экспортных субсидий, которые после присоединения новый член ВТО сможет выделять для поддержки своего сельскохозяйственного экспорта.

Особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе определяет Соглашение по сельскому хозяйству [2].

Возможные последствия вступления России в ВТО для торговли и производства сель­скохозяйственной продукции. Членство России в ВТО обеспечит значительные торговые преимущества для развивающихся стран. В случае нарушения обязательств России, система урегулирования споров в рамках ВТО может быть использована для возмещения ущерба (путь, который не был открыт, прежде чем Россия присоединилась к ВТО) [1].

Таким образом, в общем, концептуальном плане, в системе мер государственной под­держки сельского хозяйства можно выделить два взаимосвязанных аспекта: внутренний, свя­занный с вопросами эффективного развития аграрного сектора экономики внутри страны, и внешний, предусматривающий переход к единым правилам торгово-экономических отноше­ний в рамках требований ВТО. При этом на первом месте должно стоять решение внутрен­них проблем, связанных с оказанием сельскому хозяйству всесторонней помощи посредст­вом реализации различных мер государственной поддержки, обеспечивающих непрерывное развитие сельского хозяйства и существенное улучшение качества жизни на селе.

Список информационных источников

  1. Горбунов Г. Угробит ли ВТО российское село? // ФК-Новости. 13.07.2011. [Элек­тронный ресурс]. — Режим доступа. http://www.wto.ru/ru/opinion.asp?msg_id=15846.

  2. Информация о процессе присоединения России к ВТО в области сельского хозяйства [Электронный ресурс]. http://www.wto.ru/monitor.asp?f=selhoz

  3. Приказ Минсельхоза РФ от 6 марта 2012 г. № 172 «Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70075906/.

  4. Соглашение по сельскому хозяйству [Электронный ресурс]. - Режим доступа- http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13

  5. Россия и ВТО: присоединения и последствия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wtoru.ru/analitika/sel-skoe-khoziaistvo-rossii-i-vto/.

  6. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяй­ства» // СЗ РФ. 2007. № 1 (часть I). Ст. 27.

Просмотров работы: 2456