К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Уругвайский раунд - многосторонние торговые переговоры. Эти переговоры были на­чаты 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай), откуда и получили свое название "Уругвайский раунд". Официальное завершение Уругвайского раунда произошло на встрече министров стран-участниц переговоров в городе Марракеш (Марокко) 15 апреля 1994 года. Организационно результаты Уругвайского раунда состоят из Соглашения об учреж­дении Всемирной торговой организации и приложений к этому документу, содержа­щих со­глашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли това­рами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Весь этот па­кет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что любая страна для того, чтобы стать членом, должна принять все перечисленные соглашения и дого­воренности без каких-либо исключений [1]. Декларацию приняли на Уругвайском раунде многосторонних торговых пере­говоров, проведенных в Марракеше (Марокко), в период с 12 по 15 апреля 1994 года. В перего­ворах при­нимали участие министры, представляющие 124 правительства. Декларация должна была закрепить успех Уругвайского раунда. Документ декларировал участие нацио­нальных эко­номик в мировой системе торговли на основе открытой, сориентированной на рынок эконо­мики [2]. Историческое достижение Уругвайского Раунда состояло в стремлении стран - уча­стниц к укреплению мировой экономики и расширению торговли, инвестиций, занятости и росту доходов во всем мире. В частности, декларация приветствовала: - более прочную и четкую юридическую структуру, принятую для осу­ществ­ления международной торговли, включая более эффективный и надежный механизм урегу­лирования споров; - глобальное сокращение тарифов на 40% и более широкие соглашения, откры­вающие рынки для товаров, а также большую предсказуемость и надежность в виде расши­рения объ­ема тарифных обязательств; - создание многосторонней правовой структуры правил в области торговли услу­гами и охраны торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, а также усиленные по­ложения многосторонних торговых соглашений в области сельского хозяйства, текстиля и одежды [1]. Декларация подтвердила, что создание Всемирной торговой организации от­крыло новую эру в международном экономическом сотрудничестве, отразив широкое жела­ние ра­ботать в рамках более справедливой и более открытой многосторонней системы тор­говли в интересах благосостояния всех народов. Министры стран - участниц выразили ре­шимость противостоять всевозможным протекционистским тенденциям, считая, что либера­лизация торговли и более строгие правила, о которых была достигнута договоренность в ходе Уруг­вайского раунда, приведут к большей открытости в торговле. Страны - участницы подтвер­дили свою решимость добиваться большей гармонизации мировой политики в об­ласти тор­говли, валютно-финансовых отношений, включая сотрудничество между ВТО, МВФ и Все­мирным банком, осуществляемое с этой целью [4]. Участие в Уругвайском раунде было более широким, чем в пред­шествую­щих многосторонних торговых переговорах. В частности, развивающиеся страны играли в этом процессе заметную и активную роль. Это явилось историческим шагом на пути к бо­лее сбалансированному и интегрированному партнерству стран в области тор­говли. В период проведения переговоров во многих развивающихся странах и стра­нах, в ко­торых прежде практиковалась экономика централизованного планирования, были приняты важные меры, направленные на проведение экономической реформы и автономную либера­лизацию торговли. Результаты переговоров воплотили в себе положения о предостав­лении развивающимся странам дифференцированного и более благоприятного режима, включая особое внимание к положению наименее развитых стран. Члены организации под­черкнули важность реализации этих положений в интересах наименее развитых стран и зая­вили о своей готовности продолжать оказывать помощь и способствовать расширению их торговли и увеличению возможностей инвестиций. Они согласились регулярно рассматри­вать на Конференции министров и соответствующих органов ВТО влияние реализации ре­зультатов Уругвайского раунда на наименее развитые страны, а также на развивающиеся страны, кото­рые являются нетто-импортерами продовольствия, для разработки позитивных мер, позво­ляющих таким странам достичь целей национального развития [4]. Министры признают необходимость укрепления способности ГАТТ и ВТО предос­тавлять расширенную техническую помощь в сферах их компетенции и, в особенно­сти, рас­ширить ее оказание наименее развитым странам. Министры стран - участниц, поста­вив свои подписи под Заключительным Актом, воплощающим результаты Уругвайского ра­унда мно­госторонних торговых переговоров, и приняв согласованные решения на уровне министров, положили начало перехода от ГАТТ к ВТО. В частности, был учрежден Подго­товительный комитет с целью подготовки к вступлению в силу Соглашения по ВТО и обес­печения надле­жащих шагов, необходимых для его ратификации, с тем, чтобы оно могло вступить в силу к 1 января 1995 г. или как можно скорее после этой даты. Кроме того, мини­стры приняли ре­шение по вопросам торговли и окружающей среды [3]. ВТО родилась на основе хрупкого компромисса в последние недели Уругвай­ского ра­унда. В предшествовавших документах: Декларации Пунта-дель-Эсте (сентябрь 1986 года), открывшей Раунд; в решениях так называемого среднесрочного обзора на уровне ми­нистров (1988 год), в первом предварительном проекте Заключительного акта Раунда, пред­ставлен­ного в Брюсселе Конференции Министров (декабрь 1990 года), не предусматрива­лось, что Раунд завершится трансформацией ГАТТ в полноправное, новое международное учреждение – ВТО [1]. Однако на неофициальном уровне переговоры о создании организационного меха­низма в рамках ГАТТ велись с конца 1988 года. ЕС 9 июля 1990 года официально пред­ставил Группе, где обсуждались проблемы организационного укрепления ГАТТ, предложе­ние о создании Международной Торговой Организации. Примерно в это же время Швейца­рия предложила преобразовать межправительственные органы ГАТТ в международную ор­гани­зацию и рассматривать ее как недостающее звено Бреттон-Вудской экономической сис­темы. США предложили 18 октября 1990 года создать Совет управляющих ГАТТ, который обладал бы широкими организационными функциями и нес основную ответственность за подготовку и создание в будущем организации-преемника ГАТТ [2].

В проекте Заключительного акта переговоров, который был предан гласно­сти в де­кабре 1991 года, содержалось предложение о создании Международной Торговой Организа­ции, однако многочисленные квадратные скобки почти по всем основным положе­ниям про­екта указывали на серьезные разногласия между его участниками и говорили о том, что во­прос этот остался нерешенным.

В 1992 и 1993 годах работа над проектом соглашения о создании ВТО продолжалась в неофициальном порядке буквально до последней предельной даты завершения Раунда, кото­рая была установлена на 15 декабря 1993 года. Что же касается названия новой организации, то оно появилось в последние минуты перед официальным подписанием Заключительного акта переговоров: когда слово “Международная” было заменено словом “Всемирная”.

15 апреля 1994 г. в городе Марракеше официальный документ о заверше­нии пере­говоров - Заключительный акт, был подписан министрами 111 государств, из них 104 подпи­сали Соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации – ВТО [3].

Соглашение о ВТО и входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены ВТО должны были провести взаимные переговоры о снижении барьеров в торговле товарами и услугами. Перечни этих обязательств также входят в качестве составной части в общий пакет договоренностей. Они составляют несколько десятков объемных томов и носят сугубо конкретный характер.

Контуры пакета договоренностей Уругвайского раунда в самом общем виде могут быть очерчены перечнем документов, приложенных к Заключительному акту и со­ставляю­щих его содержание. Одновременно этот перечень дает представление о своеобраз­ной “ар­хитектуре” пакета договоренностей, родившейся в итоге сложного компромисса, дос­тигну­того буквально в последние дни и даже часы переговоров. Перечень дается в том виде, в ко­тором пакет документов был представлен 15 апреля 1994 года Совещанию министров в го­роде Марракеше и затем передан странам-участницам переговоров для принятия [2].

Список использованной литературы

Шумилов В.М. ВТО и международное право // Международное частное и пуб­личное право. 2003. № 1 (5). Зубец А.Н., Коломин Е.В., Королев И.С. Присоединение России к Всемирной тор­говой организации: вопросы страховых услуг. - ИНЭМО РАН. НИФИ Минфина РФ - М.: 2001. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 400 с. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2001. – 734 с.
Просмотров работы: 1404