В России во все времена остро стоял вопрос неравенства, но в настоящее время он, хоть и смягчился, все равно имеет особую актуальность. Российская Федерация – демократическое правовое государство, а, значит, все его граждане имеют равные права и свободы, но, к сожалению, не все имеют в действительности равные возможности.
Социальное неравенство выражается в неравном доступе населения к благам, дефицитным ресурсам, ценностям и полномочиям в связи с занимаемым местом в социуме.
В ходе государственно-демократических и рыночных реформ социальный состав российского общества значительно изменился. Он стал более гибким, подвижным. Возросло количество социальных статусов. Размылись границы старых и сформировались новые общественные группы.
Региональные рынки труда имеют четкие границы, не являясь гармоничными частями общероссийского рынка, и это привело к значительной застойной безработице, разорвало пропорциональную связь между трудовыми усилиями и размером доходов. Также возросла социальная поляризация групп и слоев. Расширились границы нищеты и бедности, ускорилась люмпенизация населения [2].
По данным Росстата численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 15,6 млн чел., то есть 11% от общей численности населения. Прожиточный минимум составляет около 6500 рублей на человека. Доля населения со средним месячным заработком от 7000 до 15000 рублей составляет 34,8% от общей численности населения, со средним заработком от 15000 до 25000 рублей – 23,5%, свыше 25000 рублей – 22,9% от общей численности населения.
В российском обществе имеются следующие слои населения:
1. Управляющая политическая и экономическая элита.
2. Верхний слой - крупные и средние собственники, директора крупных и средних предприятий, менеджеры.
3. Средний прото-слой - мелкие предприниматели, менеджеры, высшая интеллигенция, руководители бюджетных учреждений, офицеры силовых структур.
4. Базовый слой - интеллигенция, технические служащие, рабочая элита, работники торговли и сервиса, рабочие средней квалификации, крестьяне.
5. Нижний слой - неквалифицированные рабочие, работники без профессий, временно безработные.
6. Социальное дно - бездомные, беспризорные, алкоголики, наркоманы, проститутки, мелкие преступники и другие группы.
Россия все еще находится на трансформационном этапе, поэтому необходимые социальные реформы следует проводить именно сейчас, пока структура, порядки и облик общества не сформировались окончательно. Эти реформы предполагают: правовое и моральное изменение «верхушки» общества путем антикоррупционной и законодательной деятельности государства; установление доверительных, поддерживающих отношений между трудящимися, предпринимателями и государством. Это необходимые условия для восстановления доверия народа к демократическим институтам и начала формирования широкого среднего слоя [1].
К сожалению, проблема неравенства часто обходится политиками стороной, хотя она стоит сейчас очень остро. В основном власть уделяет внимание проблеме бедности.
Начиная с перестройки, расхождение полюсов «бедные – богатые» в России неуклонно росло и продолжает расти. Парадокс: чем богаче государство, тем сильнее неравенство. Но, выход всё-таки есть. Есть некая оптимальная планка неравенства, которая, во-первых, не душит инициативу, побуждая людей к труду, во-вторых, рыночные механизмы не ограничены, они ведут к концентрации доходов, капитала и собственности. Главное - такой уровень не порождает огромной массы населения, живущей на грани нищеты [3].
Главным регулятором должна стать прогрессивная шкала налогообложения по совокупным доходам. Государство этим обеспечит определенный уровень социальных гарантий и определит свои приоритеты по отношению к бюджетной сфере. Введение прогрессивной шкалы позволит увеличить пенсию, минимальную заработную плату, зарплату бюджетникам.
В существующих же условиях неравенство будет постоянно увеличиваться. Что касается власти, то произошли определенные сдвиги в этом направлении. При Комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству создана рабочая группа по совершенствованию налоговой политики.
Список использованной литературы
Михайлов В. А. Социология: Курс лекций / Под ред. В. А. Михайлова. - Ульяновск: УлГТУ, 2004.- 207 с.
Токарева Е. М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. – 70 с.
Журнал «Бюджет». http://bujet.ru/.
Национальные счета: Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/